№ 2а-853/2021
Решение по состоянию на 30.04.2021 не вступило в законную силу
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2021 года
Советский районный суд г.Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кострыкиной И.В.,
при помощнике судьи Умаровой М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области к Харитоновой В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Харитоновой Т.А. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав в обоснование своих требований, что ответчик состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции ФНС России №6 по Астраханской области. С <дата> по <дата> налогоплательщик являлся индивидуальным предпринимателем.
Налогоплательщиком несвоевременно был уплачен налог, в связи с этим ему были начислены пени.
Согласно сведений МРО ГИБДД Управления МВД России по Астраханской области, а также Центра ГИМС МЧС России по Астраханской области поступивших в Инспекцию, Харитонова Т.А. является (лась) собственником транспортных средств:
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак:У939КР30,Марка/Модель: HYUNDAI SOLARIS, VIN: <номер>, Год выпуска 2012, Дата регистрации права <дата> 00:00:00, Дата утраты права <дата>;
- Моторные лодки, Государственный регистрационный знак: Р0859АЮ, Марка/Модель: VIN: Б/Н, Год выпуска 2013, Дата регистрации права <дата> 00:00:00, Дата утраты права <дата>.
Инспекцией были направлены налогоплательщику налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата> с расчетом транспортного и земельного налога за 2016- 2017 гг.
В связи с тем, что Хариновой Т.А. обязательство по уплате налога не исполнено, Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ было направлено требование об уплате налога, пени от <дата> <номер>.
Просят взыскать с Харитоновой В.А. в пользу Межрайонной Инспекции ФНС России <номер> по <адрес> задолженность: по транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 578,48 руб.. по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до <дата>): пеня в размере 700,58 руб., по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: пеня в размере 376,10 руб., по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемого в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 1984,81 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: пеня в размере 19,87 руб., по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному): пеня в размере 45,99 руб., на общую сумму 3705.83 рублей.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик Харитонова Т.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежаще, о причинах неявки суду не сообщила.
Суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст.3 Налогового Кодекса РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками транспортного налога в силу ст. 357 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу п. 1 ст. 358 НК РФ автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения.
Положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" ГУ – Управление Пенсионного фонда России в Советском районе г. Астрахани Астраханской области было наделено полномочиями по взысканию страховых взносов с граждан.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона N 250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон N 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Таким образом, полномочия по взысканию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование законодателем возложены на налоговые органы.
На момент образования задолженности по страховым взносам отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, регламентировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ФЗ N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьей 5 Федерального закона N 212-ФЗ, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Статьей 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).
Согласно ст. 20 ФЗ N 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 настоящего Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании (требованиях) об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве"), с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с ч. 1 ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Судом установлено, что Харитонова Т.А. состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции ФНС России №6 по Астраханской области. С <дата> по <дата> налогоплательщик являлся индивидуальным предпринимателем.
Налогоплательщиком несвоевременно был уплачен налог, в связи с этим ему были начислены пени.
Согласно сведений МРО ГИБДД Управления МВД России по Астраханской области, а также Центра ГИМС МЧС России по Астраханской области поступивших в Инспекцию, Харитонова Т.А. является (лась) собственником транспортных средств:
- Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак:У939КР30,Марка/Модель: HYUNDAI SOLARIS, VIN: <номер>, Год выпуска 2012, Дата регистрации права <дата> 00:00:00, Дата утраты права <дата>;
- Моторные лодки, Государственный регистрационный знак: Р0859АЮ, Марка/Модель: VIN: Б/Н, Год выпуска 2013, Дата регистрации права <дата> 00:00:00, Дата утраты права <дата>.
Инспекцией были направлены налогоплательщику налоговые уведомления <номер> от <дата>, <номер> от <дата> с расчетом транспортного и земельного налога за 2016- 2017 гг.
В связи с тем, что Хариновой Т.А. обязательство по уплате налога не исполнено, Инспекцией в соответствии со ст. 69 НК РФ было направлено требование об уплате налога, пени от <дата> <номер>.
Согласно требование об уплате налога, пени от <дата> <номер> установлен срок исполнения по уплате налога до 17.09.2019г. Таким образом, исходя из данного требования об уплате задолженности, истец должен был обратиться к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа по истечении шести месяцев со дня установленного срока для уплаты задолженности, то есть до 17.03.2020г. (от срока - до <дата>).
Как следует из материалов дела, судебный приказ вынесен 11.06.2020г., следовательно, истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа в начале июня 2020г., то есть по истечении шестимесячного срока для подачи в суд заявления о вынесении судебного приказ. <дата> данный судебный приказ был отменен в связи с поступившими от Харитоновой В.А. возражениями.
В районный суд с данным административным иском истец 29.12.2020г., то есть с пропуском шестимесячного срока дня отмены судебного приказа.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС Российской Федерации № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица суд обязан проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 3 абз. 2 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 8 статьи 219 упомянутого Кодекса, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Анализируя вышеприведенные нормы права и, исходя и представленных доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения, как к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, так и в суд с данным иском. Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Астраханской области к Харитоновой В.А. о взыскании обязательных платежей и санкций - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения, через районный суд, принявший решение.
Полный текст решения изготовлен 30.04.2021г.
Судья: И.В. Кострыкина