Решение по делу № 33-7937/2023 от 23.06.2023

Судья – Макарова Н.В.

Дело № 33-7937/2023

№ дела в суде первой инстанции 2-112/2023

УИД 59RS0008-01-2022-004254-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Ивановой Е.В.,

при секретаре Чернышевой К.Н.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Администрации Пермского муниципального округа Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 по иску Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края к Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяне Александровне об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа;

встречному иску Постоноговой Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяны Александровны к Администрации Пермского муниципального округа, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма,

Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» обратилась в Пермский районный суд Пермского края с иском к Выговской Татьяне Александровне, Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2. об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: **** аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Двуреченского сельского поселения от 18.11.2015 № 376 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****», ввиду неосуществления собственниками жилых помещений требования о сносе аварийного дома №** по ул. **** п. **** в установленный срок, с целью дальнейшего использования высвобождаемого земельного участка для муниципальных нужд, администрацией Двуреченского сельского поселения 04.10.2021 издано Постановление № 250 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу». Собственниками квартиры 18, по вышеуказанному адресу являются: Выговская Татьяна Александровна, Постоногова Мария Анатольевна, несовершеннолетние П1., ** года рождения, П2., ** года рождения (по 1/4 доли в праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 21.08.2012). Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., расположенного по адресу: ****, и жилого помещения, общей площадью 30,5 кв.м., принадлежащего ответчикам, для муниципальных нужд путем выкупа, собственники были уведомлены 28.10.2021. В соответствии с отчетом об оценке ООО «Мотовилиха» №13/18 от 18.04.2022, размер возмещения за объект недвижимости жилое помещение, 1-комнатную квартиру, общей площадью 30,5 кв.м. по адресу: ****, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом и с учетом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья определен в размере в сумме 1370724 руб. Поскольку с момента получения ответчиками уведомления о выкупе вышеуказанного недвижимого имущества прошло более трех месяцев, истец на основании части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, обратился с настоящим иском в суд. С учетом изложенного, истец просит изъять для муниципальных нужд путем выкупа жилое помещение, общей площадью 30,5 кв.м., расположенное по адресу: **** и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3 560+/- 12 кв.м. кадастровый номер № ** у ответчиков посредством выплаты возмещения в размере по 342681 руб. каждому, обязать ответчиков предоставить истцу банковские реквизиты для перечисления денежных средств, прекратить право собственности ответчиков на имущество, признать право собственности истца на указанное имущество, признать ответчиков утратившим право собственности на данное имущество с момента регистрации права собственности администрации на вышеуказанное жилое помещение.

Определением, занесенным в протокол предварительного заседания, произведена замена первоначального истца администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» на правопреемника администрацию Пермского муниципального округа Пермского края (л.д. 120, 149).

Определением, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края (л.д. 150).

Постоногова Мария Анатольевна, действующая в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговская Татьяна Александровна обратились со встречным иском к Администрации Пермского муниципального округа о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма.

Мотивируя свои требования тем, что поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, включен в региональную программу по переселению, то в соответствии Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», положениями ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы по встречному иску имеют право требовать предоставления другого благоустроенного равнозначного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в границах Фроловского территориального округа Пермского муниципального округа, в том числе на ином правовом основании, например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 197-204).

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просили привлечь к участию в деле на стороне ответчика Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, возложить обязанность на надлежащего ответчика предоставить Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., Выговской Татьяне Александровне по договору социального найма, благоустроенное равнозначное, общей площадью не менее 30,5 кв.м., жилое помещение в п. ****, взамен непригодного для проживания, располагавшегося по адресу: ****.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 26.04.2023, в качестве соистца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску привлечено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 постановлено:

«Исковые требования Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края по первоначальному иску - оставить без удовлетворения.

Исковые требования по встречному иску удовлетворить в части.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., Выговской Татьяне Александровне взамен изымаемого аварийного жилого помещения по адресу: ****, иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 30,5 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма.

В удовлетворении исковых требований Постоноговой Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяны Александровны к Администрации Пермского муниципального округа отказать.

Решение суда после предоставления ответчикам жилого помещения является основанием для прекращения права долевой собственности Постоноговой Марии Анатольевны (1/4 доли), П1. (1/4 доли), П2. (1/4 доли), Выговской Татьяны Александровны (1/4 доли) на жилое помещение, расположенное по адресу: ****, а также права долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер **, пропорционально общей площади жилого помещения соразмерно долям ответчиков и возникновения права муниципальной собственности на вышеуказанное жилое помещение и земельный участок, внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.».

Определением судьи Пермского районного суда Пермского края от 13.06.2023 внесены исправления в решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 по гражданскому делу № **/2023: во втором абзаце резолютивной части решения суда адрес (местоположение) изымаемого аварийного жилого помещения, следует считать как «Пермский муниципальный округ, пос. ****».

С постановленным решением суда не согласилась администрация Пермского муниципального округа. В апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, удовлетворив требования администрации Пермского муниципального округа Пермского края. В обоснование доводов указывает, что действия администрации по нормам и требованиям ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации были проигнорированы ответчиками, в связи с чем и было подано соответствующее исковое заявление.

Представитель истца Титова Я.С. (по первоначальному иску) на доводах жалобы натаивала.

Представитель ответчиков (истцов по встречному иску) Понькина Д.А. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что ответчики малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий не признавались, на учете в качестве таковых не состоят.

Ответчики (истцы по встречному иску) Выговская Т.А., Постоногова М.А., ранее принимая участие в судебном заседании, показали, что не могут быть признаны малоимущими, учитывая получаемый доход, поэтому с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращались и обращаться не желают. Постоногова М.А., Постоногов А.С. и несовершеннолетние ответчики П1., П2. имеют в собственности жилое помещение по 1/4 доле каждый, приобретенное по ипотечному кредиту. Не возражают против предоставления на праве собственности жилого помещения, но без доплаты, поскольку уже вынуждены платить ипотеку, денежных средств для еще одного займа у них нет, от выкупной стоимости отказываются, поскольку Выговской Т.А. необходимо жилое помещение для проживания, иных жилых помещений у нее не имеется и не имелось, кроме аварийного.

Прокурор дал заключение о наличии основания для изменения судебного акта, предоставлении жилого помещения истцам по встречному иску в собственность.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 21.08.2012 за Выговской Татьяной Александровной, Постоноговой Марией Анатольевной, П1., ** года рождения, П2., 21.10.2006 года рождения на праве общей долевой собственности по 1/4 доли в праве за каждым зарегистрировано жилое помещение - однокомнатная квартира, общей площадью 30,5 кв.м., кадастровым номер **, расположенное по адресу: **** (л.д. 30-32).

Согласно Постановлению администрации Двуреченского сельского поселения № 376 от 18.11.2015 многоквартирный дом, расположенный по адресу: **** признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений рекомендовано освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течении 180 дней с момента получения уведомления (л.д. 9-11).

На основании постановления Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227 -п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы» многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края.

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения № 250 от 04.10.2021, принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3560 кв.м., для муниципальных нужд путем предоставления собственникам возмещения, а также об изъятии жилого помещения, принадлежащего ответчикам.

До обращения в суд, ответчикам заказными письмами 03.06.2022 были направлены проекты соглашений, копия отчета об оценке, копия выписки из ЕГРН на земельный участок, полученные 14.06.2022, которые со стороны ответчиков подписаны не были.

В соответствии с отчетом об оценке ООО «Мотовилиха» №13/18 от 18.04.2022, размер возмещения за объект недвижимости жилое помещение, 1-комнатную квартиру, общей площадью 30,5 кв.м. по адресу: ****, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом и с учетом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья определен в размере в сумме 1 370 724 руб. (л.д. 33-55).

Соглашение между сторонами достигнуто не было.

Разрешая требования истца по первоначальному иску, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении исходя из того, что ответчики (истцы по встречному иску) настаивают на предоставлении им взамен другого жилого помещения по договору социального найма, на выплату денежной компенсации не согласны.

Разрешая требования ответчиков (истцов по встречному иску) о возложении обязанности на надлежащего ответчика предоставить по договору социального найма, благоустроенное равнозначное, общей площадью не менее 30,5 кв.м., жилое помещение в п. Ферма Пермского муниципального округа, взамен непригодного для проживания, суд исходил из того, что Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края является органом, исполняющим обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принимая решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд руководствовался разъяснениями изложенными в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которым не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части предоставления истцам по встречному иску жилого помещения по договору социального найма согласиться не может.

Между тем с наличием у истцов права на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения соглашается, но считает, что оно подлежит им предоставлению на праве собственности по 1/4 доле каждому.

Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 N 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****

Согласно п. 6.2 раздела 6 Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:

предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений;

предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;

путем выплаты собственникам возмещения за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения;

путем предоставления субсидий собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений.

В соответствии с п. 6.4 Программы по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости предоставляемого жилого помещения, собственник обязан оплатить разницу в стоимости помещений. Порядок и сроки оплаты определяются соглашением с собственником жилого помещения, при этом срок оплаты не может быть установлен позднее 25 декабря года, в котором заключено соглашение с собственником, а при заключении такого соглашения в 2024 году срок оплаты разницы в стоимости помещений устанавливается не позднее 01 декабря 2024 года.

Предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с выселением может находиться в границах населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или с согласия в письменной форме этих граждан может находиться в границах другого населенного пункта на территории Пермского края.

Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий:

на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

собственники приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственники, право собственности у которых возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений;

предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В целях реализации Программы под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, общая площадь которого отличается от площади занимаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не более чем на 5 квадратных метров.

Таким образом, согласно п. 6.2 Программы жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого может быть предоставлено только с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со статьей 52 указанного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, определение от 15 февраля 2005 г. N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища, по договорам социального найма во внеочередном порядке даже в случае, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Из толкования приведенных нормативных положений жилищного законодательства, разъяснений Конституционного суда РФ в их взаимосвязи следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам при наличии совокупности двух условий: нуждаемости и наличия статуса малоимущих. Отсутствие одного из них, исключает возможность обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма.

Истцы по встречному иску малоимущими не признаны, отрицают возможность быть признанными таковыми, поскольку их доход превышает установленный прожиточный минимум на одного члена семьи, в связи с чем, им не может быть предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что истцам по встречному иску исходя из предмета заявленных исковых требований (предоставление жилого помещения) может быть предоставлено, взамен изымаемого, равнозначное жилое помещение в собственность без доплаты.

Истец Выговская Т.А. соответствует всем критерием, указанным в разделе 6 региональной адресной программы N 227-п, которые освобождают собственника от доплаты разницы в стоимости помещений при предоставлении равнозначного жилого помещения. Наличие в собственности других соистцов долей в праве собственности на иное жилое помещение, при условии, что законодателем установлен единый способ возмещения по соглашению долевых собственников, не может является основанием для предоставления жилого помещения в собственность на условиях возмещения разницы в стоимости жилых помещений.

Кроме того исходя из буквального токования положений ч.8 ст. 32 ЖК РФ и п.6.4 Программы, жилое помещение может быть предоставлено с зачетом его стоимости только по соглашению с собственником. Такое соглашение между истцами и ответчиком не достигнуто.

Так же согласно п.п.7 п. 6.4 Программы собственник освобождается от доплаты, если предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Принимая во внимание изложенное решение суда первой инстанции подлежит изменению в части правового основания предоставления жилого помещения, с возложением на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа обязанности предоставить жилое помещение истцам в собственность.

В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.

По изложенным выше основаниям доводы заявителя жалобы администрации подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 изменить в части правового основания предоставления жилого помещения.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить в собственность Выговской Татьяне Александровне (** г.р., паспорт: ****, выдан ****, код подразделения **, СНИЛС **), Постоноговой Марии Анатольевне (** г.р., паспорт: ****, выдан ****, код подразделения **, СНИЛС **), П1. (** г.р., свидетельство о рождении: ****, выдано ****), П2. (** г.р., паспорт: ***) по 1/4 доле каждой иное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,5 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма взамен изымаемого аварийного жилого помещения по адресу: Пермский муниципальный округ, пос. Ферма, дом ** кв. **.

В остальной части Решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 оставить без изменения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 24.08.2023 г.

Судья – Макарова Н.В.

Дело № 33-7937/2023

№ дела в суде первой инстанции 2-112/2023

УИД 59RS0008-01-2022-004254-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Пьянкова Д.А.,

судей Новоселовой Д.В., Ивановой Е.В.,

при секретаре Чернышевой К.Н.,

с участием прокурора Левыкиной Л.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 17 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Администрации Пермского муниципального округа Пермского края на решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 по иску Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края к Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяне Александровне об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа;

встречному иску Постоноговой Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяны Александровны к Администрации Пермского муниципального округа, Управлению жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма,

Заслушав доклад судьи Новоселовой Д.В., заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» обратилась в Пермский районный суд Пермского края с иском к Выговской Татьяне Александровне, Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2. об изъятии жилого помещения и доли в праве общей долевой собственности на земельный участок путем выкупа.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с признанием многоквартирного дома по адресу: **** аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Двуреченского сельского поселения от 18.11.2015 № 376 «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****», ввиду неосуществления собственниками жилых помещений требования о сносе аварийного дома №** по ул. **** п. **** в установленный срок, с целью дальнейшего использования высвобождаемого земельного участка для муниципальных нужд, администрацией Двуреченского сельского поселения 04.10.2021 издано Постановление № 250 «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу». Собственниками квартиры 18, по вышеуказанному адресу являются: Выговская Татьяна Александровна, Постоногова Мария Анатольевна, несовершеннолетние П1., ** года рождения, П2., ** года рождения (по 1/4 доли в праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 21.08.2012). Об изъятии земельного участка с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., расположенного по адресу: ****, и жилого помещения, общей площадью 30,5 кв.м., принадлежащего ответчикам, для муниципальных нужд путем выкупа, собственники были уведомлены 28.10.2021. В соответствии с отчетом об оценке ООО «Мотовилиха» №13/18 от 18.04.2022, размер возмещения за объект недвижимости жилое помещение, 1-комнатную квартиру, общей площадью 30,5 кв.м. по адресу: ****, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом и с учетом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья определен в размере в сумме 1370724 руб. Поскольку с момента получения ответчиками уведомления о выкупе вышеуказанного недвижимого имущества прошло более трех месяцев, истец на основании части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, обратился с настоящим иском в суд. С учетом изложенного, истец просит изъять для муниципальных нужд путем выкупа жилое помещение, общей площадью 30,5 кв.м., расположенное по адресу: **** и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 3 560+/- 12 кв.м. кадастровый номер № ** у ответчиков посредством выплаты возмещения в размере по 342681 руб. каждому, обязать ответчиков предоставить истцу банковские реквизиты для перечисления денежных средств, прекратить право собственности ответчиков на имущество, признать право собственности истца на указанное имущество, признать ответчиков утратившим право собственности на данное имущество с момента регистрации права собственности администрации на вышеуказанное жилое помещение.

Определением, занесенным в протокол предварительного заседания, произведена замена первоначального истца администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» на правопреемника администрацию Пермского муниципального округа Пермского края (л.д. 120, 149).

Определением, занесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края (л.д. 150).

Постоногова Мария Анатольевна, действующая в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговская Татьяна Александровна обратились со встречным иском к Администрации Пермского муниципального округа о возложении обязанности предоставить взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение по договору социального найма.

Мотивируя свои требования тем, что поскольку многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****, включен в региональную программу по переселению, то в соответствии Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», положениями ч.8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, истцы по встречному иску имеют право требовать предоставления другого благоустроенного равнозначного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма в границах Фроловского территориального округа Пермского муниципального округа, в том числе на ином правовом основании, например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма (л.д. 197-204).

Уточнив исковые требования в ходе рассмотрения дела, просили привлечь к участию в деле на стороне ответчика Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края, возложить обязанность на надлежащего ответчика предоставить Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., Выговской Татьяне Александровне по договору социального найма, благоустроенное равнозначное, общей площадью не менее 30,5 кв.м., жилое помещение в п. ****, взамен непригодного для проживания, располагавшегося по адресу: ****.

Определением, занесенным в протокол судебного заседания от 26.04.2023, в качестве соистца по первоначальному иску и ответчика по встречному иску привлечено Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края.

Решением Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 постановлено:

«Исковые требования Администрации Пермского муниципального округа, Управления жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края по первоначальному иску - оставить без удовлетворения.

Исковые требования по встречному иску удовлетворить в части.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить Постоноговой Марии Анатольевне, действующей в своих интересах и в интересах П1., Выговской Татьяне Александровне взамен изымаемого аварийного жилого помещения по адресу: ****, иное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 30,5 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма.

В удовлетворении исковых требований Постоноговой Марии Анатольевны, действующей в своих интересах и в интересах П1., П2., Выговской Татьяны Александровны к Администрации Пермского муниципального округа отказать.

Решение суда после предоставления ответчикам жилого помещения является основанием для прекращения права долевой собственности Постоноговой Марии Анатольевны (1/4 доли), П1. (1/4 доли), П2. (1/4 доли), Выговской Татьяны Александровны (1/4 доли) на жилое помещение, расположенное по адресу: ****, а также права долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер **, пропорционально общей площади жилого помещения соразмерно долям ответчиков и возникновения права муниципальной собственности на вышеуказанное жилое помещение и земельный участок, внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.».

Определением судьи Пермского районного суда Пермского края от 13.06.2023 внесены исправления в решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 по гражданскому делу № **/2023: во втором абзаце резолютивной части решения суда адрес (местоположение) изымаемого аварийного жилого помещения, следует считать как «Пермский муниципальный округ, пос. ****».

С постановленным решением суда не согласилась администрация Пермского муниципального округа. В апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать, удовлетворив требования администрации Пермского муниципального округа Пермского края. В обоснование доводов указывает, что действия администрации по нормам и требованиям ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации были проигнорированы ответчиками, в связи с чем и было подано соответствующее исковое заявление.

Представитель истца Титова Я.С. (по первоначальному иску) на доводах жалобы натаивала.

Представитель ответчиков (истцов по встречному иску) Понькина Д.А. возражала против удовлетворения жалобы, пояснила, что ответчики малоимущими, нуждающимися в улучшении жилищных условий не признавались, на учете в качестве таковых не состоят.

Ответчики (истцы по встречному иску) Выговская Т.А., Постоногова М.А., ранее принимая участие в судебном заседании, показали, что не могут быть признаны малоимущими, учитывая получаемый доход, поэтому с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не обращались и обращаться не желают. Постоногова М.А., Постоногов А.С. и несовершеннолетние ответчики П1., П2. имеют в собственности жилое помещение по 1/4 доле каждый, приобретенное по ипотечному кредиту. Не возражают против предоставления на праве собственности жилого помещения, но без доплаты, поскольку уже вынуждены платить ипотеку, денежных средств для еще одного займа у них нет, от выкупной стоимости отказываются, поскольку Выговской Т.А. необходимо жилое помещение для проживания, иных жилых помещений у нее не имеется и не имелось, кроме аварийного.

Прокурор дал заключение о наличии основания для изменения судебного акта, предоставлении жилого помещения истцам по встречному иску в собственность.

Проверив законность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, который признан аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 21.08.2012 за Выговской Татьяной Александровной, Постоноговой Марией Анатольевной, П1., ** года рождения, П2., 21.10.2006 года рождения на праве общей долевой собственности по 1/4 доли в праве за каждым зарегистрировано жилое помещение - однокомнатная квартира, общей площадью 30,5 кв.м., кадастровым номер **, расположенное по адресу: **** (л.д. 30-32).

Согласно Постановлению администрации Двуреченского сельского поселения № 376 от 18.11.2015 многоквартирный дом, расположенный по адресу: **** признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, собственникам помещений рекомендовано освободить занимаемые жилые помещения и осуществить снос аварийного дома в течении 180 дней с момента получения уведомления (л.д. 9-11).

На основании постановления Правительства Пермского края от 29.03.2019 № 227 -п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы» многоквартирный дом по вышеуказанному адресу включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края.

Постановлением администрации Двуреченского сельского поселения № 250 от 04.10.2021, принято решение об изъятии земельного участка с кадастровым номером **, площадью 3560 кв.м., для муниципальных нужд путем предоставления собственникам возмещения, а также об изъятии жилого помещения, принадлежащего ответчикам.

До обращения в суд, ответчикам заказными письмами 03.06.2022 были направлены проекты соглашений, копия отчета об оценке, копия выписки из ЕГРН на земельный участок, полученные 14.06.2022, которые со стороны ответчиков подписаны не были.

В соответствии с отчетом об оценке ООО «Мотовилиха» №13/18 от 18.04.2022, размер возмещения за объект недвижимости жилое помещение, 1-комнатную квартиру, общей площадью 30,5 кв.м. по адресу: ****, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок с кадастровым номером № **, площадью 3560+/-12 кв.м., на котором расположен многоквартирный дом и с учетом убытков, причиненных собственникам его изъятием, включая убытки, которые они несут в связи с временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поисками жилья определен в размере в сумме 1 370 724 руб. (л.д. 33-55).

Соглашение между сторонами достигнуто не было.

Разрешая требования истца по первоначальному иску, суд пришел к выводу об отказе в их удовлетворении исходя из того, что ответчики (истцы по встречному иску) настаивают на предоставлении им взамен другого жилого помещения по договору социального найма, на выплату денежной компенсации не согласны.

Разрешая требования ответчиков (истцов по встречному иску) о возложении обязанности на надлежащего ответчика предоставить по договору социального найма, благоустроенное равнозначное, общей площадью не менее 30,5 кв.м., жилое помещение в п. Ферма Пермского муниципального округа, взамен непригодного для проживания, суд исходил из того, что Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края является органом, исполняющим обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии со статьёй 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принимая решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд руководствовался разъяснениями изложенными в абзаце 4 пп. «и» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» согласно которым не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции в части предоставления истцам по встречному иску жилого помещения по договору социального найма согласиться не может.

Между тем с наличием у истцов права на предоставление жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения соглашается, но считает, что оно подлежит им предоставлению на праве собственности по 1/4 доле каждому.

Постановлением Правительства Пермского края от 29.03.2019 N 227-п утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2019-2024 годы, в которую включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: ****

Согласно п. 6.2 раздела 6 Программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется следующими способами:

предоставление жилых помещений путем заключения договоров мены взамен изымаемых жилых помещений;

предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации;

путем выплаты собственникам возмещения за изымаемые в муниципальную собственность жилые помещения;

путем предоставления субсидий собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на приобретение других жилых помещений.

В соответствии с п. 6.4 Программы по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости предоставляемого жилого помещения, собственник обязан оплатить разницу в стоимости помещений. Порядок и сроки оплаты определяются соглашением с собственником жилого помещения, при этом срок оплаты не может быть установлен позднее 25 декабря года, в котором заключено соглашение с собственником, а при заключении такого соглашения в 2024 году срок оплаты разницы в стоимости помещений устанавливается не позднее 01 декабря 2024 года.

Предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с выселением может находиться в границах населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение, или с согласия в письменной форме этих граждан может находиться в границах другого населенного пункта на территории Пермского края.

Собственники освобождаются от доплаты разницы в стоимости помещений, если они приобрели право собственности, долю в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до принятия решения о признании его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции при соблюдении следующих условий:

на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также на дату заключения договора мены у собственников отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования;

собственники приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а собственники, право собственности у которых возникло в порядке наследования на жилое помещение в многоквартирном доме, - независимо от даты признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции собственниками не совершались действия по отчуждению жилых помещений;

предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В целях реализации Программы под равнозначным жилым помещением понимается жилое помещение, общая площадь которого отличается от площади занимаемого жилого помещения в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не более чем на 5 квадратных метров.

Таким образом, согласно п. 6.2 Программы жилое помещение по договору социального найма взамен изымаемого может быть предоставлено только с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).

В соответствии со статьей 52 указанного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По общему правилу, закрепленному в части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, определение от 15 февраля 2005 г. N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; часть 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания.

По своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища, по договорам социального найма во внеочередном порядке даже в случае, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Из толкования приведенных нормативных положений жилищного законодательства, разъяснений Конституционного суда РФ в их взаимосвязи следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам при наличии совокупности двух условий: нуждаемости и наличия статуса малоимущих. Отсутствие одного из них, исключает возможность обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма.

Истцы по встречному иску малоимущими не признаны, отрицают возможность быть признанными таковыми, поскольку их доход превышает установленный прожиточный минимум на одного члена семьи, в связи с чем, им не может быть предоставлено во внеочередном порядке жилое помещение муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Между тем судебная коллегия приходит к выводу, что истцам по встречному иску исходя из предмета заявленных исковых требований (предоставление жилого помещения) может быть предоставлено, взамен изымаемого, равнозначное жилое помещение в собственность без доплаты.

Истец Выговская Т.А. соответствует всем критерием, указанным в разделе 6 региональной адресной программы N 227-п, которые освобождают собственника от доплаты разницы в стоимости помещений при предоставлении равнозначного жилого помещения. Наличие в собственности других соистцов долей в праве собственности на иное жилое помещение, при условии, что законодателем установлен единый способ возмещения по соглашению долевых собственников, не может является основанием для предоставления жилого помещения в собственность на условиях возмещения разницы в стоимости жилых помещений.

Кроме того исходя из буквального токования положений ч.8 ст. 32 ЖК РФ и п.6.4 Программы, жилое помещение может быть предоставлено с зачетом его стоимости только по соглашению с собственником. Такое соглашение между истцами и ответчиком не достигнуто.

Так же согласно п.п.7 п. 6.4 Программы собственник освобождается от доплаты, если предоставляемое по договору мены жилое помещение равнозначно по площади жилому помещению, занимаемому собственником в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Принимая во внимание изложенное решение суда первой инстанции подлежит изменению в части правового основания предоставления жилого помещения, с возложением на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа обязанности предоставить жилое помещение истцам в собственность.

В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.

По изложенным выше основаниям доводы заявителя жалобы администрации подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 изменить в части правового основания предоставления жилого помещения.

Возложить на Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края обязанность предоставить в собственность Выговской Татьяне Александровне (** г.р., паспорт: ****, выдан ****, код подразделения **, СНИЛС **), Постоноговой Марии Анатольевне (** г.р., паспорт: ****, выдан ****, код подразделения **, СНИЛС **), П1. (** г.р., свидетельство о рождении: ****, выдано ****), П2. (** г.р., паспорт: ***) по 1/4 доле каждой иное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,5 кв.м., в черте населенного пункта пос. Ферма взамен изымаемого аварийного жилого помещения по адресу: Пермский муниципальный округ, пос. Ферма, дом ** кв. **.

В остальной части Решение Пермского районного суда Пермского края от 02.05.2023 оставить без изменения.

Председательствующий: (подпись)

Судьи: (подписи)

Определение в окончательной форме изготовлено 24.08.2023 г.

33-7937/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования "Двуреченское сельское поселение" (замена)
Прокуратура Пермского района
Ответчики
Постоногова Мария Анатольевна действующая в своих интересах и в интересах Постаноговой А.А. 2006г.р., Постаноговой О.В. 2012г.р.
Администрация Пермского муниципального округа Пермского края
Выговская Татьяна Александровна
Информация скрыта
Другие
Управление жилищных отношений администрации Пермского муниципального округа Пермского края
ТУ Министерство социального развития Пермского края по Пермскому муниципальному району и Добрянскому городскому округу
МКУ Управление благоустройством Пермского муниципального района
Паршаков Сергей Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Новоселова Диана Вячеславовна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
23.06.2023Передача дела судье
03.08.2023Судебное заседание
17.08.2023Судебное заседание
24.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2023Передано в экспедицию
17.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее