Дело № 2а-470/2021
УИД 28RS0023-01-2021-000582-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2021 года г. Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Тотмяниной М.В.,
при помощнике судьи Пожидаевой А.М.,
с участием представителя административного истца Никульшиной Ю.В.,
помощника Тындинского городского прокурора Дашадандокова Р.Г.,
представителя административного ответчика Ермакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Тынды к Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Тынды обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Тындинскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Требования мотивированы тем, что решением Тындинского районного суда Амурской области от 30.09.2020 удовлетворены исковые требования Тындинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес>, а также иных лиц, временно пребывающих в указанном доме, или находящихся в зоне возможного обрушения дома. Решением суда на Администрацию города Тынды возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего решения провести мероприятия по обеспечению безопасности жителей <адрес> путем переселения в жилые помещения маневренного фонда, пригодные для проживания, отвечающие санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 6 кв.м, на человека, до отпадения оснований, послуживших переселению в маневренный фонд, и принять меры по предоставлению гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, по достижению соглашений о возможном предоставлении им другого жилого помещения или расчетов компенсации выкупной стоимости жилья.
Решение суда вступило в законную силу 09 ноября 2020. 03.02.2021 года отделом судебных приставов по Тындинскому району возбуждено исполнительное производство №-ИП. 10.02.2021 года определением Тындинского районного суда Администрации города Тынды отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Не согласившись с указанным определением, Администрация города Тынды подала частную жалобу.
26 февраля 2021 в Администрацию города Тында поступило постановление, утвержденное начальником отделения - старшим судебным приставом ОСП по Тындинскому району УФССП России по Амурской области Т.А.Маюра, вынесенное 19.02.2021, о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в связи с не исполнением Администрацией города Тынды решения Тындинского районного суда от 30.09.2020.
Между тем, в действиях Администрации города Тынды отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решений суда в связи со следующим.
На основании постановления Администрации города Тынды от 30.08.2019 № 1861 многоквартирный <адрес> в г. Тынде признан аварийным и подлежащим сносу. Анализ норм действующего законодательства подтверждает, что после признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, Администрация города Тынды обязана принять меры по расселению проживающих в нем жильцов.
В настоящее время двум семьям из <адрес>, предоставлены жилые помещения для проживания по договору найма жилого помещения маневренного фонда, остальные проживающие в доме граждане отказались от переселения в маневренный фонд.
Реализация полномочий муниципального образования связанных с расселением жителей <адрес> осуществляется в условиях ограниченных возможностей, поскольку денежные средства на реализацию комплекса задач в бюджете муниципального образования города Тынды отсутствуют.
В муниципальном жилом фонде находятся 32 жилых помещения маневренного фонда, общей площадью 865,3 кв.м. На указанные помещения с гражданами заключены договоры найма жилых помещений маневренного фонда. Таким образом, в настоящее время Администрацией города Тынды не может быть исполнена обязанность по переселению жителей <адрес> в маневренный фонд, ввиду отсутствия свободных жилых помещений.
Процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд, установленная ст. 32 ЖК РФ, в связи со сносом жилого дома не завершена, в связи с чем Администрация города Тынды не имеет правовой возможности предоставлять собственникам жилые помещения либо проводить с ними расчеты компенсации стоимости выкупной цены изымаемых жилых помещений. В бюджете города Тынды денежные средства на компенсацию не предусмотрены. Бюджет города Тынды на 2021 и плановый период 2022-2023 сформирован с дефицитом.
Просит освободить Администрация города Тынды просит суд освободить ее от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца Никульшина Ю.В. просила удовлетворить исковые требования, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований, поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, и дав им оценку в соответствии со ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Тындинского районного суда от 30 сентября 2020 года исковые требования Тындинского городского прокурора действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации города Тында об обязании провести мероприятия по обеспечению безопасности жителей многоквартирного дома, удовлетворены. Администрацию г. Тында обязали в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в силу решения суда провести мероприятия по обеспечению безопасности жителей многоквартирного <адрес> путем переселения в жилые помещения маневренного фонда, пригодные для проживания, отвечающие санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 6 кв.м на одного человека, до отпадения оснований, послуживших их переселению в маневренный фонд. Обязали администрацию г. Тында принять меры по предоставлению гражданам других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма, по достижению соглашений о возможном предоставлении им другого жилого помещения или расчетов компенсации выкупной стоимости жилья.
3 февраля 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району ФССП по Амурской области возбуждено исполнительное производство, предмет исполнения: провести мероприятия по обеспечению безопасности жителей многоквартирного <адрес> путем переселения в жилые помещения маневренного фонда, пригодные для проживания, отвечающие санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 6 кв.м на одного человека, до отпадения оснований, послуживших их переселению в маневренный фонд, принять меры по предоставлению гражданам других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма, по достижению соглашений о возможном предоставлении им другого жилого помещения или расчетов компенсации выкупной стоимости жилья, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В связи с неисполнением указанного постановления судебным приставом-исполнителем ОСП по Тындинскому району 19 февраля 2021 года вынесено постановление о взыскании с должника Администрации города Тынды исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании установлено, что Администрацией города Тынды предпринимаются меры для исполнения решения суда, проведены работы по определению рыночной стоимости имущества, рыночная стоимость объекта оценки составляет 22 609 049 рублей. Бюджет города на 2021 год является дефицитным.
Как следует из материалов дела, в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора, поскольку им принимаются меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа, решение не исполнено по не зависящим от него причинам. Кроме этого, выделение денежных средств из областного бюджета на приобретение жилых помещений находится вне воли и контроля органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить административные исковые требования и освободить Администрацию города Тынды от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Администрации города Тынды к Отделу судебных приставов по Тындинскому району УФССП по Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию города Тынды от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя ОСП по Тындинскому району УФССП по Амурской области от 19 февраля 2021 года о взыскании исполнительного сбора, по исполнительному производству №-ИП.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись М.В. Тотмянина
Решение в окончательной форме принято 6 апреля 2021 года.
Копия верна Судья Тындинского районного суда
М.В. Тотмянина