Решение по делу № 33-376/2023 (33-7075/2022;) от 08.12.2022

Дело № 33-376/2023 (2-1517/2022)

УИД72RS0021-01-2022-000974-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ определение

г. Тюмень         16 января 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего: Плосковой И.В.,
судей: Пленкиной Е.А., Смоляковой Е.В.,
при секретаре: Матыченко И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» в лице представителя ФИО1 на решение Тюменского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» удовлетворить частично.

Принудительно изъять для нужд Российской Федерации у ФИО2 земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700кв.м., жилой дом с кадастровым номером <.......>, площадью 93,5 кв.м., расположенные по адресу: <.......>, по выкупной цене 11 860 000 рублей.

Прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700кв.м., жилой дом с кадастровым номером <.......>, площадью 93,5 кв.м., расположенные по адресу: <.......>.

Признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700кв.м., жилой дом с кадастровым номером <.......>, площадью 93,5 кв.м., расположенные по адресу: <.......>.

В остальной части иска - отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Смоляковой Е.В., пояснение представителя истца ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ответчика ФИО2, его представителя ФИО6, просивших оставить решение без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ «Уралуправтодор») обратилось в суд с иском к ФИО2 о принудительном изъятии земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700 кв.м и жилого дома с кадастровым номером <.......>, площадью 93,5 кв.м, расположенных по адресу: <.......> для нужд Российской Федерации, об установлении размера возмещения за изымаемые объекты в размере 10 403 000 руб., прекращении права собственности на земельный участок и жилой дом, признании права собственности Российской Федерации на указанные объекты.

Исковые требования мотивированы тем, что 28 октября 2021 года ФКУ «Уралуправтодор» принято распоряжение № 3937-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги Р-402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 17+200 – км 28+730, <.......> В соответствии с пунктом 1 распоряжения изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации подлежит земельный участок и объекты недвижимости, указанные в приложении к распоряжению, а именно: земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700 кв.м (документ-основание: в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации 72:17:0201014:25-72/041/2019-2 от 29 августа 2019 года); жилой дом с кадастровым номером <.......> площадью 93,5 кв.м (документ-основание: в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись регистрации 72:17:0201014:375-72/041/2019-2 29 августа 2019 года), которых является ФИО2 В соответствии с пунктом 2 распоряжения ФКУ «Уралуправтодор» должно обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельного участка и объектов недвижимого имущества, указанного в приложении к распоряжению. ФКУ «Уралуправтодор» подготовлено письмо № 01-11/8923 от 17 ноября 2021 года «Об изъятии объектов для государственных нужд», Проект соглашения о выкупе недвижимого имущества для государственных нужд по цене 10 363 900 руб., на основании отчета об оценке от 23 сентября 2021 года № 59/978-21-Ю, которые нарочно вручены ФИО2 18 ноября 2021 года. В установленные сроки подписанное соглашение об изъятии в адрес ФКУ «Уралуправтодор» не поступило. В адрес ФКУ «Уралуправтодор» от ФИО2 поступило уведомление (вх. № 01-09/244 от 30 ноября 2021 года) об отказе в подписании соглашения об изъятии в связи с несогласием с определенной стоимостью изымаемого земельного участка и расположенного на нем жилого дома, по результатам рассмотрения которого направлен ответ № 01-11/10021 от 15 декабря 2021 года.

Определением судьи Тюменского районного суда Тюменской области от 04 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лица привлечены Главное управление строительства Тюменской области, Управление Росреестра по Тюменской области.

Представитель истца ФКУ «Уралуправтодор» - ФИО1, действующая на основании доверенности от 17 марта 2022 года, в судебном заседании суда первой инстанции заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

Ответчик ФИО2, его представитель ФИО6, действующая на основании доверенности от 15 марта 2022 года, в судебном заседании суда первой инстанции с исковыми требованиями согласились частично, не согласились с размером возмещения за изымаемые объекты, просили при решении вопроса об установлении размера возмещения принять результаты судебной экспертизы и определить размер возмещения исходя из определенной экспертом рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

Представитель третьего лица Главного управления строительства Тюменской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в его отсутствие.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна истец ФКУ «Уралуправтодор» в лице представителя ФИО1, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части, исковые требования о принудительном изъятии земельного участка и жилого дома для нужд Российской Федерации с установлением размера выкупной цены в сумме 10 403 000 руб. удовлетворить.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и правовую позицию истца, выраженную при рассмотрении исковых требований в суде первой инстанции.

Отмечает, что размер стоимости выкупной цены определяется на день принятия ФКУ «Уралуправтодор» распоряжения № 3937-р от 28 октября 2021 года. Стоимость изымаемого имущества по состоянию на 27 октября 2021 года составила 10 403 000 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик ФИО2 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителей третьих лиц Главного управления строительства Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) № 3937-р от 28 октября 2021 года постановлено изъять в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки и объекты недвижимого имущества в целях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги 1Р 402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск. Реконструкция автомобильной дороги Р-402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 17+200 – км 28+730, <.......> (т. 1, л.д. 22-39).

В соответствии с пунктом 1 распоряжения изъятию в установленном порядке для нужд Российской Федерации, в том числе подлежат: земельный участок с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700 кв.м, расположенный по адресу: <.......>, р.<.......>, уч. 872, и жилой дом с кадастровым номером <.......> площадью 93,5 кв.м, расположенный по адресу: <.......>

Из выписки ЕГРН от 16 августа 2022 года, собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700 кв.м, расположенный по адресу: <.......>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, является ФИО2 (т. 1, л.д. 80-90).

Ответчику ФИО2 на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером <.......>, площадью 93,5 кв.м, расположенный по адресу: <.......>, что подтверждено выпиской из ЕГРН от 08 сентября 2021 года (т. 1, л.д. 91-95).

Из пункта 2 распоряжения следует, что ФКУ «Уралуправтодор» должно обеспечить в установленном порядке выполнение комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков и объектов недвижимого имущества, указанных в приложении к настоящему распоряжению; обеспечить опубликование настоящего распоряжения (за исключением приложения) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки и объекты недвижимого имущества, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков и объекта недвижимого имущества, подлежащих изъятию; направить копию настоящего распоряжения правообладателям изымаемых земельных участков и объектов недвижимого имущества письмом с уведомлением о вручении; направить копию настоящего распоряжения в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии; обеспечить подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения реализации Проекта; обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о подлежащих образованию (уточнению) земельных участках, права на которые прекращаются в соответствии с настоящим распоряжением; обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о принадлежности изъятых земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, если такие земельные участки не отнесены к категории земель населенных пунктов; обеспечить прекращение и переход прав на земельные участки в связи с изъятием в целях обеспечения реализации Проекта; обеспечить направление настоящего распоряжения в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы исполнительной власти Тюменской области и соответствующие органы местного самоуправления, на территории которых расположены земельные участки, подлежащие изъятию, для исполнения части 2 статьи 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части размещения настоящего распоряжения в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

В соответствии с отчетом об оценке № 59/978-21-Ю, подготовленным ООО «Оценочное дело» 23 сентября 2021 года, рыночная стоимость объектов оценки: – земельного участка с кадастровым номером <.......>, общей площадью 700 кв.м, расположенного по адресу: <.......>, по состоянию на дату проведения оценки (26 июля 2021 года) составляет 2 159 000 руб.; объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, право частной собственности на который подлежит прекращению – 7 935 000 руб. Рыночная стоимость убытков, связанных с изъятием недвижимого имущества составила 269 900 руб., из них: убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения – 115 000 руб.; убытки, связанные с переездом – 14 000 руб.; убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием в связи с поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него – 138 900 руб., убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием в связи с оформлением права собственности на другое жилое помещение – 2 000 руб. Всего рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки с учетом округления составила 10 363 900 руб. (т. 1, л.д. 41-43).

10 ноября 2021 года ФКУ «Уралуправтодор» в адрес ФИО2 направлено письмо № 01-11/8923 «Об изъятии объектов для государственных нужд», соглашение об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд в собственность Российской Федерации целях размещения объекта «Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск. Реконструкция автомобильной дороги Р-402 Тюмень-Ялуторовск-Ишим-Омск, участок км 17+200 – км 28+730, <.......>)», отчет об определении рыночной стоимости. Указанное уведомление получено ответчиком лично 18 ноября 2021 года, о чем свидетельствует его подпись (т. 1, л.д. 16-21, 78-79).

30 ноября 2021 года ФКУ «Уралуправтодор» получено уведомление об отказе ФИО2 в подписании соглашения № 34 об изъятии недвижимости для государственных нужд в собственность Российской Федерации в связи с несогласием с произведенной оценкой рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, произведенной ООО «Оценочное дело» по состоянию на 26 июля 2021 года. Ответчиком было предложено истцу изменить условия соглашения № 34 об изъятии недвижимости для государственных нужд в собственность Российской Федерации от 17 ноября 2021 года, определить размер возмещения в соответствии с отчетом об оценке объекта № 0710 от 26 июля 2021 года, произведенной ООО «Абсолют Оценка» по состоянию на 19 июля 2021 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества составляет 12 129 936 руб., а также убытки, понесенные собственником в результате изъятия земельного участка и расположенного на нем строения (с учетом округления), составляет 251 700 руб. В адрес ФКУ «Уралуправтодор» был направлен отчет, на который были получены возражения (т. 1, л.д. 120-126).

Определением Тюменского районного суда Тюменской области от 26 апреля 2022 года для определения рыночной стоимости недвижимого имущества, подлежащего изъятию для нужд Российской Федерации, по делу назначена судебная оценочная экспертиза, с поручением ее проведения экспертам ООО «Эксперт 72» (т. 2, л.д.199-202).

Из заключения эксперта № 81/06-22 от 15 июля 2022 года следует, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......> и жилого дома с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......>, с находящимися постройками и инженерными коммуникациями, с учетом убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером <.......> и жилого дома с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......>, убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность, оформлением права собственности на другое жилое помещение по состоянию на 27 октября 2021 года составляет 10 403 000 руб., из них: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 700 кв.м, адрес: <.......>, кадастровый номер <.......> – 1 402 000 руб.; индивидуальный жилой дом, назначение: жилое, этажность – 1, площадь 93,5 кв.м, адрес: <.......>, кадастровый номер <.......>, с находящимися постройками и инженерными коммуникациями – 8 778 000 руб.; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером <.......> и жилого дома с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......>а: убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность, оформлением права собственности на другое жилое помещение – 223 000 руб.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......>, с находящимися постройками и инженерными коммуникациями, с учетом убытков, связанных с изъятием земельного участка с кадастровым номером <.......> и жилого дома с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......>, убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением доя приобретения другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность, оформлением права собственности на другое жилое помещение по состоянию на 24 июня 2022 года составляет 11 860 000 руб., из них: земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь 700 кв.м, адрес: <.......>, кадастровый номер <.......> – 1 877 000 руб.; индивидуальный жилой дом, назначение: жилое, этажность – 1, площадь 93,5 кв.м, адрес: <.......>, кадастровый номер <.......>, с находящимися постройками и инженерными коммуникациями – 9 724 000 руб.; убытки, связанные с изъятием земельного участка с кадастровым номером <.......> и жилого дома с кадастровым номером <.......>, расположенных по адресу: <.......> убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения в собственность, оформлением права собственности на другое жилое помещение – 259 000 руб. (т. 3, л.д. 2-226).

Частично удовлетворяя исковые требования, руководствуясь частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 1 статьи 49, пунктом 7 статьи 56.3, пунктами 3, 4 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 281, статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, принимая во внимание заключение эксперта № 81/06-22 от 15 июля 2022 года, подготовленное ООО «Эксперт 72», суд определил принудительно изъять для нужд Российской Федерации земельный участок и жилой дом по выкупной цене в сумме 11 860 000 руб.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они мотивированны, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах, оценка которых произведена по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что размер стоимости выкупной цены определяется на день принятия ФКУ «Уралуправтодор» распоряжения № 3937-р от 28 октября 2021 года, судебная коллегия признает несостоятельными.

Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с частями 1, 2, 6, 7, 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В силу пункта 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.

При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

Из статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.

Согласно пункту 1 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.

В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

Согласно пунктам 6, 7, 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015, выкупная цена изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка включает в себя рыночную стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с невозможностью исполнения своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При рассмотрении судом дела о выкупе земельного участка выкупная цена определяется исходя из рыночной стоимости земельного участка на момент рассмотрения спора.

Определение выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, производится исходя из вида разрешенного использования, установленного в отношении такого участка до начала процедуры его изъятия для государственных или муниципальных нужд.

Вопреки доводам апеллянта, суд с учетом указанных выше норм права в совокупности, верно определил стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.

При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Выводы суда первой инстанции по обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения исковых требований, подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм гражданского законодательства, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют представленным по делу доказательствам, которым судом дана оценка, отвечающая требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Тюменского районного суда Тюменской области от 07 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Урал» Федерального дорожного агентства» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 января 2023 года.

33-376/2023 (33-7075/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Федеральное казенное учреждение Федеральное управление автомобильных дорог Урал
Ответчики
Клименко Алексей Владимирович
Другие
Управление государственного строительного надзора по Тюменской области
Управление Ростреестра по Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Смолякова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.tum.sudrf.ru
08.12.2022Передача дела судье
16.01.2023Судебное заседание
31.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.02.2023Передано в экспедицию
16.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее