№ 2-3017/2024
26RS0002-01-2024-006211-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2024 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Махтиевой З.Ж.,
с участием
представителя истца Шульц Г.В. - Хлебникова Ю.В., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика администрации г.Ставрополя – Антоненко А.С., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Шульц Г. В. к администрации г.Ставрополя, с участием комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, СНТ «Заря», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Титузовой Л.Д., нотариуса Шамрай Е.В., администрации Ленинского района г.Ставрополя, о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Шульц Г.В. обратился в суд с иском к администрации г.Ставрополя, с участием комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, СНТ «Заря», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Титузовой Л.Д., нотариуса Шамрай Е.В., администрации Ленинского района г.Ставрополя, о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что Шульц Е.Г., согласно решения общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества Заря от 20.10.2018, выделен в собственность земельный участок из коллективно-долевой собственности площадью 600 кв.м., <номер обезличен> (выписка от 20.05.2024 из протокола общего собрания членов садоводческого товарищества Заря от 20.10.2018). СНТ «Заря» г.Ставрополь, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 01.07.2024, создано 20.10.1995 в соответствии с Постановлением главы администрации Ленинского района г.Ставрополя и является в настоящее время действующим юридическим лицом. Согласно свидетельства о праве собственности на землю <номер обезличен> земельный надел в размере 12,6 га выделен СНТ Заря в коллективно - долевую собственность для закрепления под садовые участки. Имеется утвержденный план территории садоводческого товарищества Заря г.Ставрополь. План утвержден и заверен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству администрации г.Ставрополя. С 2018 года истец является членом садоводческого некоммерческого товарищества Заря, обрабатывает указанный земельный участок, ухаживает за насаждениями, исправно оплачивает членские и целевые взносы, несет все необходимые затраты на содержание участка (справка Председателя от 19.05.2024). Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 23.05.2024 на земельный участок <номер обезличен> право собственности не зарегистрировано. Земельный участок расположен в границах садоводческого товарищества Заря, местоположение <адрес обезличен>, <адрес обезличен> <адрес обезличен>, ограничений и обременений на земельный участок не установлено. Земельный участок снят с кадастрового учета <дата обезличена> ввиду отсутствия зарегистрированного права собственности. Истец подал заявление с описью вложения в администрацию г.Ставрополя 27.05.2024 о предоставлении указанного земельного участка в собственность, но до настоящего времени ответа не последовало. Истец считает, что ему правомерно выделен в собственность земельный участок, в соответствии с решением общего собрания садоводческого товарищества как члену садового товарищества. СНТ «Заря» г.Ставрополь создано 20.10.1995 и является действующим юридическим лицом. В предоставленной выписке о характеристиках объекта недвижимости полученных из Единого государственного реестра прав отсутствует какая - либо информация о наличии прав собственности на указанный земельный участок, не установлены какие-либо обременения, препятствующие оформлению в собственность земельного участка. Участок находится на территории СНТ согласно утвержденного плана. Все условия указанные в законодательстве выполнены. На основании изложенного, просит суд: признать за Шульц Г.В., <дата обезличена> года рождения, уроженцем <адрес обезличен> <адрес обезличен> право собственности на земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., вид разрешенного использования жилищно дачная застройка, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес обезличен>, <адрес обезличен>; указать, что данное решение является основанием для постановки указанного земельного участка на кадастровый учет.
В судебное заседание истец Шульц Г.В. не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Шульц Е.Г. – Хлебников Ю.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Ставрополя – Антоненко А.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований, просил суд отказать в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица - СНТ «Заря» не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Ленинского района г. Ставрополя, не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего Управление Росреестра по Ставропольскому краю, не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщил, а также не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание третьи лица Титузова Л.Д., нотариус Шамрай Е.В., не явились, надлежащим образом были извещены о времени и месте его проведения, о причинах неявки суду не сообщили, а также не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно доводов других лиц, участвующих в деле; использовать другие процессуальные права, а также несут процессуальные обязанности, установленные процессуальным законодательством.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3).
Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, ЗК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что на основании свидетельства о праве собственности на землю №159/3 в коллективно-долевую собственность СНТ «Заря» решением главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 №1599 предоставлен земельный участок – 12,6 га.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно протоколу общего собрания членов СНТ «Заря» от 20.10.2018 Шульц Г.В. принят в члены СНТ. Из земельного участка площадью 12,6 га, предоставленного СНТ «Заря» Шульц Г.В. выделен земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м.
29.05.2024 истец обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка <номер обезличен>, площадью 600 кв.м. в СНТ «Заря».
Уведомлением комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя от 01.08.2024 № 08/15-9394, администрация г.Ставрополя отказала истцу в оказании данной муниципальной услуги.
Из уведомления от 01.08.2024 № 08/15-9394 следует, что согласно выписке из протокола общего собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» от 20.10.2018 за Вами закреплен земельный участок <номер обезличен> площадью 600 кв.м. Однако, постановлением главы города Ставрополя от 24.06.1999 №2827 «Об изъятии и перераспределении земельный участков в садоводческих товариществах Ленинского района» принято решение об изъятии земельного участка №124 в садоводческом товариществе «Заря», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Ленинского района для перераспределения. Таким образом, СНТ «Заря» не вправе распоряжаться земельным участком <номер обезличен> в данном товариществе. Кроме того, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.06.2024 № КУВИ-<номер обезличен>, земельный участок <номер обезличен> с кадастровым номером <номер обезличен>, снят с государственного кадастрового учета 01.09.2023. Вами с комплектом документов не предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренная п. 2,8 ст. 3 Закона № 137-ФЗ. Проект межевания территории СНТ «Заря» отсутствует. В отношении СНТ «Заря» отсутствуют документы, указанные в п. 1 ч. 28 ст. 54 Закона № 217-ФЗ. В имеющихся в комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя разбивочном чертеже СТ «Заря» и плане размещения СНТ «Заря», полученных из Управления Росреестра по Ставропольскому краю, имеются противоречивые сведения относительно количества и местоположения земельных участков в указанном товариществе. В связи с отсутствием сведений об уточнении границ территории садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» определить, входит ли испрашиваемый земельный участок в границы территории данного товарищества, не представляется возможным. Выписка из протокола должна содержать все сведения, указанные в протоколе общего собрания членов товарищества. Однако, в выписке из протокола, представленной Вами с заявлением, не указаны общая списочная численность членов данного товарищества, количество присутствующих членов на собрании, а также результаты голосования по вопросу распределения Вам испрашиваемого земельного участка. Таким образом, данная выписка из протокола не может являться документом, устанавливающим распределение испрашиваемого земельного участка в собственность. Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для предоставления земельного участка <номер обезличен> в СНТ «Заря» для ведения садоводства в собственность бесплатно, не имеется.
Суд не может согласиться с данным уведомлением по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшем до 01.01.2019, предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с п. п. 3, 4 указанной статьи земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории осуществляется на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Согласно ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В силу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 9.1 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 № 137-ФЗ установлено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям урегулированы в ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Положениями ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было предусмотрено, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Принятие решения о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В соответствии с п. 4 ст. 28 названного Федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
В силу ст. 21 ФЗ № 66 от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действовавшей на момент принятия решения собранием уполномоченных СНТ) к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: 1) внесение изменений в устав такого объединения и дополнений к уставу или утверждение устава в новой редакции; 2) прием в члены такого объединения и исключение из его членов;3) определение количественного состава правления такого объединения, избрание членов его правления и досрочное прекращение их полномочий; 4) избрание председателя правления и досрочное прекращение его полномочий, если уставом такого объединения не установлено иное; 5) избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения и досрочное прекращение их полномочий; 6) избрание членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства и досрочное прекращение их полномочий; 7) принятие решений об организации представительств, фонда взаимного кредитования, фонда проката такого объединения, о его вступлении в ассоциации (союзы) садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений; 8) утверждение внутренних регламентов такого объединения, в том числе ведения общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных); деятельности его правления; работы ревизионной комиссии (ревизора); работы комиссии по контролю за соблюдением законодательства; организации и деятельности его представительств; организации и деятельности фонда взаимного кредитования; организации и деятельности фонда проката; внутреннего распорядка работы такого объединения; 9) принятие решений о реорганизации или о ликвидации такого объединения, назначении ликвидационной комиссии, а также утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; 10) принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов; 11) установление размера пеней за несвоевременную уплату взносов, изменение сроков внесения взносов малообеспеченными членами такого объединения; 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении; 13) рассмотрение жалоб на решения и действия членов правления, председателя правления, членов ревизионной комиссии (ревизора), членов комиссии по контролю за соблюдением законодательства, должностных лиц фонда взаимного кредитования и должностных лиц фонда проката; 14) утверждение отчетов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката; 15) поощрение членов правления, ревизионной комиссии (ревизора), комиссии по контролю за соблюдением законодательства, фонда взаимного кредитования, фонда проката и членов такого объединения; 16) принятие решения о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность такого объединения, (пп. 16 введен Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-Ф3) Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения, (абзац введен Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)».
До 01.03.2015 действовал порядок предоставления в собственность земельных участок садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединением, предусмотренный ст. 28 вышеуказанного федерального закона.
Пунктом 18 ст. 21 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусмотрено, что к компетенции общего собрания отнесено: распределение образованных или образуемых земельных участков между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, которым земельные участки предоставляются в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, с указанием условных номеров земельных участков согласно проекту межевания территории; (пп. 18 введен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ).
Пункт 3 ст. 14 этого же федерального закона предусматривает, что «земельные участки, образованные в соответствии с проектом межевания территории из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, предоставляются членам такого объединения в соответствии с распределением образованных или образуемых земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Садовые, огородные или дачные земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».
В соответствии с п. 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 312-ФЗ) до 01.03.2031 члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения (независимо от даты вступления в его члены).
Кроме того, с 01.03.2015 условиями для бесплатной передачи садоводу земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекта межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных).
Таким образом, действующее до 01.03.2015 и с 01.03.2015 законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях.
Существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23.04.1998;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Подобная позиция получила свое подтверждение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014 г. (п. 2.8).
Из пункта 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014, следует, что для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
Из материалов дела следует, что на основании свидетельства о праве собственности на землю №159/3 в коллективно-долевую собственность СНТ «Заря» решением главы администрации г. Ставрополя от 07.10.1992 №1599 предоставлен земельный участок – 12,6 га.
Положением п. 9 ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» о том, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю, выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, подтверждается наличие у СНТ «Заря» права собственности на земельный участок, расположенный в районе ур. Мамайские выпасы, общей площадью 12,6 га.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц СНТ «Заря» создано 20.10.1995.
Согласно протоколу общего собрания членов СНТ «Заря» от 20.10.2018 Шульц Г.В. принят в члены СНТ. Из земельного участка площадью 12,6 га, предоставленного СНТ «Заря» Шульц Г.В. выделен земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м.
Согласно справке СНТ «Заря» от 19.05.2024 Шульц Г.В. является членом СНТ «Заря», ему принадлежит земельный участок <номер обезличен> площадью 600 кв.м., взносы выплачены полностью.
Согласно плану организации и застройки СНТ «Заря», земельный участок <номер обезличен>, входит в территорию СНТ «Заря».
Ранее данный участок выделялся ФИО, однако ФИО отказался от земельного участка <номер обезличен>, что подтверждается постановлением главы администрации Ленинского района г. Ставрополя об изъятии и перераспределении земельных участков от 24.06.1999 №2827.
Согласно выписке из протокола межведомственной комиссии от 28.12.2001 №33/16 земельный участок <номер обезличен> распределен Титузовой Л.Д.
Свидетельств Титузовой Л.Д. на земельный участок не выдавалось. 23.04.2005 Титузова Л.Д. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти I-ДН <номер обезличен> от 25.04.2005.
Таким образом, судом установлено, что истец является членом СНТ «Заря», образованного до вступления в силу Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; истец на законных основаниях владеет спорным участком, расположенного на территории данного СНТ и выделенного товариществу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; использует участки по их целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, зарезервированы для государственных или муниципальных нужд или в отношении них федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении Шульц Г.В., ответчиком не представлено.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН, спорный земельный участок <номер обезличен> расположен в границах СНТ «Заря», дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 10.12.2005, площадью 600 кв.м., сведения о регистрации прав отсутствуют. 01.09.2023 объект недвижимости снят с кадастрового учета.
В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (ст. 69, 70 ЗК РФ).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 70 ЗК РФ).
В ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации, в том числе: вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5); межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7). То есть решение суда и межевой план являются равнозначными отдельными самостоятельными основаниями для осуществления государственного кадастрового учета (Кассационное Определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.07.2020 № 78-КАД20-1-К3).
Кроме того, Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) признал неверным вывод ряда судов о том, что при разрешении требований граждан к уполномоченным органам о признании права собственности на земельные участки в порядке приватизации они исходят из необоснованности таких требований, поскольку испрашиваемые земельные участки не сформированы как объекты права, не поставлены на кадастровый учет, им не присвоен кадастровый номер. В связи с этим право собственности на данные земельные участки в дальнейшем не может быть зарегистрировано, что в силу статьи 131 ГК РФ является обязательным.
Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010-2013 год (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014) разъяснил, что Другие суды обоснованно полагают, что формирование земельного участка в установленном порядке, с описанием и установлением его границ, не является обязательным условием его приватизации.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии со ст. 235 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); реквизиция (статья 242); конфискация (статья 243); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293 настоящего Кодекса.
По решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц. Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 настоящего Кодекса.
Статья 236 ГК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривала, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Абзац 7 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» об отнесении к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, и органов по государственной регистрации, принятие на учет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бесхозяйных недвижимых вещей, - введен Федеральным законом от 09 июня 2003 года № 69-ФЗ.
Постановление Правительства РФ № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей Управлениями юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принято 17.03.2003.
Администрация г. Ставрополя как орган местного самоуправления была вправе в период с 01.02.2000 по 2003 гг. осуществить действия в порядке ст. 225 и ст. 236 ГК РФ с выполнением процедуры приобретения права муниципальной собственности на недвижимую ведь, от права собственности на которую собственник отказался (бесхозяйная вещь), заявлений о постановке на учет объектов недвижимого имущества (бесхозяйных вещей) в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подано не было.
Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ в п. 2 ст. 53 ЗК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно пп. 1.1 ст. 19 ЗК РФ если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка (п. 1.1 введен Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ).
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке. Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела и приведенных норм закона, суд полагает, что исковые требования Шульц Г.В. о признании за ним права собственности на земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес обезличен>, а настоящее решение является основанием для постановки земельного участка в СНТ «Заря» <адрес обезличен> <номер обезличен> на государственный кадастровый учет и регистрации за Шульц Г.В., <дата обезличена> года рождения, права собственности на земельный участок в <адрес обезличен> <номер обезличен> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Шульц Г. В. – удовлетворить.
Признать за Шульц Г. В., <дата обезличена> года рождения, место рождения <адрес обезличен> <адрес обезличен>, право собственности на земельный участок <номер обезличен>, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес обезличен>.
Данное решение является основанием для постановки земельного участка в СНТ «Заря» <адрес обезличен> <номер обезличен> на государственный кадастровый учет и регистрации за Шульц Г. В., <дата обезличена> года рождения, права собственности на земельный участок в <адрес обезличен> <номер обезличен> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20.09.2024.
Судья Ю.С. Романенко