Решение по делу № 2-388/2024 от 30.07.2024

Гражданское дело № 2-388/24

УИД 24RS0034-01-2024-000433-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное)

с. Шалинское                                          29 октября 2024 г.

Манский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,

при ведении протокола судебного заседания Маркиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-388/24 по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края об обязании устранить нарушения в сфере питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории муниципального образования,

УСТАНОВИЛ:

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее - Управление) обратилось в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края (далее - Степно-Баджейский сельсовет) об обязании устранить нарушения в сфере питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории муниципального образования.

Исковые требования Роспотребнадзора аргументированы тем, что Степно-Баджейским сельсоветом при осуществлении водоснабжения на территории д. Нововасильевка, с. Степной Баджей, д. Кирза, расположенных на территории Манского р-на Красноярского края допускается несоблюдение законодательства РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в результате чего нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц., поскольку Степно-Баджейским сельсоветом, имея 05 подземных источников питьевого водоснабжения населения, расположенных по адресам: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Кравченко, 10 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 26; Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Нововасильева, ул. Центральная, д. 17 А: 1) программа производственного контроля качества питьевой и горячей воды с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю не согласовал, производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. № 10, не осуществляет; 2) санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения и санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам и нормам проектов зон санитарной охраны не имеет. Несоблюдение Степно-Баджейским сельсоветом требований санитарного законодательства РФ при обеспечении безопасности систем питьевого водоснабжения и соответствие питьевой воды санитарным правилам не исключает возникновение массовых инфекционных (неинфекционных) заболеваний населения, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду и создает угрозу вредного воздействия на физическое и психологическое состояние человека, а также возникновения массовых инфекционных (не-инфекционных) заболеваний населения, использующих питьевую воду в хозяйственно-бытовых целях.

Основываясь на изложенных обстоятельствах, с учетом уточненного искового заявления, Управление просит суд: «1) обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края устранить нарушение п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», разработать рабочую программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10, и согласовать ее с Управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю и осуществлять в полном объеме производственный контроль в соответствии с указанной рабочей программой в течение 06 месяцев с даты вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу; 2) обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края устранить нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в течение 01 года с даты вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта для следующих источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28 А; с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10 А; с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26 Б; д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А; 3) обязать Степно-Баджейский сельсовет Манского района Красноярского края устранить нарушение п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О сани тарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.6, 1.11 СанНиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», в течение 01 года с даты вынесения решения суда по настоящему гражданскому делу разработать проект зон санитарной охраны, утвердить указанный проект в установленном порядке для следующих источников питьевого хозяйственно-бытового водоснабжения: с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28 А; с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10 А; с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26 Б; д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А».

05 августа 2024 г. и 29 августа 2024 г. к участию в рассмотрении гражданского дела на основании вынесенных судом определений привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края (далее - в том числе Министерство № 1), Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края (далее - в том числе Министерство № 2), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Красноярскому краю (далее - в том числе Министерство № 3).

10 октября 2024 г. Министерство № 3 в рамках реализации полномочий третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представило на исковые требования Роспотребнадзора пояснения из которых следует, что: 1) Министерство № 3 не является участником материально-правовых отношений между Управлением и Орешенским сельсоветом, в связи с которыми возник настоящий спор, а принимаемое судом решение по гражданскому делу не может повлиять на конкретные права или обязанности указанного Министерства по отношению к одной из сторон спора; 2) за сельскими поселениями Красноярского края вопросы местного значения в части организации водоснабжения для населения закреплены на основании Закона Красноярского края от 15 октября 2015 г. № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», однако с 01 января 2025 г. из перечня вопросов местного значения сельских поселений исключается организация в границах поселений электро-, тепло-, газо и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ с передачей этих вопросов в ведение органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов (л.д. 39 - 41).

29 октября 2024 г. в ходе судебного заседания: 1) представитель Роспотребнадзора, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие с указанием на поддержание заявленных исковых требований, с учетом уточнений, в полном объеме; 2) представитель ответчика Степно-Баджейского сельсовета, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерств № 1, № 2, № 3, будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении заседания не ходатайствовали, каких-либо возражений против заявленных Управлением исковых требований не принесли, в связи с чем их неявка признается судом неуважительной.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 167 ГПК РФ, проводит в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Рассмотрев материалы гражданского дела, суд полагает, что исковые требования Управления подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

ГПК РФ в ч. 2 ст. 46 закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Правилами ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и в арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Правилами ст. 42 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» регламентировано, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в ч. 3 ст. 14 установлено, что: А) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пп. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), пп. 21, 28, 30, 33, 42 ч. 1 ст. 14 этого Федерального закона; Б) законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 ст. 14 этого Федерального закона вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона).

Правилами п. А ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» установлено, что за сельскими поселениями Красноярского края (далее - поселения) закреплен вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Положениями ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» определено, что органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов РФ обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в чч. 1, 2 ст. 4 определено, что: 1) одним из основных средств обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия является выполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; 2) соблюдение санитарно - эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Правилами п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Положениями пп. 1 - 5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г.№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что:

1) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека;

2) критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами;

3) использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;

4) для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством РФ согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты;

5) исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов;

6) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению исполнительного органа субъекта РФ; при этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам;

7) положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством РФ.

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в чч. 1, 2 и 5 ст. 25 регламентировано, что: 1) программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор; 2) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения; 3) производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение; порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Правилами ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) введено понятие «зоны с особыми условиями использования территорий», по которой понимаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Водным кодексом РФ (далее - ВК РФ) чч. 1, 2 ст. 7.1 предусмотрено, что: 1) мероприятия по изучению, использованию, охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (далее - водохозяйственные мероприятия) осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного Кодекса или лицами, которые в соответствии с этим Кодексом используют водные объекты и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по осуществлению таких мероприятий; 2) водохозяйственные мероприятия могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными органам государственной власти, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Правилами чч. 1, 2 ст. 43 ВК РФ определено, что: 1) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений; 2) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; 3) в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Положениями ч. 1 ст. 55 ВК РФ регламентировано, что: А) собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений; 2) охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. ст. 24 - 27 данного Кодекса.

Использование водных объектов общего пользования, как указано в ч. 3 ст. 6 ВК РФ, осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Правилами п. 1 ст. 105 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) закреплено, что могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 1) зоны охраны объектов культурного наследия; 2) защитная зона объекта культурного наследия; 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); 4) охранная зона железных дорог; 5) придорожные полосы автомобильных дорог; 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 7) охранная зона линий и сооружений связи; 8) приаэродромная территория; 9) зона охраняемого объекта; 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; 13) водоохранная зона; 14) прибрежная защитная полоса; 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; 17) зоны затопления и подтопления; 18) санитарно-защитная зона; 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; 20) охранная зона геодезических пунктов государственной геодезической сети, нивелирных пунктов государственной нивелирной сети и гравиметрических пунктов государственной гравиметрической сети; 21) зона наблюдения; 22) зона безопасности с особым правовым режимом; 23) рыбохозяйственная заповедная зона озера Байкал; 24) рыбохозяйственная заповедная зона; 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 26) охранная зона гидроэнергетического объекта; 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; 28) охранная зона тепловых сетей.

Положениями п. 24 ст. 106 ЗК РФ определено, что зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в ЕГРН.

Правилами подп. 14 п. 1 ст. 27 ЗК РФ закреплено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, при этом, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

14 марта 2002 г. главным государственным санитарным врачом РФ принято постановлением № 10, которым введены в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02).

Положениями пп. 1.2, 1.3, 1.4 СанПиНа 2.1.4.1110-02 установлено, что: 1) этот СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения; 2) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; 3) ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; 4) основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены

Правилами п. 1.5 СанПиНа 2.1.4.1110-02 установлено, что: 1) ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала, его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения: 2) санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой; 3) в каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

СанПиНом 2.1.4.1110-02 в пп. 1.6, 1.7, 1.13 предусмотрено, что: 1) организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО; 2) определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения; 3) проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Правилами пп. 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3 СанПиНа 2.1.4.1110-02 закреплено, что: 1) территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие; 2) не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений; 3) здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.

СанПиН 2.1.4.1110-02 (в пп. 1.10 - 1.13, 3.2.1.1 - 3.2.1.5) включен в «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Роспотребнадзором в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора)».

Постановлением Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 № 374-п утверждено Положения о Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края, и, согласно подп. 12.28 п. 3.1 этого Положения, данное Министерство Красноярского края осуществляет нормативно правовое регулирование, в том числе и по вопросам установления, изменения, прекращения существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Постановлением Правительства Красноярского края от 15 октября 2009 г. № 525-п утвержден Порядок утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и, согласно п. 3 этого Порядка, уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по утверждению проектов зон санитарной охраны является министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - министерство), при этом, п. 4 Порядка, установлено, что проект зон санитарной охраны водных объектов принимается министерством к рассмотрению только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.

19 июля 2007 г. Роспотребнадзора издан приказ № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок», утверждено Положение о реестре санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, в соответствии с которым Реестр ведется в целях информирования потребителей, производителей и поставщиков продукции, работ, услуг, населения о продукции, работах, услугах, проектной документации, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в органах и учреждениях, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), и в соответствии с пп. 77, 82 этого СанПиНа установлено, что: 1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10 (Собрание законодательства РФ, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями №№ 2 - 4 к Санитарным правилам; 2) при вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.

Постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, и согласно п. 5 указанных Правил следует, что: 1) производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган); 2) программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

Правилами ст. 56 ГПК РФ закреплено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

24 октября 2023 г. заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Аккертом М.Р., во исполнение плана мероприятий по реализации федерального проекта «Чистая вода», национального проекта «Экологи» на 2019 - 2024 гг., в адрес Степно-Баджейсого сельсовета направлен запрос о предоставлении в адрес указанного Управления перечня гарантирующих и ресурсоснабжающих организаций для каждой централизованной системы холодного и горячего водоснабжения на территории Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края (л.д. 9).

Степно-Баджейским сельсоветом на запрос Управления дан ответ от 20 ноября 2023 г., из которого следует, что: 1) на территории сельсовета ресурсоснабжающей организации для каждой централизованной системы холодного и горячего водоснабжения нет; 2) в с. Стеной Баджей централизованное холодное водоснабжение составляет 32%, отставшие пространство занимают 13 единиц уличных водоразборов (колодце, колонок) для населения на расстоянии не более 150 м. от домовладении, в теплый период времени года питьевую воду получают путем подключения летнего водопровода 90% населения; 3) в д. Кирза и д. Нововасильевка самостоятельный разбор воды населением с водонапорных башен, в теплый период времени года к каждому дому осуществляется подача воды из летнего водопровода (л.д. 10).

18 мая 2015 г. вынесен проект постановления «Об утверждении Схемы водоснабжения и водоотведения на территории Степно - Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края», и из данной Схемы следует, что:

1) на территории Степно-Баджейского сельсовета расположено 03 населенных пункта, административным центром является с. Степной - Баджей с населением 334 человек, д. Кирза с населением 142 человека, д. Нововасильевка с населением с населением 50 человек, в том числе дачники 24 человека;

2) в с. Степной-Баджей находятся: администрация сельсовета, Степно - Баджейская общеобразовательная школа, на базе которой образован музей истории Степно-Баджейской республики, филиал почтового отделения, сельский дом культуры, библиотека, фельдшерско - акушерский пункт, 02 магазина, мастерская гаража, 03 туристических объекта;

3) в д. Кирза есть сельский клуб, фельдшерско - акушерский пункт, 02 магазина;

4) нецентрализованное водоснабжение имеет 50% жилых домов, обеспеченность абонентов приборами учета расхода воды - 0%;

5) автономных источников питьевой воды на территории поселения нет, централизованной системы водоотведения нет - водоотведение осуществляется собственниками жилых домов и общественных зданий посредством использования выгребных ям и септиков;

6) в настоящее время на территории Степно - Баджейского сельсовета имеется нецентрализованная система водоснабжения;

7) потребителям подается вода в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»; анализ качества воды проводился в 2006 г., собственные канализационные очистные сооружения на территории поселения отсутствуют, как и централизованное водоотведение; канализация представляет собой выгребные ямы, септики, уличные туалеты, утилизация из которых производится населением самостоятельно;

8) основным источником хозяйственно-питьевого, противопожарного и производственного водоснабжения Степно-Баджейского сельсовета является 05 скважин и водопровод протяженностью 1 680 м., анализ качества воды проводился в 2006 г.;

9) водоснабжение организовано из 03 глубинных скважин, 02 водонапорных башен и водопроводной сети, а именно: А) глубинная скважина с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2Б; Б) глубинная скважина с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28а резервная; В) глубинная скважина с. Стенной Баджей, ул. Кравченко, д. 10а; Г) водонапорная башня д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26Б; Д) водонапорная башня д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17А; Е) 01 водопровод по ул. Щетинкина, 01 водопровод ул. Новая, и 01 водопровод по ул. Ленина;

10) глубинная скважина с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10А, с мая по октябрь подает воду на «летний водопровод» и круглогодично обслуживает Степно-Баджейскую общеобразовательную школу;

11) буровая скважина с. Степной Баджей, ул. Щетинкина д. 28А - резервная; 12) водонапорная башня д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26Б, работает круглогодично, с мая по октябрь подает воду на «летний водопровод»;

13) водонапорная башня д. Нововасильевка, ул. Центральная 12, используется для противопожарных нужд, с мая по октябрь подает воду на «летний водопровод» (л.д. 11 - 16).

Степно-Баджейским сельсоветом, как органом местного самоуправления, является собственником спорных объектов холодного водоснабжения в с. Степной Баджей, д. Кирза, д. Нововасильевка, распложенных на территории Манского р-на Красноярский края, однако в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ Степно-Баджейским сельсоветом не представлено суду доказательств: 1) разработки проекта ЗСО, согласованного Управлением и утвержденного Министерством № 1, а также о внесении сведений об этих зонах в ЕГРН, равно как и не предоставлено таких сведений самим Министерством № 1, Роспотребнадзором; 2) разработки рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды в указанных населенных пунктах, а соответственно при таких обстоятельствах, суд в целях соблюдения прав граждан на обеспечение санитарно - эпидемиологического благополучия в сфере водоснабжения, учитывая содержание п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. А ч. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15 октября 2015 № 9-3724 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», подп. 12.28 п. 3.1 Постановления Правительства Красноярского края от 26 июля 2016 г. № 374-п «Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края», возлагает на Степно-Баджейский сельсовет обязанность в течение 01 года 02 месяцев с даты вступления в законную силу решения, принятого по гражданскому делу:

А) устранить нарушение п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 путем разработки рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды на территории в с. Степной Баджей, д. Кирза, д. Нововасильевка, расположенных на территории Манского р-на Красноярского края, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными Постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10, с ее согласованием в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю, с последующим осуществлением производственного контроля в полном объеме в соответствии с указанной рабочей программой.

Б) устранить нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», путем получения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных по адресам: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А.

В) устранить нарушения п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.6, 1.11 Сан11и11 2.1.4.1110-02 путем разработки проектов зон санитарной охраны для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных по адресам: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза, ул. Чапаева, 26 Б; д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А, с получением на них заключений в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и с утверждением в Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

Законом Красноярского края от 13 июня 2024 г. № 7-2879 «О признании утратившим силу подп. А п. 1 ст. 1 Закона края «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края» действительно из вопросов сельских поселений Красноярского края исключено указание об их участии организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, однако данный Закон Красноярского края вступает в силу только с 01 января 2025 г., в связи с чем принятие этого Закона от 13 июня 2024 г. не исключает обязанности Степно-Баджейского сельсовета принять меры по устранению выявленных нарушений в сфере водоснабжения населения по исковым требованиям Управления (в случае вступления этого Закона от 13 июня 2024 г. Степно-Баджейский сельсовет не лишен возможности обратиться в суд с ходатайством о замене стороны ответчика правопреемником в порядке, предусмотренном ст. 44 ГПК РФ).

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, имеющего ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края, имеющей ИНН 2424001379, ОГРН 1022400558070, - удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края в течение 01 года 02 месяцев с даты вступления в законную силу решения, принятого по этому гражданскому делу, устранить нарушение п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» путем разработки рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды в с. Степной Баджей, д. Кирза, д. Нововасильевка, расположенных на территории Манского р-на Красноярского края, в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными Постановлением Правительства РФ от 06 января 2015 г. № 10, с ее согласованием в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю, с последующим осуществлением производственного контроля в полном объеме в соответствии с указанной рабочей программой.

Обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края в течение 01 года 02 месяцев с даты вступления в законную силу решения, принятого по этому гражданскому делу, устранить нарушение п. 3 ст. 18 Федерального закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», путем получения в Управлении Роспотребнадзора по Красноярскому краю санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта в отношении водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных по адресам: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза, ул. Чапаева, д. 26 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А.

Обязать Администрацию Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края в течение 01 года 02 месяцев с даты вступления в законную силу решения, принятого по этому гражданскому делу, устранить нарушения п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп. 1.6, 1.11 Сан11и11 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», путем разработки проектов зон санитарной охраны для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных по адресам: Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 28А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Кравченко, д. 10 А; Красноярский край, Манский р-н, с. Степной Баджей, ул. Щетинкина, д. 2 Б; Красноярский край, Манский р-н, д. Кирза, ул. Чапаева, 26 Б; д. Нововасильевка, ул. Центральная, д. 17 А, с получением на них заключений в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю и с утверждением в Министерстве природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края.

В остальной части исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю к Администрации Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано участниками процесса в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                    А.П. Мордвинов

Резолютивная часть решения оглашена 29 октября 2024 г.

Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2024 г.

Копия верна

судья Манского районного суда Красноярского края                А.П. Мордвинов

2-388/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю
Ответчики
Администрация Степно-Баджейского сельсовета Манского района Красноярского края
Другие
Министерство строительства и ЖКХ Красноярского края
Министерство природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Манский районный суд Красноярского края
Судья
Мордвинов Александр Петрович
Дело на странице суда
mansk.krk.sudrf.ru
30.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2024Передача материалов судье
05.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2024Подготовка дела (собеседование)
29.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2024Судебное заседание
29.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2024Дело оформлено
29.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее