Дело № 33-1045/2023
В суде первой инстанции дело слушала судья И.В. Чорновол (Дело № 2-5839/2022 ~ М-5368/2022; 27RS0004-01-2022-007287-48)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 февраля 2023 года город Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Разуваевой Т.А.,
судей Хуснутдиновой И.И., Сенченко П.В.,
при секретаре Быстрецкой А.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 21 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г.Хабаровска в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств,
Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., объяснения представителя Министерства социальной защиты Хабаровского края Процко Е.А., представителя краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» Олейниковой О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца прокурора Максименко Е.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Прокурор Индустриального района г. Хабаровска обратился в Индустриальный районный суд г.Хабаровска с иском к КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанностей и взыскании денежных средств.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Индустриального района г. Хабаровска проведена проверка исполнения действующего законодательства о социальной защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, в ходе которой установлено, что между ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» заключен договор о предоставлении социальных услуг в стационарной форме от 01.12.2021 г., согласно которого размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода ФИО1, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно». Ежемесячно в счет платы за предоставляемые социальные услуги с ФИО1 в пользу КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты. За период с июля 2019 по декабрь 2019 с ФИО1 удержано 12 157,26 руб., в 2020 году удержано 16 995,65 руб., в 2021 году удержано 17 802,27 руб., в января по июль 2022 года удержана сумма 14 404,80 руб., итого общая сумма необоснованных удержаний составила 61 359,98 руб. В связи с изменением законодательства, предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 % пенсии получателя социальный услуг он составляет 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. В рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия её предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 г. (ч. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ). С учетом того, что отношения между ФИО1 и КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» являются длящимися и возникли до 31.12.2014 г., исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75 % среднедушевого дохода получателя услуг будет являться для последнего ухудшающим условием. Таким образом, общая сумма незаконно удержанных средств с ФИО1 за период с 01.07.2019 г. по 31.07.2022 г. составила 61 359,98 руб. В связи с чем, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ в связи с выявлением нарушений в отношении гражданина, признанного судом недееспособным, просит суд требования удовлетворить.
Решением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 21.11.2022г. исковые требования удовлетворены, судом постановлено:
Обязать Краевое государственное бюджетное учреждение «Хабаровский психоневрологический интернат» производить удержание за предоставляемые социальные услуги ФИО1 в размере, не превышающем 75 процентов пенсии.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» в пользу ФИО1 на номинальный счет открытый в Филиале Дальневосточного ПАО Банка «ФК Открытие» № незаконно удержанные за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 денежные средства в сумме 61 359 рублей 98 копеек, в качестве платы за предоставляемые социальные услуги.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не учел порядок предоставления социальных услуг и взимания платы до и после 01.01.2015 г. – даты вступления в силу Федерального закона об основах социального обслуживания граждан РФ № 442-ФЗ. Суд не принял во внимание, что законами Хабаровского края от 25.11.2015 № 142, от 29.06.2016 № 191, от 31.03.2021 № 154 введено 6 новых услуг, также было изменено содержание социально-трудовых услуг, их индивидуализация, что повлекло увеличение их стоимости, а именно, изменена оплата с 75% пенсии на 75% среднедушевого дохода, что является правомерным, соответствующим требованиям закона. Суд неверно толкует ч. 2 ст. 35 ФЗ № 442, которая предписывает запрет на увеличение платы за соответствующие услуги, а не вновь вводимые.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства социальной защиты Хабаровского края поддерживает доводы апелляционной жалобы.
Истец ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о его месте и времени извещался надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса, об отложении судебного заседания не просил. На основании ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом II группы, инвалидность с детства, бессрочно, получает социальную пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а также ежемесячной денежной выплаты на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 02.04.1999 года, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признан недееспособным.
Ответчиком не оспаривается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживает в КГБУ Хабаровский ПНИ.
01.12.2021 между КГБУ «Хабаровский психоневрологический интернат» и ФИО1 в лице начальника управления опеки и попечительства совершеннолетних граждан и учреждений министерства социальной защиты населения Хабаровского края был заключен договор № 133 о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Полная стоимость услуг составляет 43 279 руб. 08 коп. Размер ежемесячной платы не может превышать 75 % среднедушевого дохода заказчика, рассчитанного с ч. 4 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ составляет 11 923 руб. 55 коп., а также при расчете за социальное обслуживание учитывается 75 % от доходов, получаемых от вклада, размещенного на депозитном счете, снятие которых производится один раз в год.
Из материалов дела видно, что с ФИО1 в пользу КГБУ Хабаровский ПНИ удерживались денежные средства, предоставляемые ему в качестве ежемесячной денежной выплаты: за период с июля 2019 по декабрь 2019 - 12 157,26 руб.; в 2020 году - 16 995,65 руб.; в 2021 году - 17 802,27 руб.; с января по июль 2022 года - 14 404,80 руб., итого общая сумма составила 61 359,98 руб.
Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления ФИО1 в учреждение социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включало в том числе стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования) (подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов").
Согласно статье 24 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливались органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что отношения между ФИО1 и КГБУ Хабаровский ПНИ по предоставлению социальных услуг, возникшие до 31.12.2014 г., являются длящимися и регулировались действовавшими до 01.01.2015 г. положениями Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Постановления Правительства РФ от 17.04.2002 г. № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 г., следовательно, ответчиком незаконно удерживались денежные средства за период с 01.07.2019 по 31.07.2022 в размере 61 359,98 руб. которые подлежат взысканию с ответчика в пользу ФИО1
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции об удовлетворения исковых требований, поскольку они мотивированы, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана должная правовая оценка и оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает. Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного решения, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на ошибочное толкование норм закона, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения.
В части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» предусмотрено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.
Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.
Виды доходов получателя социальных услуг, учитываемые при расчете среднедушевого дохода, определены в пункте 5 названных правил.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 этих правил при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.
Исходя из приведенных нормативных положений социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданину - получателю социальных услуг на основании договора о предоставлении социальных услуг между поставщиком - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и гражданином. Существенным условием такого договора является стоимость социальных услуг. Действовавшее до 1 января 2015 г. правовое регулирование закрепляло ограничение ежемесячной платы за стационарное обслуживание получателя социальных услуг - до 75 процентов установленной ему пенсии.
В настоящее время (с 1 января 2015 г. - даты введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ») максимальный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то есть предельный размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме изменен: вместо 75 процентов пенсии получателя социальных услуг он составляет 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. При расчете среднедушевого дохода получателя социальных услуг учитываются, в том числе, пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в статье 35 предусмотрены переходные положения.
В силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.
Данной нормой закона, как следует из ее содержания, в связи с введением нового правового регулирования отношений по социальному обслуживанию граждан - получателей социальных услуг - в рамках длящихся правоотношений (то есть возникших до 1 января 2015 г.) с 1 января 2015 г. предписано при установлении поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации размера платы за предоставление социальных услуг этим гражданам не превышать ее размер по сравнению с тем, каким он был для них на 31 декабря 2014 г., а также не ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для них по состоянию на 31 декабря 2014 г.
При таком правовом регулировании суд первой инстанции пришел к верному выводу о длящихся отношениях между ФИО1 и ответчиком и указал, что исчисление платы за социальные услуги в размере не более 75% среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают его правовое положение в части ежемесячного размера платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31 декабря 2014 г., в связи с чем ответчик незаконно производил удержания денежных средств, которые подлежат взысканию в пользу материального истца.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 330 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 21 ноября 2022 года по гражданскому делу по иску прокурора Индустриального района г. Хабаровска в интересах ФИО1 к краевому государственному бюджетному учреждению «Хабаровский психоневрологический интернат» о возложении обязанности и взыскании денежных средств оставить без изменения, апелляционную жалобу краевого государственного бюджетного учреждения «Хабаровский психоневрологический интернат» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: