Судья: Порядина А.А. Дело № 33-6219/2021
А- 2.045
УИД 24RS0002-01-2020-003352-55
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Сударьковой Е.В.,
судей Наприенковой О.Г., Охременко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по искам Акутиной Татьяны Николаевны, Сафиной Равии Ракиповны, Скворцовой Елены Владимировны к Министерству обороны РФ, ФКУ «УФО Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020 незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истцов Акутиной Т.Н., Сафиной Р.Р., Скворцовой Е.В.,
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Акутиной Татьяны Николаевны, Сафиной Равии Ракиповны, Скворцовой Елены Владимировны к Министерству обороны РФ, ФКУ «УФО Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020г. незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказать в полном объеме».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
17.07.2020 года Акутина А.А., Скворцова Е.В., Сафина Р.Р. обратились в суд с исками к Войсковой части 58661-49 о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, по которым возбуждены гражданские дела №, соответственно. Определением суда от 21 августа 2020 года материалы вышеуказанных гражданских дел соединены в одно производство, делу присвоен №
Впоследствии истцы Акутина Т.Н., Скворцова Е.В., Сафина Р.Р. с учетом неоднократных уточнений обратились с исковыми требованиями к Министерству обороны РФ, ФКУ «УФО Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия», Войсковой части 58661 о признании приказа командира части №129 от 27.02.2020 незаконным и его отмене, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, что Акутина Т.Н. согласно приказу №209 от 11.09.2003 принята на работу в войсковую часть 74008 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов), приказом от 01.07.2007 принята переводом в в/ч 58661. Сафина Р.Р. согласно приказу №152 от 01.06.2015 принята на работу в войсковую часть 74008, в/ч 58661-49 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов). Скворцова Е.В. согласно приказу №268 от 25.09.2017 принята на работу в войсковую часть 74008 заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов), приказом 344 от 10.12.2018 переведена заведующей хранилищем отдела хранения (ракет и боеприпасов). На основании приказа №80 от 20.03.2020 они уволены с 01 апреля 2020 по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса по инициативе работодателя по сокращению штата работников.
05 августа 2019 года из-за взрывов на складе боеприпасов в воинской части в д. Каменка Ачинского района на территории муниципального образования Ачинский район, был введен режим чрезвычайной ситуации на основании постановления Главы Ачинского района от 05.08.2019 №397-П, определена зона чрезвычайной ситуации на территории деревни Каменка. На 05 августа 2019 года, то есть при введении чрезвычайной ситуации, истцы работали в войсковой части на разных должностях в отделе хранения (ракет и боеприпасов). Истцы работали наравне с привлеченными лицами на объектах по ликвидации последствий взрывов и пожара, в том числе, на складе боеприпасов войсковой части, работали по разборке и расчищению завалов, разбирали снаряды по категориям, индексам, грузили боеприпасы в вагоны, то есть, в условиях, опасных для жизни и здоровья. В период проведения мероприятий по организационно – штатным мероприятиям на основании решения Министра обороны РФ по сокращению штата 29 января 2020 года во исполнение указаний Генерального штаба Вооруженных сил РФ от 30.12.2019 были предупреждены о расторжении договоров по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ с 01 апреля 2020 года. Работодатель, нарушая их права и законные интересы, изменил условия трудового договора, зная о предстоящем массовом сокращении работников, с целью в будущем уменьшения компенсационных выплат. В связи с разрушением складов и закрытием технической территории, командиром войсковой части издан приказ от 27 февраля 2020 года №129, в соответствии с которым с 01 февраля 2020 года изменяются условия трудовых договоров с работниками, а именно, снимаются указанные выплаты компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток. В нарушение ст. 74 ТК РФ о вышеуказанных изменениях условий оплаты труда и режиме отдыха в установленном законом порядке истцы не уведомлялись, дополнительное соглашение к трудовому договору с ними не заключалось, что свидетельствует об одностороннем порядке изменения существенных условий трудового договора. В результате допущенного ответчиком нарушения, истцам не начислена и не выплачена каждой компенсационная выплата за приём, хранение, выдачу и охрану вооружения и боеприпасов за февраль и март 2020 года, размер которой составляет 8 234 руб. каждой.
Кроме того, истцу Скворцовой Е.В. не оплачена компенсация за 6 дней ежегодного дополнительного отпуска в количестве 6 дней в сумме 5 648,94 руб. Истцу Сафиной Р.Р. не оплачена компенсация за 5 дней ежегодного дополнительного отпуска в количестве 5 дней в сумме 6 537,40 руб. Истцу Акутиной Т.Н. не оплачена компенсация за 21 день ежегодного дополнительного отпуска в количестве 21 день в сумме 41 725,04 руб.
С учетом нарушения работодателем порядка изменения системы оплаты труда, считают, что им не доплачено за работы в чрезвычайных условиях за август, сентябрь, октябрь и ноябрь 2019 года в размере 24%. Итого, не оплачено Скворцовой Е.В. за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 10 960,35 руб.; Сафиной Р.Р. за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 17 046,90 руб.; Акутиной Т.Н. за работу в чрезвычайной ситуации за период с августа по ноябрь 2019 года в сумме 9 043 руб., а также не выплачена премия за март 2020 года.
Размер процентов за задержку выплаты задолженности по заработной плате в пользу каждой истицы составляет 4 000 руб.
Просили отменить приказ №129 командира воинской части 58661 от 27 февраля 2020 года в связи с незаконным и необоснованным изменением условий трудового договора с работниками войсковой части 58661 с 01 февраля 2020 года о снятии выплат компенсационного характера в размере 50% и ежегодных дополнительных отпусков в количестве 7 суток, взыскать с ответчиков задолженность по заработной плате за чрезвычайные условия труда в пользу Скворцовой Е.В. 10 960,35 руб., в пользу Сафиной Р.Р. 17 046,90 руб., в пользу Акутиной Т.Н. 9 043 руб., каждой компенсацию за опасные условия труда по 8 234 руб., а также выплатить каждой за февраль 2020, март 2020 доплаты – повышение к окладу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 11% (расчет 15%-4%=11%), компенсацию за неиспользованный отпуск в пользу Скворцовой Е.В. 5 648,94 руб., Сафиной Р.Р. 6 537,40 руб., Акутиной Т.Н. 41 275,04 руб., проценты за задержку выплаты заработной платы по 4 000 руб. каждой, компенсацию морального вреда по 10 000 руб. каждой.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Акутина Т.Н., Сафина Р.Р., Скворцова Е.В. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, полагают, суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, не в полном объеме исследовал представленные доказательства, не дал надлежащую правовую оценку доводам и доказательствам сторон.
В письменных возражениях представитель войсковой части 58661 МО РФ Манжулей О.А. указывает на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя войсковой части 58661 Манжулей О.А., возражавшей против доводов жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В силу статей 2, 15, 16, 129 того же Кодекса оплата выполняемой работником трудовой функции является обязанностью работодателя.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.12.2012 № 3910 "О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей (организаций) Вооруженных Сил Российской Федерации" командиры (руководители) воинских частей являются представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 ТК РФ.
Из материалов дела видно и судом установлено, что работодателем истцов Акутиной Т.Н., Сафиной Р.Р. и Скворцовой Е.В. является Войсковая часть 58661 Министерства обороны РФ, в структуру которой входит в качестве структурного подразделения Войсковая часть 58661-49 (в настоящее время отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций), дислоцированная по адресу: Красноярский край, Ачинский район, д. Каменка.
Финансово-экономическое обеспечение войсковой части осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по бюджетной смете Федеральным казенным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия» на основании договора на обслуживание №159 от 09.01.2019, в соответствии с п. 1.3.4 которого Управление осуществляет своевременное обеспечение личного состава заработной платой, компенсационными выплатами, и иными установленными выплатами за исключением выплат, производимых Единым расчетным центром Министерства обороны РФ путем зачисления средств на лицевые счета, банковские карты личного состава или иным порядком, установленным в Министерстве обороны РФ.
Также п.2.1 договора на обслуживание предусмотрено, что исчисление и выплата гражданскому персоналу заработной платы и связанных с ней выплат осуществляется на основании предоставляемых войсковой частью приказов командира и иных документов, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Указанием начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 30.12.2019 №314/2/86 дсп, а также директивой командующего войсками Центрального военного округа от 21.01.2020 было предписано с целью совершенствования организационно-штатной структуры соединений Сухопутных войск, соединений, воинских частей и организаций материально-технического обеспечения провести организационные мероприятия и внести изменения в штаты согласно прилагаемым перечням.
Из перечня следует, что в 2020 году Склад хранения ракет и артиллерийских боеприпасов (Войсковая часть 58661) переформировывается в Отдел обеспечения ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (Войсковая часть 58661-БВ), в срок до 01 марта 2020 из числа сотрудников исключаются военнослужащие, а также гражданский персонал.
С 19.11.2010 по 01.04.2020 Акутина Т.Н. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661, Сафина Р.Р. работала с 01.06.2015 по 01.04.2020 в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661. С 25.09.2017 по 01.04.2020 Скворцова Е.В. работала в должности заведующей хранилищем отдела хранения ракет и боеприпасов Войсковой части 58661. С учетом указанных выше организационно-штатных мероприятий истцы были уволены 01 апреля 2020 года на основании п.2 ст.81 ТК РФ по сокращению штата работников.
Как следует из трудовых договоров, заключенных с истцом Акутиной Т.Н. 19.11.2010, с истцом Сафиной Р.Р. 01.06.2015, с истцом Скворцовой Е.В. 25.09.2017, место работы работников является склад (хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) (г. Ачинск) войсковая часть 58661 -49 Красноярский край Ачинский район д. Каменка. Условия труда - нормальные, время начала и окончания работ устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка, ежегодно им предоставляется: ежегодный основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный отпуск продолжительностью 8 календарных дней за работу в Красноярском крае, дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней на основании коллективного договора за фактически отработанное время на основании ст. 121 ТК РФ.
Кроме того, работникам устанавливается доплата за работу с боеприпасами, приемом, хранением боеприпасов, выдачу вооружения и боеприпасов от основного оклада.
Размер всех доплат и надбавок конкретизирован в приказе начальника склада хранения ракет и артиллерийских боеприпасов базы (комплексного хранения ракет и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 от 15.10.2012 №2, которым Акутиной Т.Н., Сафиной Р.Р. и Скворцовой Е.В. были установлены, в частности: ежемесячная компенсационная выплата к должностному окладу по должности заведующей складом в размере 50% на основании приказа МО РФ №555 от 10.11.2008, а также 12% на основании коллективного договора и приказа МО РФ №555 от 10.11.2008, приложения №3 к нему «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала».
Во время работы истцов в воинской части в период с 05 по 09.08.2019 произошли множественные несанкционированные взрывы боеприпасов и вооружения на территории воинской части, в связи с чем постановлением Главы Ачинского района от 05.08.2019 на территории Ачинского района был введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Главы Ачинского района от 07.08.2019 режим функционирования чрезвычайной ситуации с территории Ачинского района был снят с 20-00 часов 07.08.2019.
Постановлением Главы Ачинского района от 09.08.2019 с 23-50 час. 09.08.2019 режим чрезвычайной ситуации был введен вновь, зона ЧС была определена на территории д. Каменка.
Отменен данный режим был 07.02.2020 постановлением Главы Ачинского района от 07.02.2020г. №46А-П.
Приказом начальника склада хранения №18 от 14.01.2020 гражданскому персоналу войсковой части 58661-49 были установлены доплаты к заработной плате за результаты основной деятельности на 2020, в частности Акутиной Т.Н., Сафиной Р.Р. и Скворцовой Е.В.:
- 15% на основании приказа Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019 (ранее - МО РФ №555 от 10.11.2008), приложения №3 «Перечень работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда гражданского персонала», учитывая класс вредности 3.1,
- 50% на основании приказа Министра обороны РФ №545 от 18.09.2019 гражданскому персоналу арсеналов, центров, баз, складов по хранению вооружения и боеприпасов, непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере – 50%.
Приказом начальника склада хранения №129 от 27.02.2020 в связи с разрушением складов, закрытием технической территории, не выполнением работ по хранению вооружения было определено личный состав отдела хранения разместить в помещении спортзала и обязать выполнять работы согласно ежедневного приказа «О проведении мероприятий повседневной деятельности», а также с 01.02.2020 прекратить предоставлять ежегодные дополнительные отпуска за фактически отработанное в соответствующих условиях время в количестве 7 календарных дней, определенных условиями коллективного договора, в связи с невыполнением работ в соответствующих условиях, также прекращено установление и выплата доплат с 01.02.2020 гражданскому персоналу отдела хранения непосредственно занятому приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере 50%.
Разрешая исковые требования об отмене приказа командира воинской части №129 от 27.01.2020 в части отмены с 01.02.2020 заведующим складами надбавок за работу с вооружением в размере 50% и дополнительного отпуска в количестве 7 суток и взыскании недоначисленной в связи с этим заработной платы, суд, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении, так как материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что данная выплата согласно приказа Министра обороны РФ от 18.09.2019 носит компенсационный характер и для ее получения необходимо наличие одновременно двух условий: во-первых, работник должен находиться на соответствующей должности и, во-вторых, быть непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов, причем именно на складе (арсенале, базе, центре) по хранению вооружения и боеприпасов, указанная выплата предназначена компенсировать работнику выполнение трудовых обязанностей в условиях, отклоняющих от нормальных, в то время как непосредственно работу по загрузке, выгрузке боеприпасов в хранилище и погрузке в железнодорожный транспорт, а также подготовку к такой работе после взрывов 05 и 09 августа 2019 истцы выполняли в определенные начальником склада дни по 15.11.2019 включительно, позже такая работа ими не выполнялась.
При этом суд обоснованно указал в решении, что п.3 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019 установлено, что выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.
П.п. «г» п. 4.2.30 коллективного договора между командованием склада (хранения и артиллерийских боеприпасов) войсковой части 58661 и профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации на 2013-2016г.г., а также дополнительным соглашением от 30.12.2016, продлившим его срок действия до 31.12.2019, предусмотрена компенсационная выплата работникам, непосредственно занятым приемом, хранением, выдачей и охраной вооружения и боеприпасов в размере от 30 до 50 процентов в порядке, установленном в приложении №13 к коллективному договору.
Кроме того, суд, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за работу с вооружением в размере 50%, исходил из того, что оснований для данной компенсационной выплаты не имелось уже с 16.11.2019, когда истцы перестали выполнять работу с боеприпасами, то есть которая предполагала выплату указанной компенсации, однако компенсация продолжала начисляться и выплачиваться им по январь 2020 включительно, что фактическим условиям труда не соответствовало, и было устранено приказом начальника склада хранения №129 от 27.02.2020, который исходил из фактических обстоятельств и действовал в пределах предоставленных ему полномочий.
В связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации за работу с боеприпасами, вывод суда об отказе истцу в удовлетворении этих требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемым приказом был нарушен порядок уведомления истцов о прекращении выплаты, так как данным приказом были изменены условия труда, следовательно, процедура уведомления работника об этом должна соответствовать положениям ст. 74 ТК РФ, предусматривающей вручение ему извещения не менее, чем за два месяца перед предстоящими изменениями, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку изменений условий труда в соответствии с положениями ст.74 ТК РФ в данном случае не произошло, так как применение рассматриваемой компенсации всегда было связано с выполнением истцами специфических работ с боеприпасами и вооружением либо отсутствием таковых.
Также судебная коллегия считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных и опасных условиях, поскольку материалами дела подтверждено, что по условиям коллективного договора истцам в период с 2015 по 2020 истцу за фактически отработанное время в соответствующих условиях ежегодно предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск из расчета 07 календарных дней за рабочий год. При этом, несмотря на указание относительно дополнительных дней отпуска, таковые истцам при увольнении были предоставлены в количестве, который предусматривает закон и коллективный договор исходя из фактически отработанного ими времени в тех условиях, за которые он предоставляется, в связи с чем выводы суда о том, что оспариваемый приказ начальника склада №129 от 27.02.2020 соответствовал фактическим условиям труда истцов и их права не нарушил, являются законными и обоснованными.
Обоснованно суд первой инстанции признал несостоятельными доводы истцов о том, что рассматриваемый дополнительный отпуск в количестве 07 календарных дней должен был быть предоставлен истцам за каждые 11 месяцев работы с учетом периода отпуска, поскольку пунктом 12 инструкции о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями предусмотрено, что в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.
При записи в Списке "постоянно занятый" или "постоянно работающий" в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях полный рабочий день, установленный для работников данного производства, цеха, профессии или должности.
Поскольку материалами дела подтверждено, что работодателем истцам дополнительный отпуск предоставлялся исходя из фактически отработанного ими времени за каждый год работы, исключая из подсчета время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, что является верным и соответствующим указанным правилам предоставления такого отпуска, выводы суда об отсутствии в действиях работодателя нарушений прав истцов в данной части являются верными.
Суд первой инстанции, разрешая исковые требования о взыскании истцам надбавок за работу в условиях чрезвычайной ситуации, являющейся опасной и вредной, правильно применив нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку п.п. «а» п.12 приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 23.04.2014 №255 (п.п. 1 п.5 приложения №2 к приказу Министра обороны РФ от 18.09.2019) установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) гражданскому персоналу воинских частей и организаций повышаются за выполнение обязанностей в условиях чрезвычайного положения и (или) в зонах вооруженных конфликтов на 100%, в то время как по материалам дела бесспорно установлено, что в рассматриваемом случае чрезвычайное положение на территории п.Каменка не вводилось, имело место введение режима функционирования чрезвычайной ситуации, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для начисления и выплаты истцам данной надбавки.
Кроме того, судебная коллегия считает правильным вывод суда об отказе истцам в удовлетворении требований о взыскании доплаты в размере 24 % за работу в режиме функционирования чрезвычайной ситуации как опасной за их необоснованностью, поскольку представленными материалами подтверждено, что опасных условий труда по занимаемым истцами должностям не установлено, в связи с чем оснований для повышения оклада не имелось, при этом данная надбавка устанавливалась приказом работодателя и трудовым договором не предусматривалась.
Так, пунктом 4 раздела II приложения №2 к приказу Минобороны РФ от 18.09.2019 №545 "О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации" установлено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:
на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;
на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;
на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;
на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.
Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.
Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда.
Как установлено по материалам дела, по состоянию на 28.08.2019 по должности «заведующий хранилищем», которую занимали истцы, была оформлена карта №4623.0109А специальной оценки условий труда, согласно которой установлен класс (подкласс) условий труда – 3.1, что предполагает повышение должностного оклада (тарифной ставки) на 4%.
Также по материалам дела установлено, что с 2012 и до января 2020, когда была получена указанная спецоценка условий труда, работодатель установил истцам доплату за работу с вредными условиями труда в размере 12%, что не соответствовало фактическим условиям труда, как показала проведенная оценка. После получения карты приказом от 21.11.2019 работодатель ошибочно установил надбавку в размере 15%, то есть в том размере, который не указан в приказе Минобороны РФ. Установив ошибку, приказом от 02.03.2020 заведующим складами при классе (подклассе) вредности 3.1 была установлена надбавка в соответствующем оценке условий труда и приказу Минобороны РФ размере -4%.
Повышение истцам в феврале и марте 2020 оклада на 4% не являлось нарушением и соответствовало проведенной спецоценке условий труда с учетом правил, установленных приказом Минобороны РФ от 18.09.2019 №545, для ее исчисления.
Поскольку повышение оклада истцам на 24% в связи с работой в условиях чрезвычайной ситуации действующим законодательством также не предусмотрено, так как опасные условия труда могут быть определены только по результатам специальной оценки условий труда, чего в данном случае не имелось, являются постоянно наличествующими в трудовой деятельности работника, а чрезвычайная ситуация - явление, которое в рамках оценки условий труда не оценивается, выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцами требований в указанной части также являются законными и обоснованными.
Поскольку судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении основных требований истцов о признании приказа работодателя незаконным и взыскании доплат и компенсационных выплат, выводы об отказе в удовлетворении производных от них требований во взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда также являются законными и обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения в части указанных выше исковых требований, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как в жалобе не приведено доказательств, опровергающих изложенные в решении выводы суда, не указано на обстоятельства, которые не были исследованы судом и которые могли бы повлиять на принятое решение, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, изложенные в решении выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобуистцов Акутиной Т.Н., Сафиной Р.Р. и Скворцовой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: