№ 2а-1-69/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 марта 2019 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Тульской С.Г.,
с участием представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области Борискиной А.А., действующей на основании доверенности,
ответчика Климановой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соловьевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Орловской области к Климановой Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области обратилась в суд с административном иском к Климановой Т.В. о взыскании задолженности по страховым взносам за счет имущества налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований административный истец указано, что административный ответчик Климанова В.В. с 2010 зарегистрирован в качестве адвоката, и в силу п.1 ст. 419 Налогового кодекса обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Ссылался на то, что с 1 января 2017 года вступил в законную силу Федеральный закон № 250-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Федеральный закон №212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» признан утратившим силу. Закон № 250-ФЗ от 3 июля 2016 года «О внесении изменение в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» вступил в законную силу с 01 января 2017 года. На расчетный период 2017 года административному ответчику начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 01 января 2017 года в размере 23 400 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 4 590 рублей. В связи с неисполнением административным ответчиком своей обязанности по уплате страховых взносов в установленный законом срок 9 января 2018 года налоговым органом было направлено требование об уплате задолженности №711 от 22 января 2018 года, в соответствии с которым Климанова Т.В. должна уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года в размере 23 400 рублей; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии с 1 января 2017 года, начисленная за период с 1 января 2018 года по 22 января 2018 года в размере 78 рублей 59 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд Обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года размере 4 590 рублей; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года, начисленная с 10 января 2018 года по 22 января 2018 года, в размере 15 рублей 41 копейка. Срок исполнения требования 9 февраля 2018 года.
Просит взыскать с Климановой Т.В. задолженность: недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии с 1 января 2017 года в размере 23 400 рублей (23 400 рублей – начисления за 2017 год); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии с 1 января 2017 года (за 2017 год), начисленная за период с 1 января 2018 года по 22 января 2018 года в размере 78 рублей 59 копеек; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд Обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года размере 4 590 рублей ( 4 590 рублей – начисления за 2017 год); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года (за 2017 год), начисленная с 10 января 2018 года по 22 января 2018 года, в размере 15 рублей 41 копейка.
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Орловской области Борискина А.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик Климанова Т.В. административные исковые требований не признала, указав, что является военным пенсионером, правом на получение общей пенсии не воспользовалась, в связи с чем считает, что освобождена от уплаты налоговых взносов.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить административный иск по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон N 250-ФЗ от 03 июля 2016 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Пунктом 5 статьи 18 названного Федерального закона N 250-ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон №212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Ввиду того, что правоотношения возникли до 01 января 2017 года, то есть в период действия Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в связи с чем, к данным правоотношениям применяется указанный Федеральный закон.
В силу статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения правоотношений контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона страхователями по обязательному социальному страхованию, которые обязаны своевременно уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, являются, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ адвокаты являются плательщиками страховых взносов и должны оплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Таким образом, действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в пенсионный фонд, а также в фонд обязательного медицинского страхования.
Данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что страховые взносы плательщик обязан уплатить не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно частям 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз.
Взыскание страховых взносов производится в силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ по решению органа контроля за уплатой страховых взносов путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов.
Согласно части 3 указанной статьи до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно части 1, 3 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ, в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки, плательщик страховых взносов должен выплатить пени, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным Законом № 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Как видно из материалов дела, ответчик Климанова Т.В. согласно заявлению о регистрации в качестве страхователя зарегистрирован в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве адвоката с 10 марта 2010 года.
Таким образом, являясь адвокатом, Климанова Т.В. обязан уплачивать страховые взносы, однако указанную обязанность за 2017 год административный ответчик надлежащим образом не исполнила.
В установленный законом срок, до 9 января 2018 года (31 декабря 2017 года приходился в 2017 году на выходной день) административным ответчиком не была уплачены в Пенсионный фонд Российской Федерации недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии с 01 января 2017 года в фиксированном размере 23 400 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года в размере 4 590 рублей.
В связи с этим в соответствии со статьёй 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ административному ответчику были начислены 78 рублей 59 копеек – пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии с 1 января 2017 года (за 2017 год), начисленная за период с 10 января 2018 года по 22 января 2018 года; 15 рублей 41 копейка – пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года (за 2017 год), начисленная за период с 10 января 2018 года по 22 января 2018 год).
Требования об уплате недоимки были направлены ответчику по почте заказным письмами 22 января 2018 года и в силу пункта 7 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ считаются полученными по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Из материалов дела следует, что в установленный срок требования ответчиком исполнены не были, что послужило основанием для обращения пенсионного органа в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
17 мая 2018 года мировым судьей судебного участка №1 г.Мценска и Мценского района Орловской области был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности и пени в указанных выше размерах, который определением того же мирового судьи от 6 июня 2018 года отменен в связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа.
С настоящим иском Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы №4 по Орловской области обратилась в Мценский районный суд орловской области с соблюдением шестимесячного срока после отмены судебного приказа – 5 декабря 2018 года, установленного подпунктом 2 пункта 3 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что предусмотренная вышеназванными законоположениями процедура направления требований в адрес страхователя истцом соблюдена, исковое заявление в суд предъявлено в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа, оснований для освобождения Климанова В.В. от уплаты таких взносов не имеется, а размер подлежащих оплате пени за несвоевременную уплату страховых взносов проверен судом и ответчиком не оспаривался.
При таких обстоятельствах исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Орловской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Ссылка административного ответчика на том, что она является военным пенсионером не имеет значения для существа рассматриваемого дела, так как положениями главы 34 Налогового кодекса не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов – адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты за себя страховых взносов, за исключением приведенных в ст. 12 Федерального Закона «О страховых пенсиях».
В силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Таким образом, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в частности государственная пошлина, должна быть взыскана в бюджет муниципального образования г. Мценск Орловской области.
Руководствуясь статьями 175-180, 186 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Орловской области к Климановой Т.В. удовлетворить.
Взыскать с Климановой Т.В. в пользу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №4 по Орловской области недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части пенсии с 1 января 2017 года в размере 23 400 (двадцать три тысячи четыреста) рублей; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинские страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской федерации на выплату страховой части пенсии с 1 января 2017 года (за 2017 год), начисленную за период с 10 января 2018 года по 22 января 2018 года, в размере 78 (семьдесят восемь) рублей 59 копеек; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года в размере 4 590 (четыре тысячи пятьсот девяносто) рублей (4 590 рублей – начисления за 2017 год); пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1 января 2017 года, начисленные за период с 1 января 2018 года по 22 января 2018 года, в размере 15 (пятнадцать) рублей 41 копейка.
Взыскать с Климановой Т.В. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Мценска Орловской области в размере 400 (четыреста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированный текст решения изготовлен 9 марта 2019 года.
Председательствующий Тульская С.Г.