Решение от 26.12.2024 по делу № 2-5627/2024 от 19.09.2024

Дело № 2-5627/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск                             26 декабря 2024 года

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Белоусовой О.С.,

с участием истца Жмуровой Т.А., представителей ответчиков Калиниченко И.Н., Кудряшовой В.В.

при секретаре судебного заседания Романской О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жмуровой Татьяны Алексеевны к Министерству социальной защиты Хабаровского края, Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанностей,

установил:

Жмурова Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству ЖКХ <адрес> о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований указав, что внесена Правительством <адрес> в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения после прекращения опеки (попечительства), окончания пребывания в детском доме семейнного типа, приёмной семье, образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виду лишения свободы, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма. С ДД.ММ.ГГГГ Правительство <адрес> обязано было обеспечить её жилым помещением, однако до настоящего времени жилое помещение истцом не получено. В настоящее время истец переехала из <адрес> в <адрес> на постоянное место жительства и проживает по адресу: <адрес>. Прописана на территории <адрес>, а именно по адресу: <адрес>, район им. Лазо, <адрес>. Просит обязать Министерство жилищно - коммунального хозяйства <адрес> предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, площадью не ниже установленных норм, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и норма в черте <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ определением судьи в протокольной форме к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты <адрес>.

В судебном заседании Жмурова Т.А. настаивала на удовлетворении исковых требований в части предоставления жилья, указав, что Министерство социальной защиты <адрес> включило её в настоящее время в список.

Представитель Министерства ЖКХ <адрес> - Калиниченко И.Н. просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец не обращалась с заявлением об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте РФ по новому месту жительства. При этом, в настоящее время истец постановлена на учет, что является основанием для предоставления ей жилья, а внеочередной порядок предоставления жилья законодательно не предусмотрен.

Представитель Министерства социальной защиты просила отказать в удовлетворении требований к Министерству Социальной защиты <адрес>, поскольку Распоряжением министерства социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -рж Жмурова Т.А. включена в список детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей лиц указанных в п. 9 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес>.

Выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 2 указанной статьи, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии со ст. ст. 98, 99 ЖК РФ жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории граждан, нуждающихся в специальной социальной защите, устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из статьи 109.1 ЖК РФ следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Отношения, связанные с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории <адрес>, благоустроенными жилыми помещениями государственного жилищного фонда края регулирует <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>».

Настоящий закон регулирует указанные отношения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, а также в соответствии с ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

В соответствии с п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Из п. 9 ст. 8 указанного Федерального закона следует, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу статьи 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) установлено, что проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых на праве собственности или условиях социального найма жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из нижеследующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

В городе Хабаровске и <адрес> регулирование правоотношений, связанных с реализацией права лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями, осуществляется <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных правоотношениях в <адрес>».

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных правоотношениях в <адрес>» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения государственного жилищного фонда края предоставляются в соответствии с краевым законом.

Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» предусмотрено, что специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края осуществляется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений.

Заявление о включении в список и документы, необходимые для включения в список подаются законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае если до приобретения ими полной дееспособности они не были в установленном порядке включены в список, или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании установлено, что истец относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Решением Ленинского районного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ мать Жмуровой (Турковой) Т.А. – ФИО5 лишена родительских прав, отец ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ)

Приказом Управления по опеке и попечительству от ДД.ММ.ГГГГ Жмурова (Туркова) Т.А. включена в список детей сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством.

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ Департамента социальной защиты населения Правительства <адрес> учетное дело Жмуровой Т.А. направлено в Министерство социальной защиты <адрес>.

Исходя из ст. 2 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилой площадью является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей.

Из содержания ст.ст. 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

В связи с чем, ч. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрена обязанность органа исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 указанной статьи.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Вопрос о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, относится к порядку обеспечения жильем указанной категории граждан, в связи с чем, орган государственной власти обязан включить лицо, подлежащее обеспечению жилым помещением, в список.

Иное толкование закона будет противоречить конституционным принципам гарантированности социального обеспечения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принципу недопустимости отказа государства от принятых на себя социальных обязательств.

В соответствии с положения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по принятию решений о включении или об отказе во включении в список детей-сирот наделено министерство социальной защиты <адрес>, что также закреплено в п. 3.4.7 Положения о министерстве социальной защиты <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -пр.

При указанных обстоятельствах, лицом обязанным исполнить решение суда по включению в список несовершеннолетнего, является с ДД.ММ.ГГГГ министерство социальной защиты <адрес>.

Согласно распоряжения Министерства социальной защиты Хабаровского рая от ДД.ММ.ГГГГ -рж Жмурова Т.А. включена в список включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей лиц указанных в п. 9 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда <адрес>.

Учитывая изложенное, оснований для возложения на Министерство социальной защиты <адрес> обязанности по включению истца в список, при фактическом её включении в данный список на дату рассмотрения спора, не имеется.

Вместе с тем, требования Жмуровой Т.А., включенной в соответствующий список о предоставлении ей жилого помещения, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, в настоящее время истец проживает в <адрес>, соответственно, согласно п.2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства.

Таким образом, на основании изложенных норм права, истец имеет право на предоставление ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 18 квадратных метров в пределах <адрес> края.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░. () ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 18 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 10.01.2024 ░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

2-5627/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Жмурова Татьяна Алексеевна
Ответчики
Министерство социальной защиты Хабаровского края
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Другие
Прокурор Центрального района г. Хабаровска
Правительство Еврейской автономной области
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Белоусова Оксана Сергеевна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
19.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2024Передача материалов судье
23.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2024Подготовка дела (собеседование)
31.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Подготовка дела (собеседование)
28.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2024Судебное заседание
26.12.2024Судебное заседание
26.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее