Решение по делу № 2-2139/2023 от 11.07.2023

Дело № 2-2139/2023

УИД № 50RS0046-01-2023-002756-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения вынесена и оглашена 15 августа 2023 года.

Мотивированное решение составлено 18 августа 2023 года.

г. Ступино Московской области                                       15 августа 2023 года

Ступинский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Есина Е.В., при секретаре Гарашкиной Т.А., с участием представителя истца ФИО1 - ФИО8, действующего на основании доверенности, и представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области ФИО7, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения, об обязании включить в общий страховой стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения Филиала № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области ; об обязании включить в общий страховой стаж период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности машиниста тепловоза Горно-металлургического комбината имени 50-летия Октябрьской революции ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов производственного предприятия «Центрказэнергоремонт» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности обрубщика-чистильщика металла, отливок, изделий и деталей, слесарем-ремонтником Балхашского горно-металлургического комбината Ремонтно-механический завод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности мойщика-уборщика подвижного состава, слесарем по ремонту подвижного состава Предприятия промышленного железнодорожного транспорта ФИО2 горно-металлургического комбината с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности охранника у индивидуального предпринимателя ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Исковые требования ФИО1 обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Главное Управление Пенсионного фонда РФ № 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», как лицо, достигшее возраста 60-65 лет, с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону. Однако ответчиком ему было отказано в назначении такой пенсии в связи тем, что он не выработал необходимой величины ИПК. Ответчиком было принято к зачету только 16 лет и 24 дня страхового стажа и ИПК – 14,895. При этом к зачёту в общий страховой стаж не были приняты спорные периоды его трудовой деятельности, а также службы по призыву в армии.

Представитель истца ФИО1 ФИО8, действующий на основании доверенности, подтвердил изложенные в исковом заявлении обстоятельства и доводы, поддержал иск и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области ФИО7, действующая на основании доверенности, просила исковое заявление оставить без удовлетворения по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Суд, выслушав объяснения и доводы представителей сторон, проверив и исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как следует из оспариваемого истцом решения Филиала № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области (дата отсутствует) об отказе в установлении пенсии, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении страховой пенсии на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как лицо, достигшее возраста 60-65 лет, с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону, однако ему было отказано в назначении пенсии в связи тем, что он не выработал необходимой величины ИПК.

Ответчиком было принято к зачету только 16 лет и 24 дня страхового стажа истца и ИПК – 14,895.

При этом ответчиком к зачёту в общий страховой стаж ФИО1 не приняты период его службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности машиниста тепловоза Горно-металлургического комбината имени 50-летия Октябрьской революции ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов производственного предприятия «Центрказэнергоремонт» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности обрубщика-чистильщика металла, отливок, изделий и деталей, слесарем-ремонтником ФИО2 горно-металлургического комбината Ремонтно-механический завод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности мойщика-уборщика подвижного состава, слесарем по ремонту подвижного состава Предприятия промышленного железнодорожного транспорта ФИО2 горно-металлургического комбината с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности охранника у индивидуального предпринимателя ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 13).

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 в спорные периоды свою трудовую деятельность осуществлял в указанных должностях и организациях (л. д. 14-17).

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту на условиях, установленных государством.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии со ст. 66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом подтверждающим стаж работника.

Период службы истца в рядах в Советской армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указан в трудовой книжке (л. д. 14-17).

ФИО1 покинул Республику Казахстан и переехал на постоянное место жительство в Российскую Федерацию в мае 2022 года, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ Министерством обороны <адрес> был снят с воинского учета и его военный билет был оставлен на хранение в ООДО <адрес> Республики Кахзахстан, а взамен его выдана справка от ДД.ММ.ГГГГ. При этом справка и копия военного билета находятся в пенсионном деле истца, которые ответчиком не приняты во внимание (л. д. 21-23).

Статьей 132 Конституции (Основного закона) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на момент призыва истца на действительную срочную военную службу в ряды Вооруженных Сил ФИО4, предусматривалось, что всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил ФИО4 представляет почётную обязанность граждан ФИО4.

Прохождение военной службы гражданами ФИО4 в спорный период регулировалось Законом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ -VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 вышеприведённого Закона ФИО4 предусматривалось, что все мужчины – граждане ФИО4, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил ФИО4. Воинская обязанность состояла из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил ФИО4. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие действительную военную службу в пределах сроков, установленных данным Законом, считались состоящими на действительной срочной военной службе.

В статье 73 указанного Закона ФИО4 закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил ФИО4 засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан ФИО4 в спорный период регулировалось Законом ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил ФИО4 засчитывалась в общий стаж работы.

Таким образом, что граждане ФИО4, проходившие действительную срочную военную службу по призыву в составе Вооруженных Сил ФИО4, выполняли возложенную на них Конституцией ФИО4 обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил ФИО4 подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил ФИО4 и места прохождения им военной службы.

До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ»"О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

13.03.1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее Соглашение от 13.03.1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 года).

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (ч. 1 ст. 8), страховой стаж (ч. 2 ст. 8), индивидуальный пенсионный коэффициент (ч. 3 ст. 8).

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу ч. 1 ст. 8 вышеупомянутого Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Статьёй 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьёй 10 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года – даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пунктом 2 ст. 29 Федерального закона от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнение приведенной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила № 1015).

Согласно п. 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда РФ об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международными договорами РФ.

Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда РФ (подпункт "б" пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил № 1015).

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Порядок установления страховых пенсий определен статьёй 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее – Перечень).

Согласно пункту 2 данного Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Пунктом 6 названного Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (пп. «а» п. 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (пп. «б» п. 6 Перечня).

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке, и содержать достоверные сведения (п. 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 года № 553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» (п. 52 Перечня).

Приказом Министра труда России от 17.11.2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Правила № 884н).

Согласно пункту 22 Правил № 884н территориальный орган Пенсионного фонда РФ при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда РФ.

Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил № 884н.

Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил № 884н).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

На запросы ответчика пенсионно-социального характера Филиалом производственного объединения «Балхашцветмет» представлены архивная справка о стаже, справка о переименовании и справки о заработной плате, архивная справка от 30.05.2019 года о стаже работы за 1996-1997 годы, справка от 24.05.2023 года, выданная ИП Шаймердиновой А.К., которые являются допустимыми письменными доказательствами (л. д. 18-20, 24-28).

Отказ ответчика включить в общий страховой стаж истца спорные периоды трудовой деятельности, а также период службы по призыву в армии не обоснован и нарушает ряд положений Конституции РФ, а именно ст.ст. 8, 19, 35, 39 и 55, устанавливающих равенство всех граждан при предоставлении гарантий на социальное обеспечение.

Доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании норм действующего пенсионного законодательства и иной оценке доказательств характера работы истца.

Исходя из положений п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии», гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

При этом днём возникновения права на досрочное назначение пенсии является не день подачи соответствующего заявления в пенсионный орган, а наступление совокупности условий, указанных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

С днем подачи заявления в пенсионный орган законодатель связывает лишь срок назначения пенсии, но не возникновение на неё права.

Истец ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 60 лет 09.10.2016 года, однако обратился с заявлением о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ только 14.12.2022 года, поэтому пенсия ему может быть назначена с момента подачи заявления, то есть с 14.12.2022 года.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, применительно к требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд находит исковое заявление ФИО9 обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Филиала № 4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области .

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области включить в общий страховой стаж ФИО1 период службы по призыву в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности машиниста тепловоза Горно-металлургического комбината имени 50-летия Октябрьской революции ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов производственного предприятия «Центрказэнергоремонт» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности обрубщика-чистильщика металла, отливок, изделий и деталей, слесарем-ремонтником ФИО2 горно-металлургического комбината Ремонтно-механический завод с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности мойщика-уборщика подвижного состава, слесарем по ремонту подвижного состава Предприятия промышленного железнодорожного транспорта ФИО2 горно-металлургического комбината с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в должности охранника у индивидуального предпринимателя ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ступинский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья                                                                               Е.В. Есин

2-2139/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гриценко Владимир Николаевич
Ответчики
Филиал №4 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области
Суд
Ступинский городской суд Московской области
Судья
Есин Евгений Викторович
Дело на странице суда
stupino.mo.sudrf.ru
11.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.07.2023Передача материалов судье
13.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
22.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее