№ Копия
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Гречишникова Н.В., при секретаре судебного заседания Башевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Литвинова С. В. к администрации городского округа Егорьевск М. <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,
установил:
Литвинову С.В. на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> с разрешенным использованием - <данные изъяты>, категории земель - <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности на данный объект недвижимого имущества зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ с целью строительства индивидуального жилого дома Литвинов С.В. обратился к административному ответчику с заявлением № о выдаче соответствующего разрешения.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен ответ первого заместителя главы администрации городского округа Егорьевск Московской области, в соответствии с которым административным ответчиком было принято решение об отказе в выдаче такого разрешения. Данное решение мотивировано тем, что им не предоставлено заключение о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Литвинов С.В. просит признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика повторно рассмотреть его заявление, принять решение по результатам рассмотрения заявления в установленном законом порядке с обязательным учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в решении суда по данному административному делу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сумкин М. Г. административный иск поддержал и пояснил, что оспариваемый отказ является незаконным и необоснованным, поскольку частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходим исчерпывающий перечень документов, указанный в данной статье Кодекса. Предоставление заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований данной частью статьи 51 ГрК РФ не предусмотрено. Частью 10 указанной статьи ГрК РФ определено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Кроме того, отсутствует законодательное требование для предоставления заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований в связи с тем, что: на принадлежащем административному истцу на праве собственности земельном участке отсутствуют как объекты культурного наследия, так и какие-либо объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия; данный земельный участок не входит в какую-либо защитную зону культурного наследия, а также не расположен в границах территории достопримечательного места; категория земель данного участка — земли населенных пунктов, в то время как согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко - культурного назначения, которые, в свою очередь, в соответствии с главой XYIII Земельного кодекса Российской Федерации относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий».
Представитель административного ответчика - администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенности Тихонова Я. О. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что согласно части 13 статьи 51 ГрК основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, поскольку административным истцом не представлено заключение о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований, которое подтвердило бы отсутствие объектов культурного наследия на указанном земельном участке.
Представитель заинтересованного лица – Главного управления культурного наследия Московской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени слушания дела, обратившись с письменным отзывом о несогласии с заявленными требованиями.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему:
в соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.
Частью 9 данной статьи ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта <данные изъяты>;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 данной статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Частью 10 статьи 51 ГрК РФ определено, что не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Согласно положениям части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции); выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).
Таким образом, исходя из положений статьи 51 ГрК РФ уполномоченный публичный орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче разрешения на строительство только на основании правовых норм и при наличии обстоятельств, указанных в законе и ином нормативном правовом акте, принятом в соответствии с законом.
В судебном заседании установлено, что категория земель данного участка — земли населенных пунктов, в то время как согласно статье 5 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко - культурного назначения, которые, в свою очередь, в соответствии с главой XYIII Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к категории земель «земли особо охраняемых территорий».
Судом установлено, что отсутствуют доказательства того, что строительство истцом объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Суду административным ответчиком не представлено доказательств того, что строительство индивидуального жилого дома не соответствует основному виду разрешенного использования указанного земельного участка и его месторасположение входит в защитную зону объектов культурного наследия.
В соответствии с п. 5 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.
В силу абз 3 ст. 30 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются, в частности, земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации, работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
Однако, данная норма не содержит обязательных требований о представлении застройщиком заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований при направления заявления о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенного законодательства, суд приходит к выводу о том, что у администрации городского округа Егорьевск Московской области отсутствовали основания для отказа Литвинову С.В. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку при отсутствии утвержденной документации в отношении исторического поселения требование о предоставлении заключения о проведении государственной историко-культурной экспертизы путем археологических натурных исследований при выдаче разрешения на строительство являлось необоснованным.
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, имеющихся в деле доказательствах, суд приходит к выводу о непредоставлении административным ответчиком достаточных доказательств, подтверждающих наличие законных оснований для отказа в выдаче Литвинову С.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 150, 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Литвинова С. В. к администрации городского округа Егорьевск Московской области удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации городского округа Егорьевск Московской области об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, содержащееся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ и обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Литвинова С. В., принять решение по результатам рассмотрения его заявления в установленном законом порядке с обязательным учетом обстоятельств и выводов, содержащихся в решении суда по данному административному делу.
Обязать администрацию городского округа Егорьевск Московской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и Литвинову С. В. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Егорьевский городской суд.
Федеральный судья подпись Гречишников Н.В.