Дело № 2-1830/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года г.Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,
при секретаре Орловой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сотникова В.П. к Администрации г.Черногорска о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка и возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Сотников В.П. обратился в суд с указанным иском к Администрации г.Черногорска, просил признать незаконным решение Администрации г.Черногорска от 14.09.2018 № 2475-иф об отказе в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: ***; обязать Администрацию г.Черногорска согласовать схему расположения вышеуказанного земельного участка (с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ).
Исковые требования мотивированы тем, что 15.08.2018 истец обратился в Администрацию г.Черногорска с заявлением об оформлении в собственность земельного участка площадью 600 кв.м. по адресу: ***, для индивидуального жилищного строительства. Находящийся по этому же адресу жилой дом принадлежит истцу на праве собственности. 14.09.2018 Администрацией г.Черногорска отказано в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью 425 кв.м., расположенного по адресу: ***, на основании подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия данного земельного участка утвержденному проекту планировки территории МО г.Черногорск. Отказ является незаконным, поскольку истец как собственник дома имеет преимущественное право на выкуп участка, на котором расположен жилой дом. В качестве правового обоснования своих требований истец ссылается на положения ст.ст. 39.3, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Сотников В.П. требования поддержал по вышеизложенным основаниям с учетом их уточнения, пояснил, что с момента постройки жилой дом не подвергался реконструкции, никаких пристроек к нему не возводилось. Границы земельного участка с момента постройки дома не изменялись.
Представитель Администрации г.Черногорска Соломачев Э.Ю. в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, ссылаясь на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится за границей красной линии, что в силу подп. 4 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории).
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2018, свидетельству о государственной регистрации права от 08.12.2011 серии ***, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 04.05.2010 Сотников В.П. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на многоквартирный жилой дом площадью 85,9 кв.м., расположенный по адресу: ***.
Жилой дом является двухквартирным, что следует из кадастрового паспорта здания от 21.09.2009.
Год постройки дома – 1950, о чем указано в выписке из Единого государственного реестра недвижимости и кадастровом паспорте.
Собственником оставшейся ? доли в праве на указанный жилой дом является М.Л.В, которой также принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером *** площадью 521,62 кв.м. по адресу: ***.
Земельные участки площадью 600 кв.м. каждый отведены под строительство индивидуального жилого дома его первоначальным собственникам Х.Н.Ф, Ч.Н.Ф на основании решения Исполкома Черногорского горсовета № 376 от 08.10.1954, что подтверждается архивными выписками из указанного решения от 19.03.2015 № 214, от 14.03.2018 № 77 и справкой ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" № 11 от 18.03.2015.
Техническая инвентаризация домовладения произведена 13.01.1960, о чем свидетельствует соответствующий Акт бюро технического учета.
15.08.2018 Сотников В.П. обратился в Администрацию г.Черногорска с заявлением о предварительном согласовании земельного участка по адресу: ***, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставив изготовленный по его заказу межевой план, включающий схему расположения испрашиваемого земельного участка и его координаты.
Письмом от 14.09.2018 исх. № 2475-Иф Администрация г. Черногорска отказала в удовлетворении указанного выше заявления со ссылкой на п. 2, подп. 4 п. 16 ст. 11.10, подп. 1 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду несоответствия схемы расположения данного земельного участка с утвержденным проектом планировки территории МО г.Черногорск (часть испрашиваемого земельного участка за границей красной линии).
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно ч.ч. 3, 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Пунктом 13 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявления Сотникова В.П. Администрация г. Черногорска сослалась на подп. 4 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В свою очередь, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлены пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в том числе таковыми являются:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
В свою очередь, территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявления Сотникова В.П. и возражая против иска, Администрация г.Черногорска ссылается на то, что часть спорного земельного участка расположена за границами красных линий. В обоснование этих доводов ответчиком представлен фрагмент ситуационного плана ГИС «Панорама».
В соответствии с п. 3.4.3 "РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (принят постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30) красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений. Соблюдение красных линий также обязательно при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель в границах города или другого поселения, при оформлении документов гражданами и юридическими лицами на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Из объяснений истца следует, что границы земельного участка с момента постройки дома не менялись, а также не производилась реконструкция расположенного на земельном участке жилого дома, в том числе не возводились пристройки к нему.
Данные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей Г.В.И, Б.В.Д и ответчиком не опровергнуты.
Так, свидетель Г.В.И пояснил, что проживает по ***, с 1958 г. Жилой дом по ***, находится через два дома от него. Ранее в этом доме проживали родители Сотникова В.П. Данный жилой дом не перестраивался, забор на земельном участке не передвигался и не переносился с момента постройки дома.
Б.В.И пояснила, что истец является ее соседом, проживает во второй половине дома. Б.В.И проживает по ***, с 2003 года, данный дом принадлежит ее дочери. С 2003 года истец дом не перестраивал, забор не переносил.
Кроме того, единственным документом, который представлен ответчиков в обоснование своих доводов о пересечении красной линии, является фрагмент ситуационного плана ГИС «Панорама»; какие-либо иные доказательства Администрацией г.Черногорска не представлены.
Более того, из указанного фрагмента ситуационного плана следует, что границы всех земельных участков по *** (как по четной, так и по нечетной стороне), представленных на фрагменте, выходят за пределы красных линий, при этом красная линия проходит не только через территорию испрашиваемого истцом спорного земельного участка, но также и через расположенный на нем жилой дом, принадлежащий на праве собственности Сотникову В.П. и М.Л.В, возведенный в 1950 году.
Данное обстоятельство исключает возможность отнесения части земельного участка, выходящего за границы красных линий, к территориям общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, а оспариваемое истцом решение Администрации г.Черногорска принято без учета данного обстоятельства.
Доказательств, подтверждающих нахождение части испрашиваемого истцами земельного участка на землях общего пользования, фактически занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, ответчиком в порядке ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах исковые требования Сотникова В.П. о признании незаконным решения Администрации г.Черногорска от 14.09.2018 № 2475-иф об отказе в предварительном согласовании схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: ***, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку решение Администрации г. Черногорска об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории признано судом незаконным, при этом в ходе судебного разбирательства не установлено наличие иных предусмотренных законом оснований для отказа в удовлетворении заявления Сотникова П.В., на Администрацию г.Черногорска подлежит возложению обязанность утвердить представленную истцом схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г.Черногорска об отказе в предварительном согласовании земельного участка площадью 425 кв.м., расположенного по адресу: ***, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, оформленное письмом от 14.09.2018 исх. № 2475-Иф.
Обязать Администрацию г. Черногорска в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу предварительно согласовать указанный выше земельный участок и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории по заявлению Сотникова В.П. от 15.08.2018.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.М. Дмитриенко
Справка: мотивированное решение составлено 27.11.2018.