№ 2а-171/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Лоухи 2 августа 2019 года
Лоухский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего - судьи Поращенко Г.Л.,
при секретаре Шильниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сергеевой М.В. к администрации Лоухского муниципального района о признании незаконным постановления,
установил:
Сергеева М.В. обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, уточненному в ходе рассмотрения дела, о признании незаконным пункта 2 постановления мэрии Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ «О прекращении деятельности крестьянских хозяйств и изъятии земельных участков.
Требования административного истца мотивированы тем, что она является наследником имущества отца К., умершего ХХ.ХХ.ХХ. Решением Совета народных депутатов от ХХ.ХХ.ХХ К. был предоставлен в пожизненно- наследуемое владение земельный участок площадью 5 га в ... для ведения крестьянского хозяйства из земель Государственного земельного запаса. Постановлением мэрии Лоухского района «Об изменении статуса земельного участка» Номер от ХХ.ХХ.ХХ отцу предоставлен указанный земельный участок в собственность. Оспариваемым решением земельный участок изъят и передан в Государственный земельный запас. Ни ей, ни покойному отцу ничего не было известно о вынесенном решении. Считает его незаконным, поскольку у органа местного самоуправления отсутствовали права на изъятие земельного участка из собственности гражданина, постановление нарушает её права, препятствует вступлению в наследственные права.
Определением Лоухского районного суда Республики Карелия от 10.07.2019 в дело привлечены в качестве заинтересованных лиц – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительство Республики Карелия, Совет Лоухского муниципального района, администрация Плотинского сельского поселения.
Административный истец, административный ответчик, заинтересованные лица о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.
На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия сторон.
Изучив письменные материалы дела, суд полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, умер ХХ.ХХ.ХХ.
В Лоухской нотариальной конторе открыто наследственное дело по заявлению К. в отношении имущества К., умершего ХХ.ХХ.ХХ.
Решением Лоухского районного Совета народных депутатов «О предоставлении земельных участков для ведения крестьянских хозяйств и их регистрации» от ХХ.ХХ.ХХ К. был предоставлен в вечное наследуемое владение для ведения крестьянских хозяйств земельный участок 5 га.
Постановлением мэрии Лоухского района «Об изменении статуса земельного участка» Номер от ХХ.ХХ.ХХ, по заявлению К. ранее выделенный земельный участок в пожизненно-наследуемое владение площадью 3,94 га, предоставлен в собственность.
Постановлением мэрии Лоухского района Номер от ХХ.ХХ.ХХ «О прекращении деятельности крестьянских хозяйств и изъятии земельных участков» постановлено: прекратить деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств – К.; п.2 Изъять земельные участки, предоставленные для крестьянских (фермерских) хозяйств в ...: К. – 3,94 га. Считать утратившим силу решения 6 сессии 21 созыва от ХХ.ХХ.ХХ «О предоставлении земельного участка для организации крестьянского хозяйства»; п. 3 Передать земельные участка в ... общей площадью 13,94 га. в Государственный земельный запас.
Согласно сообщения МБУ «Архив Лоухского муниципального района» №701 от 15.07.2019, в архиве муниципального района отсутствует решение за 1991 год «О передаче полномочий исполнительному комитету в части представления и изъятия земель».
Из выписки ЕГРН от 30.04.2019 следует, что земельный участок с кадастровым номером: Номер, площадь 50 000 кв.м, расположен по адресу: ..., категория земель: земли запаса, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, права и ограничения не зарегистрированы.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, у суда сомнений не вызывают, поэтому суд считает их установленными.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу п. 10 ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 18 Земельного кодекса РСФСР (действовавшего в период спорных правоотношений, утвержденного Верховным Советом РСФСР 25 апреля 1991 года N 1103-1, и утратившего силу в связи с принятием ФЗ от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ) к компетенции сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений было отнесено, в том числе изъятие земельных участков (в том числе выкуп и принудительный выкуп у собственников) для государственных нужд в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
В соответствии со ч.1 ст. 23 Земельного кодекса РСФСФ изъятие (включая выкуп, в том числе и принудительный) земельных участков в целях предоставления их гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям производится по решению соответствующего Совета народных депутатов: сельские, поселковые Советы народных депутатов изымают, предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их ведение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 33 Земельного кодекса РСФСР устанавливалось, что изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в установленном порядке для государственных и общественных нужд может производиться после выделения ему, по его желанию, Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме затрат и убытков, включая упущенную выгоду.
Согласно статье 96 Земельного кодекса РСФСР к землями запаса относились все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду. К ним также относятся земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии со статьями 39 - 44 настоящего Кодекса.
Земли запаса находятся в ведении сельских, поселковых, городских, районных Советов народных депутатов в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4 Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" государство гарантировало неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей. Изъятие земельного участка у собственника для государственных и общественных нужд производится в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду.
Принимая во внимание изложенные правовые нормы, установленные по делу обстоятельства о том, что К. на законных основаниям был предоставлен в собственность земельный участок площадью 3,94 га в ..., вынесение мэрий Лоухского района постановления Номер от ХХ.ХХ.ХХ в части изъятия обозначенного земельного участка с передачей в Государственный земельный запас являлось незаконным, поскольку совершено с превышением полномочий и в нарушении конституционных положений о неприкосновенности частной собственности, что нарушает права и законные интересы административного истца.
В силу изложенного, суд удовлетворяет заявленные требования и признает известное постановление незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административный иск Сергеевой М.В. к администрации Лоухского муниципального района о признании незаконным постановления удовлетворить.
Признать незаконным постановление мэрии Лоухского Номер от ХХ.ХХ.ХХ «О прекращении деятельности крестьянских хозяйств и изъятии земельных участков» в части «Пункт 2. Изъять земельные участки, предоставленные для крестьянских (фермерских) хозяйств в ...: К. - 3,94 гектара».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Карелия через Лоухский районный суд Республики Карелия в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.Л. Поращенко