Судья: Горбов Б.В. № 33-1319/2023
№ дела в 1-й инст. №2-3068/2022
УИД 91RS0024-01-2022-003631-14
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь | 08 февраля 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Балема Т.Г.,
судей Лозового С.В.,
Хмарук Н.С.,
при секретаре Мусийчук В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крымской региональной правозащитной общественной организации охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» к Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра», администрации города Ялта Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, третье лицо: Муниципальное унитарное предприятие «Гурзуф», о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия,
по апелляционным жалобам администрации города Ялта Республики Крым, Акционерного общества «Производственно-аграрное объединение «Массандра» на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Крымская региональная правозащитная общественная организация охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» обратилась в суд с иском к АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра», Администрации г. Ялта о возложении обязанности устранить нарушение требований экологического законодательства.
Исковые требования мотивирует тем, что истец осуществляет деятельность в области охраны окружающей среды. В мае 2022 г. в ходе проведённого им осмотра на земельных участках №, №, №, находящихся в ведении ответчиков, обнаружены свалки отходов. Земельные участки фактически превращены в полигон твёрдых бытовых отходов, что представляет угрозу окружающей среде. Учитывая названные обстоятельства, истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации г. Ялта, выразившееся в неприятии мер по очистке от несанкционированной свалки отходов вышеуказанных земельных участков, находящихся в границах муниципального образования городской округ Ялта, обязать ответчиков в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по очистке земельных участков от несанкционированной свалки отходов.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие Администрации г. Ялта, выразившееся в неприятие мер по очистке от несанкционированной свалки отходов земельных участков №, №, №, находящихся в границах муниципального образования городской округ Ялта.
Обязано Администрацию г. Ялта, АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести мероприятия по очистке и очистить от несанкционированной свалки отходов земельные участки №, №, №, находящиеся в границах муниципального образования городской округ Ялта.
В удовлетворении исковых требований Крымской региональной правозащитной общественной организации охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым отказано.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Ялта Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, приняв новое об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что вышеуказанные земельные участки были определены для размещения селевых наносов, грунтовых масс, образованных вследствие чрезвычайной ситуации согласно п. 5 Протокола комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение об отмене режима функционирования «чрезвычайная ситуация», введённого на территории городского округа Ялта ДД.ММ.ГГГГ в связи с затоплениями, не принято. Приступить к проведению работ по расчистке участков гидротехнических сооружений планируется по завершению курортного сезона. После завершения данных работ будут проведены мероприятия по рекультивации заявленных земельных участков и благоустройству указанной территории.
АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра» также подало апелляционную жалобу, в которой просит решением отменить, приняв новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Доводы апелляционной жалобы основаны на том, что все принятые в связи с введением на территории Республики Крым режима «чрезвычайная ситуация» дополнительные меры по ликвидации последствий стихийного бедствия, включая определение земельных участков для размещения наносов, грунтовых масс, образованных вследствие чрезвычайной ситуации, не противоречат действующему законодательству. Кроме того, апеллянт указывает, что Общество, как арендатор вышеуказанных земельных участков, приняло все разумные меры к предотвращению загрязнения земли, почвы, причинения вреда окружающей среде, вина Общества в совершении соответствующих правонарушений не выявлена.
Представитель истца направил письменные возражения на апелляционную жалобу Администрации города Ялта, в которых просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика АО «ПАО «Массандра» по доверенности Филипьева Е.С. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, поскольку со стороны Общества принимались все возможные меры на ликвидацию образовавшейся свалки бытовых отходов. Общество обращалось в различные инстанции для устранения нарушения своих прав, поскольку в результате складирования бытовых отходов на арендуемых ими земельных участках, общество лишено возможность использовать их по назначению.
Представитель истца Смирнов Р.Н. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель ответчика Администрации города Ялта в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Информация о назначении судебного заседания размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.
На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, собственником земельных участков №, №, №, находящихся в границах муниципального образования городской округ Ялта, является Республика Крым, вид разрешённого использования всех трёх участков «сельскохозяйственное использование».
В 2020 г. Республика Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений передала участки в аренду АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра» для использования в сельскохозяйственном производстве.
Согласно выводам представленного истцом заключения специалистов от ДД.ММ.ГГГГ №: земельные участки №, №, № загрязнены отходами производства и потребления, средняя высота складирования отходов производства и потребления составляет шесть метров, суммарная площадь загрязнения 3 0315 кв.м.; преобладающими видами отходов, находящихся на земельных участках, являются отходы строительства и ремонта (3, 4, 5 класса опасности), отходы коммунальные твёрдые (4 и 5 класса опасности), отходы шин, покрышек, камер автомобильных (3 и 4 классы опасности).
В этом же заключении указано, что с технической точки зрения на всех трёх участках расположен полигон промышленных и твёрдых бытовых отходов, который не входит в государственный реестр размещения отходов и не имеет специального оборудования, как объект временного хранения отходов, участки не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам размещения отходов. Ответчики заключение специалистов не оспаривали, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявляли.
Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.
В пунктах 1 и 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 2 статьи 8 Закона N 89-ФЗ).
Пункт 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 года № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов.
Учитывая названное положение ГОСТа 30772-2001 и принимая во внимание, что все три земельных участка, имеющие вид разрешённого использование «сельскохозяйственное назначение», не предназначены для размещения на них отходов, суд первой инстанции верно квалифицировал наличие отходов на этих участках как несанкционированную свалку.
Исходя из примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Удовлетворяя исковые требования Крымской региональной правозащитной общественной организации охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» к Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра», администрации города Ялта Республики Крым, суд первой инстанции исходил из того, что на дату рассмотрения дела отходы складируются на земельных участках более года, а сами участки находятся в границах муниципального образования городской округ Ялта, и пришёл к обоснованному выводу, что со стороны Администрации г. Ялта имеет место противоправное бездействие, выразившееся в неприятии мер по очистке земельных участков сельскохозяйственного назначения от несанкционированной свалки отходов, в связи с чем на Администрацию г. Ялта следует возложить обязанность произвести мероприятия по очистке и очистить земельные участки от несанкционированной свалки отходов.
Вместе с тем, по результатам апелляционного рассмотрения, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении аналогичной обязанности на АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра».
Доводы о том, что земельные участки переданы в пользование АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра», на которое возложена обязанность использовать земельные участки по их целевому назначению, опровергаются выводом суда, о том, что согласно протоколам заседаний комиссии Администрации г. Ялта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ именно Администрация г. Ялта приняла решение о складировании отходов на вышеуказанных земельных участках
Доводы апеллянтов о том, что размещение отходов на земельных участках санкционировано протоколами комиссии Администрации г. Ялта от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и обусловлено чрезвычайной ситуацией, объявленной на территории городской округ Ялта с ДД.ММ.ГГГГ обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции.
Установив указанные обстоятельства, а также принятие АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра» мер для устранения возникших нарушений экологического законодательства, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований к АО «Производственно-аграрное объединение «Массандра», поскольку установлено лицо, которое осуществляет несанкционированное складирование отходов на спорных земельных участках.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что решение в данной части принято с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска к Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – отменить в части удовлетворения исковых требований Крымской региональной правозащитной общественной организации охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» к Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия,
приняв по делу в данной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Крымской региональной правозащитной общественной организации охраны окружающей среды и рационального природопользования «Сохраним природу Крыма – для потомков» к Акционерному обществу «Производственно-аграрное объединение «Массандра» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определённые действия отказать.
В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение 3-х месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий: Т.Г. Балема
Судьи: С.В. Лозовой
Н.С. Хмарук