Решение по делу № 33-1641/2019 от 04.04.2019

    Председательствующий по делу                                 Дело № 33-1641/2019

    судья Петрова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

             Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

         председательствующего Карабельского А.А.,

         судей краевого суда Подшиваловой Н.С. и Чайкиной Е.В.,

             при секретаре Засухиной Т.С.

        рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 07 мая 2019 года гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес>, Государственному учреждению социального обслуживания «Черновский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный» <адрес>, Министерству труда и социальной защиты <адрес>, Департаменту государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерству финансов <адрес> о присуждении к исполнению обязанности в натуре,

        по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> Хосоева А.В.

на решение Черновского районного суда города Читы от21 декабря 2018 года, которым постановлено: исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

    Обязать Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> принять меры: к разбору здания бывшего учебного корпуса по адресу: <адрес>

Обязать ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> принять меры по устранению выявленных нарушений при содержании детской игровой площадки, расположенной на территории ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> по адресу: <адрес>:

    -    привести в соответствие с требованиями СанПиН <Дата>-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <Дата> -ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытания качалок», Национального стандарта РФ ГОСТР52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», Национального стандарта ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» детскую игровую площадку, а именно:

    -закрыть концы труб металлических конструкций на турниках, шведских стенках п.<Дата>.10, п. 4.3.7 (ГОСТ Р 52169-2012);

    -элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 (металлическая полукруглая конструкция);

    - установить сиденье и гибкий подвес на качели. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169;

    - оборудовать качалку-балансир демпфирующими устройствами п.5.10 ГОСТР 52299-2013;

    - устроить по всей зоне приземления качалок-балансиров, качелей, конструкций турников, шведских стенок ударопоглощающие покрытия п.<Дата>.2 ГОСТР 52169.

             При недостаточности денежных средств у ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> субсидиарную ответственность по обязательствам о приведении в соответствие санитарным требованиям детской игровой площадки возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>.

              Заслушав доклад судьи краевого суда Карабельского А.А., судебная коллегия

установила:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам о понуждении к действиям, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной проверки <Дата> на территории ГУСО «Черновский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный» <адрес> по адресу: <адрес>, установлено наличие неэксплуатируемого, полуразрушенного здания учебного корпуса, находящегося в аварийном состоянии. Указанное здание находится в собственности Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес>, ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» <адрес>, указанные учреждения находятся в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной защиты <адрес>. Ограждение данного объекта отсутствует, окна выбиты, что способствует свободному доступу несовершеннолетних, кроме того, <Дата> на данном объекте произошел пожар. Также по указанному адресу находится детская игровая площадка, оборудование которой не соответствует установленным требованиям, представляет собой угрозу для здоровья несовершеннолетних воспитанников учреждения. Непринятие мер к разбору аварийного здания, и приведению в соответствие с санитарными требованиями детской игровой площадки влечет нарушение прав воспитанников на их безопасное пребывание на территории учреждения, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью детей.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, прокурор просил суд:

- обязать в ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес>, ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, Министерство труда и социальной защиты <адрес> принять меры к разбору здания бывшего учебного корпуса по адресу: <адрес>

- обязать ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес>, Министерство труда и социальной защиты <адрес>, Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес> принять меры по устранению выявленных нарушений при содержании детской игровой площадки, расположенной на территории ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> по адресу: <адрес>, а именно привести в соответствие с требованиями СанПиН <Дата>-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года № 182-ст утвержден и введен в действие национальный стандарт Российской Федерации - ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52299-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции н методы испытания качалок.». Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52169-2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования», Национального стандарта ГОСТ Р 52167-2012 «Оборудование и покрытия детских игровыхплощадок. Безопасность конструкции и методы испытаний качелей. Общие требования» детскую игровую площадку, а именно:

        - закрыть концы труб металлических конструкций на турниках, шведских стенках п.<Дата>.10, п. 4.3.7 (ГОСТ Р 52169-2012);

         - элементы оборудования из металла должны быть защищены от коррозии п.4.3.3. ГОСТ Р 52169-2012 (металлическая полукруглая конструкция);

         - установить сиденье и гибкий подвес на качели. В качестве гибких элементов подвеса качелей должны применяться канаты или цепи по ГОСТ Р 52169;

        - оборудовать качалку-балансир демпфирующими устройствами п.5.10 ГОСТ Р 52299-2013;

        - устроить по всей зоне приземления качалок-балансиров, качелей, конструкций турников, шведских стенок ударопоглощающие покрытия п,<Дата>.2 ГОСТ Р 52169.

              Возложить на Министерство финансов <адрес> при недостаточности денежных средств профинансировать расходы на вышеуказанные цели (т.1, л.д.3-5, 8-11, т.2, л.д.127-128).

Определением суда от <Дата> к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов <адрес> (т.2, л.д.51-53).

             Судом постановлено приведенное выше решение (т.2, л.д.80-83).

              Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> Хосоев А.В. в апелляционной жалобе просит решение суда изменить, возложить на ГУСО «Черновский центр помощи детям-сиротам детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный» обязанность по разбору здания бывшего учебного корпуса по адресу: <адрес>, Министерству труда и социальной защиты <адрес> профинансировать ГУСО «Черновский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный», в абзаце десятом резолютивной части решения суда слова «денежных средств» заменить словами «имущества». Указывает, что право оперативного управления имеет вещный характер, предоставляет его субъектам не только правомочия по владению и пользованию имуществом, но и в силу ст. 210 ГК РФ возлагает на них обязанности по его содержанию. Здание учебного корпуса, расположенное по адресу; <адрес>, передано в оперативное управление ГУСО «Черновский центр помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный», что подтверждается выпиской из реестра государственного имущества <адрес>, а тот факт, что данное учреждение сменило адрес, не снимает с него обязанности по исполнению распоряжения Департамента от <Дата> о демонтаже и утилизации спорного объекта. Данное распоряжение не оспорено, не отменено.

                 Также выражает несогласие с решением суда в части возложения на Департамент субсидиарной ответственности по приведению в соответствии с санитарными требованиями детской игровой площадки.

                Учредителем ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних «Надежда» <адрес> кроме Департамента является Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>. Департамент бюджетными полномочиями в отношении указанного учреждения не наделен, Министерство вправе перераспределить бюджетные средства и осуществить финансирование учреждения (т.2, л.д.234-235).

                 В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора района Несмеянова Е.Д. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т.2, л.д.259).

                     В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

               Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, заслушав представителя ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес> Тестову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора <адрес>вой прокуратуры Чадову Е.А., представителя ответчика ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр несовершеннолетних «Надежда» Луговскую А.В., представителя ответчика ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» Кудрявцеву С.В. о том, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 296 Гражданского кодекса РФ указывает, что учреждение и казенное предприятие, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

В соответствии с ч.1 ст.37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среды, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона «Об образование в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п.1, подраздела 12 Положения Департамента государственного имущества и земельных отношений <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от 29 декабря 2017 № 585, Департамент осуществляет управление и распоряжение государственной собственностью края от имени края, осуществляет полномочия собственника имущества государственных унитарных предприятий, государственных учреждений края в соответствии с федеральным законодательством; разрабатывает порядок принятия решений о приобретении имущества в краевую собственность, об отчуждении имущества, находящегося в краевой собственности; осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью объектов краевой собственности, а также за распоряжением ими.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории ГУСО «Чертовский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный» <адрес> по адресу: <адрес>, расположено неэксплуатируемое, полуразрушенное здание учебного корпуса.

Согласно акту экспертного исследования ООО «<адрес>вая лаборатория судебных экспертиз» от <Дата>, здание учебного корпуса находится в аварийном состоянии, физический износ здания составляет 77% (т.1, л.д.27-40).

<Дата> вследствие обрушения кирпичной стены внутренней перегородки здания столовой по адресу: <адрес> погиб воспитанник указанного выше учреждения.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 17 февраля 2000 года № 262-р ГУСО «Черновский детский дом» (в настоящее время ГУСО «Черновский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Восточный» <адрес>) был передан в собственность <адрес> как имущественный комплекс, в состав которого входил, в том числе, учебный корпус (т.1, л.д.229).

Также судом первой инстанции установлено, что на используемом ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, имеется игровая площадка, оборудование которой находится в ненормативном состоянии и представляет собой угрозу для здоровья несовершеннолетних воспитанников учреждения.

        Согласно сведений ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, собственником указанного земельного участка является <адрес>, указанное имущество передано в постоянное бессрочное пользование ГБСУ СО СРЦ «Надежда» для размещения и использования жилых и нежилых помещений дома-школы для детей сирот (т.2, л.д.149-150, 155).

На основании изложенного, исходя из положений приведенных норм права, принимая во внимание то, что аварийное здание учебного корпуса по адресу: <адрес>, находится в собственности <адрес>, от имени которого действует Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, в оперативное управление никому из остальных ответчиков не передано, суд пришел к обоснованному выводу, что обязанность по сносу аварийного здания необходимо возложить на его собственника - Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>.

             Поскольку игровая площадка по адресу: <адрес>, расположена на земельном участке, находящимся в собственности <адрес>, в оперативном управлении ГБСУ СО СРЦ «Надежда» судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на указанное учреждение по приведению данной детской площадки в нормативное состояние, а субсидиарная ответственность - на собственника имущества бюджетного учреждения - Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>.

Данные выводы судебная коллегия находит правильными, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что здание учебного центра находится в оперативном управлении ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» <адрес>, на основании чего именно на учреждении лежит обязанность по его сносу, подлежат отклонению.

Из положений пункта 1 статьи 120, пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что за учреждением на праве оперативного управления закрепляется имущество, используемое им в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.

       Абзацем пятым статьи 1 Федерального закона от 21.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено понятие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Пунктом 3.1 Устава ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» <адрес> установлено, что предметом деятельности Учреждения является предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, оказании е по мощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

При осуществлении оперативного управления краевым имуществом Учреждение обязано, в том числе, эффективно использовать имущество, использовать имущество строго по назначению (пункт 5.5 Устава).

          Таким образом, являясь бюджетным и стационарным учреждением,

ГУСО «Черновский ЦПДОПР «Восточный» обязано использовать переданное ему в оперативное управление имущество исключительно для целей своей деятельности, отраженных в уставе.

          Как видно из материалов дела, актом экспертного исследования от <Дата>, составленного ООО «<адрес>вая лаборатория судебных экспертиз» спорное здание признано непригодным и аварийным.

         Издавая распоряжение от 05 июля 2018 года № 2757/р и возлагая на Учреждение демонтировать учебный корпус Департамент государственного имущества и земельных отношений не предусмотрев финансирование на эти цели фактически обязал организацию, оказывающую социальные услуги детям-сиротам, функции (демонтировать, уничтожить) не свойственные учреждению, без учета целей осуществления деятельности и возможностей учреждения, то есть заведомо невыполнимую задачу.

       При этом, спорный объект недвижимости не использовался Учреждением в образовательном процессе.

       Следовательно, ссылку на распоряжение от 05 июля 2018 года № 2757/р нельзя признать обоснованной.

                Согласно Положению о Департаменте государственного имущества и земельных отношений <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от <Дата>, Департамент осуществляет полномочия собственника имущества государственных унитарных предприятий, государственных учреждений края в соответствии с федеральным законодательством (пункт <Дата> Положения).

                Принимая во внимание вышеизложенное, суд верно возложил субсидиарную ответственность по обязательствам ответчика ГБСУ СО СРЦ «Надежда» именно на Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>, как на собственника имущества данного учреждения. Доводы жалобы о том, что указанная обязанность должна быть возложена на Министерство труда и социальной защиты населения <адрес>, судебной коллегией отклоняются, поскольку к компетенции Министерства относится определение целей и видов деятельности учреждения «Надежда», собственником спорного имущества <адрес> является Департамент государственного имущества и земельных отношений.

                      Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необходимости изменения решения суда в части замены в абзаце десятом резолютивной части решения суда слов «при недостаточности денежных средств» словами «при недостаточности имущества», поскольку это соответствует положениям пункта 5 ст.123.22 ГК РФ, предусматривающим, что собственник имущества бюджетного учреждения несет субсидиарную ответственность в случае недостаточности у учреждения имущества, на которое может быть обращено взыскание, а не при недостаточности у него денежных средств.

            С учетом изложенного, абзац 10 резолютивной части решения суда подлежит изложению в новой редакции: «При недостаточности имущества у ГБСУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» <адрес> субсидиарную ответственность по обязательствам о приведении в соответствие санитарным требованиям детской игровой площадки возложить на Департамент государственного имущества и земельных отношений <адрес>».

         В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

                  Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        определила:

В абзаце 10 резолютивной части решения Черновского районного суда города Читы от 21 декабря 2018 слова «при недостаточности денежных средств» заменить на слова «при недостаточности имущества».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

        Председательствующий                                                    А.А. Карабельский

        Судьи                                                                            Н.С. Подшивалова

                                                                                              Е.В. Чайкина

        Копия верна. Судья                      А.А. Карабельский

33-1641/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Черновского района г.Читы
Ответчики
ГУСО "Черновский центр помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей "Восточный" Забайкальского края
Министерство финансов Забайкальского края
ГБСУ СО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" Забайкальского края
Министрерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края
Другие
Потапова Антонина Петровна
Шульгина Наталья Вячеславовна
Кудрявцева Светлана Владимировна
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Карабельский Андрей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.09.2020Передача дела судье
01.09.2020Судебное заседание
01.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2020Передано в экспедицию
07.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее