Решение по делу № 33-3184/2021 от 12.10.2021

№ 33- 3184/2021

судья Подкользина Л.М.

№ 2-20/2021г.

УИД 62RS0005-01-2020-000092-12

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 декабря 2021 года г.Рязань

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего – Платоновой И.В.

судей - Соловова А.В., Фоминой С.С.

при секретаре Макаровой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Пуликовой Фаины Ивановны к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Солотчинское лесничество», администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой, технической ошибки и об установлении границ земельного участка.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Платоновой И.В., объяснения представителя Пуликовой Ф.И. – Филоненко Д.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Пуликова Ф.И. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Солотчинское лесничество» об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка.

В ходе рассмотрения гражданского дела определением Рязанского районного суда Рязанской области от 12 июля 2021 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области.

Свои требования, с учетом уточнения, истец мотивировала тем, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены. В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером ФИО8 были вы­полнены кадастровые работы и подготовлен межевой план, который вместе с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений указанного земельного участка 24 апреля 2019 года направлен в орган государственной регистрации. Уведомлением от 06 мая 2019 года Рязанским отделом Управления Росреестра истцу сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении вышеуказанного земельного участка, в связи с фактическим его расположением в кадастровом квартале , в зоне Р5 - зоне особо охраняемых природных территорий. Уведомлением от 06 августа 2019 года Рязанским отделом Управления Росреестра сообщено об отказе в государственном кадастровом учете в отношении вышеука­занного земельного участка. Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане, подготовленному кадастровым инженером ФИО8 07 августа 2019 года, при проведе­нии кадастровых работ в отношении земельного участка истца было установлено, что зе­мельный участок с кадастровым номером накладывается на земельный участок с кадастровым номером , относящийся к землям лесного фонда. Данное наложение является объектив­ным препятствием для завершения процедуры кадастрового учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером . Координаты поворотных точек границы земельного участка с кадастровым номе­ром определены на местности методом спутниковых геодезических из­мерений. Границы земельного участка, существующие на местности 15 и более лет (доку­ментальное подтверждение с 2006 года), закреплены с помощью металлических и деревян­ных столбов. На земельном участке отсутствуют здания и строения. Конфигурация земельного участка истца подтверждается кадастровым планом земельного участка от 31 июля 2006 года. Неизменное местоположение земельного участка истца подтверждается также планом земельного участка с кадастровым номером , подготовленным 31 августа 2006 года инженером землеустроителем Рязанского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» с указанием координат поворотных точек границ земельного участка, а также площади земельного участка, составлявшей 1000 кв.м.

Просила исправить реестровую ошибку в сведениях, содержащихся в Едином государ­ственном реестре недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использова­ния: для ведения лесного хозяйства, общей площадью 64482452 (+/- 140510) кв.м, распо­ложенном по адресу: <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество, путем исключения из Единого государственного рее­стра недвижимости сведений о значениях координат поворотных точек, соответствующих координатам границ принадлежащего Пуликовой Ф.И. земельного участка. Просила исправить техническую ошибку в сведениях о границе населенного пункта <адрес> сельского поселения Рязанского муниципального района Ря­занской области с реестровым номером , путем исключения существующих ко­ординат <скрыто>.

Установить и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о значениях координат поворотных точек (от точки н1 до точки н4) границы земельного участка, с ка­дастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, раз­решенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, при­надлежащего на праве собственности Пуликовой Фаине Ивановне, в соответствии с границами земельного участка, определенными при их предоставлении.

Суд, рассмотрев заявленные требования, вынес решение об их удовлетворении.

В апелляционной жалобе третье лицо по делу Министерство природопользования Рязанской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Согласно доводам жалобы, при принятии оспариваемого решения судом не учтены нормы материального права, которые запрещают изменение границ лесных участков в случае, если они отнесены к особо охраняемым природным территориям. Территория земельного участка с кадастровым номером относится к особым охраняемым территориям – памятник природы регионального значения – Озера Ласковское, Сегденское, Черненькое и Уржинское с прилегающей к ним заболоченной территорией площадью 4900 га Рязанского района. Межевание земельного участка с кадастровым номером проводило Федеральное агентство лесного хозяйства, в связи с чем, как полагает апеллятор, оно должно быть привлечено к участию в деле.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Определением судебной коллегии от 08 декабря 2021 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением судебной коллегии от 15 декабря 2021 года Министерство природопользования Рязанской области и Федеральное агентство лесного хозяйства исключены из состава третьих лиц по делу, привлечены к участию в деле в качестве соответчиков.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, причина их неявки не известна, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Пуликовой Ф.И.- Филоненко Д.С. поддержал исковые требования.

Изучив материалы дела, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

При наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. (ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установление правоотношений сторон; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле; примирение сторон.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" разъяснено, что судам следует иметь в виду, что каждая из задач подготовки дела к судебному разбирательству, перечисленных в статье 148 ГПК РФ, является обязательным элементом данной стадии процесса. Невыполнение любой из задач может привести к необоснованному затягиванию судебного разбирательства и к судебной ошибке. (пункт 4)

Пункт 17 обязывает суды обратить внимание на то, что состав лиц, участвующих в деле, указан в статье 34 ГПК РФ. Возможность участия тех или иных лиц в процессе по конкретному делу определяется характером спорного правоотношения и наличием материально-правового интереса. Поэтому определение возможного круга лиц, которые должны участвовать в деле, начинается с анализа правоотношений и установления конкретных носителей прав и обязанностей. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства; заявителях, заинтересованных лицах - по делам особого производства и по делам, вытекающим из публичных правоотношений, а также об участниках, содействующих рассмотрению дела, - представителях сторон и третьих лиц, экспертах, специалистах, переводчиках, свидетелях.

Судебной коллегией установлено, что при разрешении возникшего спора судом первой инстанции в нарушение норм материального и процессуального права неверно определен круг лиц, участвующих в деле. В частности к участию в деле не привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства, права которого затрагиваются при рассмотрении иска Пуликовой Ф.И., поскольку Агентство осуществляет полномочия собственника в отношении земель лесного фонда.

Поскольку Федеральное агентство лесного хозяйства не привлечено к участию в деле, а соответственно не извещалось о его рассмотрении, то имеются безусловные оснований для отмены постановленного судебного акта.

Разрешая возникший спор по правилам производства суда первой инстанции судебной коллегией установлено, что Пуликова Ф.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 31 января 2020г. .

Границы указанного земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены.

Ранее данный земельный участок на основании постановления от 26 марта 1993 года Главы Заборьевской сельской администрации был предоставлен Корнюхиной Т.Н. под строительство жилого дома.

26 марта 1993 года Корнюхиной Т.Н. выдано свидетельство о праве собственности на указанный земельный участок.

31 августа 2006 году инженером –землеустроителем Рязанского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация» Рязанского района Рязанской области описаны границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Корнюхиной Т.Н., площадью 1000 кв.м., в <адрес> МО Заборьевского сельского поселения, в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства.

Как пояснила сторона истца, с указанного времени земельный участок использовался его собственником, был огорожен, однако в результате произошедших в 2010 году обширных лесных пожаров хозяйственная деятельность на нем была прекращена.

После смерти 04 января 2013 года Корнюхиной Т.Н. собственником данного земельного участка на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию стала Борисова Н.В.

05 июня 2017 года Борисова Н.В. продала Пуликовой Ф.И. земельный участок с кадастровым номером площадью 1000 кв.м. без строений и сооружений на нем, с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства.

В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером кадастровым инженером Галкиным В.Н. 07 августа 2018 года вы­полнены кадастровые работы и подготовлен межевой план. Координаты поворотных точек границы земельного участка определены на местности методом спутниковых геодезических из­мерений. Границы земельного участка, существующие на местности 15 и более лет (доку­ментальное подтверждение с 2006 года), закреплены с помощью металлических и деревян­ных столбов. На земельном участке отсутствуют здания и строения. Согласно заключению кадастрового инженера, содержащемуся в межевом плане, при проведе­нии кадастровых работ в отношении земельного участка установлено, что он накладывается на земельный участок с кадастровым номером . Данное наложение является объектив­ным препятствием для завершения процедуры кадастрового учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080117:45.

24 апреля 2019 года Пуликова Ф.И. обратилась с заявлением в органы Росреестра об осуществлении государственного кадастрового учета изменений принадлежащего ей земельного участка.

Уведомлением от 06 мая 2019 года Рязанским отделом Управления Росреестра истцу сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в отношении вышеуказанного земельного участка в связи с фактическим расположением его в кадастровом квартале , в зоне Р5 - зоне особо охраняемых природных территорий.

Уведомлением от 06 августа 2019 года Рязанским отделом Управления Росреестра истцу отказано в государственном кадастровом учете в отношении вышеука­занного земельного участка.

Также судебной коллегией установлено, что 30 декабря 1974 года решением исполнительного комитета Рязанского областного Совета депутатов трудящихся озёра Ласковское, Сегденское, Черненькое и Уржинское с прилегающей к ним заболоченной территорией площадью 4900 га Рязанского района признаны памятниками природы, представляющими собой характерные или уникальные примеры природных условий, ценные в научном, культурно-познавательном и оздоровительном отношениях.

18 апреля 2000 года Постановлением главы администрации Рязанского района в постоянное (бессрочное) пользование Солотчинскому лесхозу были переданы земельные участки общей площадью 50,4 га.

09 декабря 2002 года Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации утверждено Положение о Солотчинском лесхозе.

06 марта 2004 года Солотчинский лесхоз обратился с заявкой в ФГУ «ЗКП» по Рязанской области о постановке на кадастровый учет земельных участков, расположенных на территории Рязанского района, предоставленных в постоянное ( бессрочное) пользование, общей площадью 48707 га, в том числе Переделецкого лесничества – 10759 га. ( л.д.144 т.2)

Земельный участок с кадастровым номером (дата присвоения кадастрового номера 18 декабря 2004 года), относится к землям лесного фонда, имеет площадь 64 482 452 кв.м., расположен по адресу: <адрес>. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Является смежным с границами населенного пункта <адрес>.

Данный земельный участок входит в границы земельного участка с ( единое землепользование) площадью 106 967 308 кв.м., относящегося к категории земель: земли лесного фонда, разрешенное использование для ведения лесного хозяйства, расположенного по адресу <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество, находящегося в собственности Российской Федерации.

30 мая 2014 года решением Совета депутатов МО Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области третьего созыва утвержден Генеральный план муниципального образования –Заборьевское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области.

22 августа 2018 года по заказу Министерства природопользования Рязанской области ООО «Бюро кадастровых инженеров» составлена Карта( план) Памятника природы регионального значения «Озера Ласковское, Сегденское, Черненькое, Уржинское с прилегающей заболоченной территорией» и описаны границы особо охраняемой территории.

Согласно сведений, предоставленных по запросу судебной коллегии Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, описание местоположения границ <адрес> ( План границ объекта) было составлено 25 сентября 2019 года кадастровым инженером ФИО11 ( л.д. 122-129 т.2)

Населенный пункт <адрес> вошел к границы особо охраняемой территории, что усматривается из публичной кадастровой карты ( л.д. 95 т.2)

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 20 сентября 2020 года, земельный участок с кадастровым номером накладывается на земельный участок с кадастровым номером . Данное наложение является результатом реестровой ошибки, то есть ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы по определению координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером . Данные работы были проведены без выезда на местность картометрическим методом при использовании картографического материала низкого качества, при этом точность при определении координат по границе населенного пункта и границам смежных земельных участков категории земель: «земли населенных пунктов» превышена в 150 (сто пятьдесят) раз. Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек равна 15, вместо нормативно определенных 0,1.

Эксперт пришел к выводу о том, что в целях устранения пересечения необходимо исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о значении координат поворотных точек <скрыто>, и установить границы земельного участка с кадастровым номером по варианту эксперта.

Также при проведении экспертизы экспертом было установлено, что при установлении границ земельного участка истца по ее варианту, невозможно, поскольку они частично пересекают границы населенного пункта <адрес> сельского поселения Рязанского муниципального района Рязанской области с реестровым номером .

Согласно дополнительной судебной экспертизы от 20 апреля 2021 года земельный участок с кадастровым номером пересекает границу населенного пункта <адрес> сельского поселения Рязанского муниципального района <адрес> с реестровым номером , так что его часть оказывается расположена за пределами населенного пункта. Причиной пересечения является то обстоятельство, что при отсутствии сведений о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов с указанием категории земель, кадастровым инженером ФИО11 при подготовке «Описания местоположения границ» от 25 сентября 2019 г. не приняты во внимание границы земельного участка с кадастровым номером .

Для устранения причин пересечения в границу населенного пункта <адрес> сельского поселения Рязанского муниципального района <адрес> с реестровым номером 62:15-4.123 следует исправить техническую ошибку путем исключения существующих ко­ординат т<скрыто> и включения измененных (уточненных) коор­динат <скрыто>.

Разрешая заявленные исковые требования Пуликовой Ф.И., судебная коллегия полагает, что имеются основания для их удовлетворения, поскольку при определении границ земельного участка с кадастровым номером и описании границ населенного пункта <адрес> были допущены ошибки, в результате которых земельный участок истца, относящийся к землям населенного пункта, вошел в границы земель лесного фонда и пересекает границы населенного пункта. При этом факт расположения участка на землях особо охраняемой территории не является основанием для отказа в удовлетворении иска Пуликовой Ф.И.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно статье6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

В силу ч., ч.8,10 ст.22Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно п.11 указанной нормы Федерального закона, границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов, случая, предусмотренного статьей 60.2 настоящего Федерального закона, или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств понимается: наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества;расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны.

Согласно ч. 3 ст. 61 данного Федерального закона, воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (пункт4).

Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (пункт 6).

Согласно ст. 60.2 п.п. 4,5,6 указанного закона, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.

В силу ст. 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий ( ч.1)

В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий. ( ч.2)

Положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.(п.3)

Защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. В случае поступления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений от имени Российской Федерации, решения о необходимости устранения реестровой ошибки в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" указанный федеральный орган исполнительной власти в течение сорока пяти дней со дня выявления указанной реестровой ошибки обязан проверить наличие оснований для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок, при наличии таких оснований обратиться в суд с иском об оспаривании законности возникновения прав на земельный участок и уведомить об этом орган регистрации прав.(п.4)

Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.(п.5)

Орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции настоящего Федерального закона), и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок (п.6).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах.( п.7)

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что действующее законодательство допускает исправление реестровой ошибки, допущенной при определении границ земельных участков лесного фонда. В случае установления факта наличия реестровой ошибки при описании границ земельного участка, относящегося к землям лесного фонда, данные ошибки подлежат устранению органом регистрации прав. Однако, указанный орган не вправе исправить такую ошибку в случае выявления пересечения с границами земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых территорий, при условии, что право собственности на такой земельный участок оспорено уполномоченным органом. В других случаях запрета на исправление реестровой ошибки действующее законодательство не содержит. В любом случае, при наличии спора, исправление реестровой ошибки возможно в судебном порядке в случае предъявления иска гражданином, владеющим на праве собственности земельным участком, предоставленным ранее 2016 года, ошибочно включенным в границы указанных территорий.

Из материалов дела следует, что право собственности на земельный участок, принадлежащий истцу Пуликовой Ф.И., возникло у ее правопредшественника в 1993 году. Земельный участок относится к землям населенных пунктов, предоставлялся для строительства жилого дома, в настоящее время имеет разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства. В 2006 году были описаны границы земельного, которые воспроизведены в соответствии с действующей системой координат экспертом при проведении судебной экспертизы. То есть имеются бесспорные доказательства о местоположении земельного участка. Несмотря на то, что границы земель лесного фонда устанавливались в 2004 году, границы земельного участка истца не оспаривались, как не оспорено и право собственности истца на данный участок. Границы земель особо охраняемой территории устанавливались в 2018 году.

Поскольку при проведении судебной экспертизы экспертом установлен факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 62:15:0090604:44 из земель лесного фонда с границами земельного участка с кадастровым номером 62:15:0080117:45, так как земельный участок Пуликовой Ф.И. частично располагается в границах п.Передельцы, а частично на землях лесного фонда, то указанная ошибка подлежит исправлению, путем исключения координат поворотных точек границ участка истца из границ участка лесного фонда по варианту, предложенному экспертом.

Также являются законными требования Пуликовой Ф.И. об исправлении ошибки в границах населенного пункта <адрес>, поскольку установлен факт пересечения границ участка, принадлежащего истцу, с границами населенного пункта, отраженными в карте-плане.

План границ <адрес> составлен в 2019 году, то есть после предоставления земельного участка, принадлежащего истцу, его первоначальному собственнику. Земельный участок истца отнесен к землям населенных пунктов, имеет соответствующее разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, свидетельство о праве собственности на него выдавалось главой Заборьевского сельского поселения, его местоположение подтверждено планом участка, содержащем координаты точек границ участка. В связи с этим участок с кадастровым номером должен быть включен в границы <адрес>.

При этом тот факт, что земельный участок с кадастровым номером входит в территорию, отнесенную к особо охраняемому объекту, как и весь <адрес>, не свидетельствует о незаконности требований истца об исправлении ошибки.

Статья 1 п.1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает основные принципы земельного законодательства, среди которых выделен приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий (п.п.6);

Согласно ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.

Таким образом, Земельный кодекс допускает нахождение земельных участков, входящих в состав населенных пунктов, на землях особо охраняемых территорий.

Определяя границы земельного участка истца, подлежащие включению в сведения Росреестра, судебная коллегия учитывает, что первоначально они были сформированы в 2006 году, в настоящее время описаны в соответствии с требованиями закона и с учетом ранее определенных координат, соответствуют площади земельного участка истца, принадлежащего ей на праве собственности, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворении иска Пуликовой Ф.И. судебная коллегия не находит.

Доводы представителя Министерства природопользования и экологии Рязанской области о невозможности исправления реестровой ошибки и установлении границ участка истца не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм материального права, а также не учитывают обстоятельства, установленные при рассмотрении данного дела.

Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 11 августа 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Пуликовой Фаины Ивановны к Государственному казенному учреждению Рязанской области «Солотчинское лесничество», администрации муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, Министерству природопользования Рязанской области, Федеральному агентству лесного хозяйства

об исправлении реестровой, технической ошибки и об установлении границ земельного участка удовлетворить.

Исправить реестровую ошибку в сведениях, содержащихся в Едином государ­ственном реестре недвижимости, о земельном участке с кадастровым номером , категория земель: земли лесного фонда, виды разрешенного использова­ния: для ведения лесного хозяйства, общей площадью 64482452 (+/- 140510) кв.м, распо­ложенном по адресу: <адрес>, ГУ «Солотчинское лесничество», Переделецкое участковое лесничество, путем исключения из Единого государственного рее­стра недвижимости сведений о значениях координат поворотных точек <скрыто>.

Исправить техническую ошибку в сведениях о границе населенного пункта <адрес> сельского поселения Рязанского муниципального района Ря­занской области с реестровым номером , путем исключения существующих ко­ординат <скрыто> и включения измененных (уточненных) коор­динат <скрыто>.

Установить границы и внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о значениях координат поворотных точек (от точки н1 до точки н4) границ земельного участка, с ка­дастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, раз­решенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, при­надлежащего на праве собственности Пуликовой Фаине Ивановне, следующим образом:

от поворотной точки н1, имеющей координаты <скрыто>, гра­ница земельного участка проходит в юго-восточном направлении на расстояние <скрыто> м до геодезической точки н2, имеющей координаты <скрыто>;

от поворотной точки н2 граница земельного участка проходит в юго-западном на­правлении на расстояние <скрыто> м до поворотной точки н3, имеющей координаты <скрыто>;

от поворотной точки н3 граница земельного участка проходит в северо-западном направлении на расстояние <скрыто> м до поворотной точки н4, имеющей координаты <скрыто>;

от поворотной точки н4 граница земельного участка проходит в северо-восточном направлении на расстояние <скрыто> м до поворотной точки н1, имеющей координаты <скрыто>.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 11 января 2022 года.

Председательствующий –

Судьи-

33-3184/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пуликова Фаина Ивановна
Ответчики
Администрация МО-Рязанский муниципальный район РО
ГКУ РО "Солотчинское лесничество"
Другие
Филоненко Денис Сергеевич
Киселев Юрий Валентинович
Министерство природопользования Рязанской области
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Платонова Ирина Викторовна
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
18.10.2021Передача дела судье
10.11.2021Судебное заседание
01.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
15.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022Передано в экспедицию
29.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее