Решение по делу № 2а-6719/2020 от 10.09.2020

УИД: 11RS0001-01-2020-011603-43 Дело № 2а-6719/2020

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Юшковой И.С.,

при секретаре Малоземовой О.А., с участием:

представителя административного ответчика УФССП по Республике Коми Артеевой О.С.,

рассмотрев открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 декабря 2020 года административное дело по административному исковому заявлению Керих Анастасии Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Кожевиной О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным действий по списанию денежных средств со счетов, открытых на ребёнка-инвалида, обязании устранить допущенное нарушение путём отмены постановления об обращении взыскания на счета, открытые на ребёнка-инвалида,

установил:

Керих А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Кожевиной О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным действий по списанию денежных средств со счетов, открытых на ребёнка-инвалида, обязании устранить допущенное нарушение путём отмены постановления об обращении взыскания на счета, открытые на ребёнка-инвалида.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми, ПАО «Сбербанк» и УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми.

Административный истец участия в судебном заседании не приняла, просила рассматривать дело в её отсутствие.

Представитель УФССП по Республике Коми и ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск. Пояснила, что виновных действий УФССП по Республике Коми и судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Кожевиной О.В. при списании денежных средств с банковского счёта должника Керих А.С. не имеется. В силу части 5 ст. 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. В данном случае ПАО «Сбербанк» не были проверены виды доходов, на которые обращено взыскание и не были соблюдены требования ст. 101 Федерального закона.

Заинтересованные лица ПАО «Сбербанк» и УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми участия в судебном заседании не приняли, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми просило рассматривать дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав пояснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 настоящего Кодекса.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствует ли оспариваемое решение, действие (бездействие) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не установлено и не усматривается.

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.

Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Часть 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ гласит, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Согласно части 3 статьи 69 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 98 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае отсутствия или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина.

В судебном заседании установлено, что на основании судебного приказа мирового судьи Тентюковского судебного участка г. Сыктывкара № 2а-2398/2019 от ** ** ** с Керих А.С. в пользу ИФНС по г. Сыктывкару взысканы недоимки по транспортному налогу за 2017 год и налогу на имущество физических лиц, а также пени в общем размере 3200,92 рублей.

На основании выданного судом исполнительного документа судебным приставом- исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми ** ** ** вынесено постановление о возбуждении в отношении должника Керих А.С. исполнительного производства № 71310/20/11025-ИП.

** ** ** постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми взыскание обращено на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в частности взыскание обращено, в числе прочих, на банковский счёт Керих А.С. ..., открытый в отделение № 8617 ПАО ...». Постановление для исполнения направлено в отделении № 8617 ПАО «...». При этом в постановлении указано на то, что при наличии сведений о поступлении на счёт должника денежных средств, на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.10.2017 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не может быть обращено взыскание, сообщить судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнить постановление в части обращения взыскания на денежные средства.

Согласно имеющимся в материалах дела документах Керих А.С. является матерью несовершеннолетнего Кериха М.В., ... года рождения, признанного ребёнком-инвалидом.

Согласно справки УПФР в ... Республики Коми Керих М.В. является получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности.

Назначенная Кериху М.В. пенсия по инвалидности выплачивается путём перечисления денежных средств на банковский счёт ..., открытый в отделении № 8617 ПАО «...» на имя законного представителя несовершеннолетнего- Керих А.С.

** ** ** пенсия, предназначенная Кериху М.В., была перечислена на банковский счёт .... В этот же день банком произведено списание с указанного счёта денежных средств в размере 3200,92 рублей на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми об обращении взыскания на денежные средства должника в счёт погашения задолженности по исполнительному документу.

Разрешая спор, суд руководствуется положениями Федеральных законов "Об исполнительном производстве", "О банках и банковской деятельности".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные в части 1 цитируемой статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве", в порядке, установленном данным и иными федеральными законами.

В силу ст. 27 Федерального закона от 02.12.1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, а также на остаток электронных денежных средств может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 5 ст. 8 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняет содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств или об их аресте с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона.

Согласно положениям п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на пособия граждан, имеющих детей, выплачиваемые за счёт средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом, в силу ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Банк является одним из субъектов, которые в случаях, предусмотренных законом, исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона. Следовательно, в рассматриваемом случае именно ПАО "Сбербанк России" должен был убедиться в назначении денежных средств, находящихся на счёте должника Керих А.С., в целях проверки возможности их удержания, и при этом, руководствоваться ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым взыскание не может быть обращено на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов и местных бюджетов.

Однако, вопреки нормам Федерального закона "Об исполнительном производстве" ПАО "Сбербанк России" произвёл удержание денежных средств, перечисляемых на счёт должника в качестве ежемесячной пенсии на ребёнка-инвалида Кериха М.В.

С учётом изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объёме, поскольку судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Кожевиной О.В. постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесено законно и обоснованно, и вследствие этого нарушений прав либо свобод административного истца не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Керих Анастасии Сергеевны к судебному приставу-исполнителю Отделения судебных приставов по г. Сыктывкару № 2 УФССП России по Республике Коми Кожевиной О.В. и Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным действий по списанию денежных средств со счетов, открытых на ребёнка-инвалида в ПАО «Сбербанк России», обязании устранить допущенное нарушение путём отмены постановления об обращении взыскания на счета, открытые на ребёнка-инвалида в ПАО «Сбербанк России»– отказать.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда.

Решение суда в окончательной форме принято 29 декабря 2020 года.

Судья И.С. Юшкова

2а-6719/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Керих Анастасия Сергеевна
Ответчики
СПИ ОСП №2 по г. Сыктывкару Кожевина О. В.
Другие
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Юшкова Ирина Станиславовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация административного искового заявления
14.09.2020Передача материалов судье
15.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.10.2020Предварительное судебное заседание
25.11.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее