Дело №2а-39/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 февраля 2018 года г.Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Олифер А.Г.,
при секретаре Мухортиковой А.С.,
рассмотрев в судебном разбирательстве административное дело по административному исковому заявлению Ромашова ФИО7 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области о признании безнадежной к взысканию задолженности по транспортному и земельному налогам, налогу на имущество физических лиц, пени,
у с т а н о в и л:
Ромашов А.А. обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области (далее также – Инспекция №10), указывая, что по обращению в ОСП Полесского района УФССП России по Калининградской области ему было сообщено о том, что в отношении него имеется ряд непогашенных сумм по судебным решениям. В свою очередь им представлен ряд судебных решений, которыми судебные приказы были отменены, но суммы указанные в них, по неизвестной для него причине остались как долговые. В настоящее время по данным личного кабинета налогоплательщика за ним числится задолженность за пределами исковой давности: за 2007 год сумма 1 980 рублей; за 2008 год сумма 2 459,30 рублей; за 2008 год сумма 1 199,30 рублей; за 2009 год сумма 4 723,20 рублей; за 2010 год сумма 4 664,40 рубля; за 2011 год сумма 4 644,45 рубля; за 2012 год сумма 6 108 рублей; за 2013 год сумма 7 485,50 рублей. Таким образом, общая сумма задолженности составляет 33 264,15 рубля. По приведенным доводам, ссылаясь на положения ст.ст. 59, 266 НК РФ, просил признать недоимки по пеням и штрафам безнадежными к взысканию.
Административный истец Ромашов А.А., извещавшийся о времени и месте рассмотрения дела заблаговременно и надлежащим образом, в суд не явился; доказательств уважительности причин своей не явки в суд заблаговременно до начала судебного разбирательства не представил.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области – Белик Д.Ф. в судебном заседании требования иска не признала по доводам, приведенным в ранее представленном и уточненных письменных отзывах, сводящихся к тому, что на основании Закона Калининградской области от 19.12.2016 года №23 «Об установлении дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по транспортному налогу, образовавшейся у физических лиц, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку» Инспекцией самостоятельно были списаны безнадежные к взысканию суммы задолженности по транспортному налогу за 2007-2010 годы в размере 10 706,83 рублей, а также пени в сумме 392,42 рубля.
По состоянию на 05.02.2018 года за Ромашовым А.А. числится недоимка перед бюджетом:
- по налогу на имущество физических лиц по одному объекту налогообложения за налоговые периоды 2009-2014 годов в размере сумме 995,02 рублей и пени на недоимку в сумме 259,71 рублей;
- по земельному налогу по двум объектам налогообложения за налоговые периоды 2009-2014 годов в размере 3 374,27 рублей и пени на недоимку в сумме 739,91 рублей;
- по транспортному налогу за налоговые периоды 2007-2014 годов 32 065,07 рублей и пени на недоимку в сумме 9 842,18 рублей.
Сформированное налоговым органом требование №90408 от 21.02.2011 года об уплате недоимки по транспортному налогу за 2007 год и пени в адрес истца Инспекцией не направлялось, меры принудительно взыскания указанной недоимки в отношении него не применялись.
За налоговый период 2008 года Инспекцией сформированы два налоговых уведомления по транспортному налогу; а также два налоговых требования об уплате недоимки №№21955 от 19.08.2009 года и №90408 от 21.02.2011 года, которые также в адрес налогоплательщика Инспекцией не направлялись.
Сформированные уведомления об исчисленных суммах налогов за 2009 год в адрес истца не направлялись и в дальнейшем никаких мер принудительного взыскания налогов за указанный налоговый период в отношении него Инспекцией не предпринималось.
Требование №131526 от 07.12.2011 года об уплате недоимок по транспортному и земельному налогам за 2010 год с учетом пени в адрес истца Инспекцией также не направлялось; иных мер принудительного взыскания не принималось.
За налоговый период 2011 года Инспекцией сформировано сводное налоговое уведомление №797799 об исчисленных земельном, транспортном налогах и налоге на имущество по сроку уплаты до 01.11.2012 года, а также, в связи с неуплатой налога, требование №241876 по состоянию 10.11.2012 года, которые также инспекцией в адрес налогоплательщика не направлялись; в дальнейшем мер принудительного взыскания не принималось.
За налоговый период 2012 года Инспекцией сформировано сводное налоговое уведомление №1238921 об исчисленных земельном, транспортном налогах и налоге на имущество по сроку уплаты до 01.11.2013 года, а также требование №318193 по состоянию 09.11.2013 года, направленное в адрес истца 15.11.2013 года; иных мер принудительного взыскания недоимки за указанный период, в том числе в приказном или исковом порядке Инспекцией не принималось.
За налоговый период 2013 года Инспекцией сформировано сводное налоговое уведомление №1703412 об исчисленных земельном, транспортном налогах и налоге на имущество по сроку уплаты до 05.11.2014 года, а также требование №375084 по состоянию 14.11.2014 года, направленное в адрес истца 28.11.2014 года; иных мер принудительного взыскания недоимки за указанный период, в том числе в приказном или исковом порядке Инспекцией не принималось.
В части числящейся за истцом недоимки по земельному, транспортному налогам и налогу на имущество за налоговый период 2014 года, сведениями о принимавшихся мерах принудительного взыскания Инспекция не располагает.
Со ссылкой на положения подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ полагала требования иска несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав участников пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в числе прочего, в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4).
При этом, Федеральным законом от 23.07.2013 года №248-ФЗ предусмотренный пунктом 1 статьи 59 НК РФ перечень дополнен еще одним основанием, предусмотренным подпунктом 4.1, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи (пп.2).
Согласно пункту 3 статьи 59 НК РФ законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 года №ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 года №18528) (далее - Порядок).
Из пунктов 2.4 и 2.6 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении №2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 года №ЯК-7-8/393@.
Статьей 356 НК РФ установлено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Из п.1 ст.358 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 ст. 360 НК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статья 363 НК РФ установлено, что налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт1).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п.1 ст.408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст.409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с положениями п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.5 ст.69 НК требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данные правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п.8 ст.69 НК РФ).
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
По представленным Инспекцией сведениям, по состоянию на 05.02.2018 года за Ромашовым А.А. числится недоимка перед бюджетом:
- по налогу на имущество физических лиц: за 2009 год – 36,76 рублей и 39,37 рублей, соответственно; за 2010 год – 91,82 рублей и 91,81 рублей, соответственно; за 2011 год – 183,63 рубля; за 2012 год – 183,63 рубля; за 2013 год – 184,00 рубля; за 2014 год – 184,00 рубля, а всего 995,02 рублей, а также исчисленные по состоянию на 01.12.2015 года пени на недоимку в сумме 259,71 рублей;
- по земельному налогу: по двум лицевым счетам (по количеству объектов налогообложения): за 2009 год – 71,75 рублей, 37,73 рублей, 481,15 рублей, соответственно; за 2010 год – 518,88 рублей, за 2011 год - 518,88 рублей; за 2012 год – 518,88 рублей; за 2013 год – 519,00 рублей; за 2014 год – 708,00 рублей, а всего 3 374,27 рублей; а также пени на недоимки по одному лицевому счету – 22,11 рубля, по другому лицевому счету – 717,80 рублей, а всего в сумме 739,91 рублей;
- по транспортному налогу по двум лицевым счетам: за 2007 год – 1980 рублей; за 2008 год – 1 260 рублей и 1 033,38 рублей; за 2009 год – 6 433,45 рублей; за 2010 год – 3 715,00 рублей; за 2011 год – 2 355,66 рублей; за 2012 год – 4 280,58 рублей; за 2013 год – 5 791,00 рублей; за 2014 год – 5 216,00 рублей, а всего 32 065,07 рублей, а также пени на недоимку по одному лицевому счету – 1 605,58 рублей, по другому лицевому счету – 8 236,60 рублей, а всего в сумме 9 842,18 рублей.
При таких обстоятельствах, исходя из дат образований недоимок по налогам, учитывая истечением предельно допустимых сроков их взыскания с истца, а также пояснения стороны ответчика о том, что налоговым органом никаких мер по принудительному взысканию во внесудебном или в судебном порядке недоимки по налогам за указанные налоговые периоды не предпринималось, о чем свидетельствует не представление суду доказательств принятия Инспекцией таких мер, следует полагать возможность их взыскания налоговым органом утраченной.
Исходя из установленных вышеприведенных обстоятельств, суд находит недоимки по транспортному налогу за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы, по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы, земельному налогу за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы, а также начисленные по состоянию на дату принятия решения пени на указанные недоимки признанию безнадежными к взысканию
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования административного иска Ромашова ФИО8 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области удовлетворить.
Признать безнадежными к взысканию образовавшиеся на лицевом счете налогоплательщика Ромашова ФИО9 недоимки по транспортному налогу за 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы в сумме 32 065,07 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 9 842,18 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы в сумме 995,02 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 259,71 рублей; по земельному налогу за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 годы в сумме 3 374,27 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 739,91 рублей.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Калининградского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Гурьевский районный суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Г. Олифер
Мотивированное решение составлено 09.02.2018 года.