Дело №2а-4998/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 22 июля 2019 г.
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Краснопеева А.В.
при секретаре Суховерховой В.В.,
с участием административного истца Горбань С.Н.,
представителя административного истца Пономарева В.П.,
действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,
представителя заинтересованного лица ООО УК «Город» Пилькина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбань С. Н. к Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом,
установил:
Горбань С.Н. обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением к Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом.
В обоснование требований указано, что 08.11.2018 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» административным ответчиком размещено извещение № о проведении торгов по адресу: <адрес>, в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. Вышеуказанные торги назначены и проведены административным ответчиком в нарушение порядка, установленного ЖК РФ. Административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом <адрес>, в соответствии с договором на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома от 01.02.2013 №, заключенным с собственниками помещений многоквартирного дома, является ООО УК «Город». Решением государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.09.2018 № были внесены изменения в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло ООО УК «Город». 15.10.2018 собственниками помещений многоквартирного дома, включая административного истца, ранее (до назначения административным ответчиком вышеуказанного конкурса) в соответствии с положениями ч. 7 ст. 198 ЖК РФ принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом (ООО УК «Город») деятельности по управлению многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (регистрационный № от 25.10.2018 года). По заявлению собственников помещений многоквартирного дома от 10.12.2018 об отмене торгов на право заключения договора управления вышеуказанным многоквартирным домом административным ответчиком 11.12.2018 было принято решение об отмене торгов. 28.12.2018 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» административный ответчик вновь разместил извещение о проведении торгов № в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в соответствии с которым была назначена дата проведения торгов - 06.02.2019. Согласно извещению № проведенные 06.02.2019 торги признаны несостоявшимися с единственным участником - ООО «УК «Семья». Фактически административный ответчик осуществил обжалуемые действия вопреки принятому в установленном законом порядке решению собственников помещений многоквартирного дома. Собственники помещений в многоквартирном доме имеют право выбрать и реализовать способ управления домом на общем собрании вплоть до дня проведения конкурса. В нарушение требований ЖК РФ до сведения административного истца не доведены условия договора управления многоквартирным домом, назначенного в результате неправомерных действий административного ответчика. Таким образом, нарушено право истца на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг истцу. Административным ответчиком не организовано проведение предусмотренных действующим законодательством мероприятий по осмотру общего имущества многоквартирного дома, составлению в присутствии собственников акта о готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг при условии включения в договор управления положений ст. 157.2 ЖК РФ, что является обязательным требованием ч. 1 ст. 161 ЖК РФ. Проведение указанных мероприятий является обязательным для административного ответчика до проведения конкурса. Административный ответчик, принявший решение о неизбрании собственниками помещений многоквартирного дома способа управления, проигнорировав решение собственников помещений многоквартирного дома (оформленное протоколом общего собрания в установленном ЖК РФ порядке), превысил свои полномочия. Вышеуказанное решение собственников помещений многоквартирного дома о продлении полномочий управляющей компании - ООО УК «Город» ни в момент проведения конкурса, ни в день оглашения его результатов не было отменено (признано незаконным) судом. В настоящее время каждым собственником помещений многоквартирного дома с ООО УК «Город» заключен договор управления. Договор пролонгирован, не расторгался, ООО УК «Город» осуществляет все работы по управлению многоквартирным домом, предоставляет коммунальные услуги. Однако с 15.02.2019 назначенное по итогам несостоявшегося конкурса ООО «УК «Семья» направило уведомление в адрес собственников помещений о передаче многоквартирного дома в управление ООО «УК «Семья». На основании вышеизложенного, истец просит суд признать действия административного ответчика - Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар по проведению торгов в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, незаконными; признать результаты конкурса, проведенного административным ответчиком 06.02.2019 - лот № извещение №, на право заключения договора управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, недействительными.
Административный истец Горбань С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. От него поступили дополнения к исковому заявлению, в которых указано, что Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар никогда не уведомлял собственников многоквартирного дома о необходимости проведения собрания; конкурсная документация Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар, размещенная в сети «Интернет», содержала фальсифицированные сведения о проведении осмотров заинтересованными лицами и претендентами объекта конкурса и график проведения таких осмотров.
Представитель административного истца Пономарев В.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования г. Краснодар в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. От него поступили возражения на исковое заявление в письменном виде, в которых указано, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по <адрес>, проведен правомерно.
Представитель заинтересованного лица ООО УК «Город» Пилькин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК «Семья» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании изложенного, суд посчитал возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей административного ответчика и заинтересованного лица ООО «УК «Семья».
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст. 44 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Постановлением Правительства РФ от 6.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом проводится, если: собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях: собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; по истечении 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято; принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях: большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные ст. 164 ЖК РФ; собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные ст. 162 ЖК РФ; до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно ч. 4.1 ст. 161 ЖК РФ информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909 в качестве официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении конкурсов определен сайт www.torgi.gov.ru.
В судебном заседании установлено, что административный истец Горбань С.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кв. 271 (л.д. 13).
01.02.2013 между ООО УК «Город» в лице генерального директора ФИО5, действующей на основании устава, и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, был заключен договор на управление, содержание и ремонт многоквартирного дома. Вышеуказанный договор был заключен сроком на 5 лет с момента подписания (л.д. 21-27).
Решением государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.09.2018 № были внесены изменения в реестр лицензий Краснодарского края в части исключения сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, из перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло ООО УК «Город».
15.10.2018 собственниками помещений многоквартирного дома принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом ООО УК «Город» деятельности по управлению многоквартирным домом, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 2 от 25.10.2018 (л.д. 14-20).
08.11.2018 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» административным ответчиком размещено извещение № о проведении торгов по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, д. 122, в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 33).
По заявлению собственников помещений многоквартирного дома от 10.12.2018 об отмене торгов на право заключения договора управления вышеуказанным многоквартирным домом административным ответчиком 11.12.2018 было принято решение об отмене торгов (л.д. 34).
28.12.2018 на официальном сайте www.torgi.gov.ru в сети «Интернет» административный ответчик вновь разместил извещение о проведении торгов № в форме открытого конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>, в соответствии с которым была назначена дата проведения торгов - 06.02.2019.
06.02.2019 согласно извещению № проведенные 06.02.2019 торги признаны несостоявшимися с единственным участником - ООО «УК «Семья» (л.д. 39).
В возражениях на исковое заявление, представленных представителем административного ответчика, указано, что при проведении общего собрания 06.11.2018 присутствующие на собрании собственники помещений не владели информацией о проведенном 25.10.2018 собрании и были не удовлетворены деятельностью ООО УК «Город».
Однако никаких доказательств, подтверждающих данные сведения, представителем административного ответчика суду не представлено.
Также в возражениях на исковое заявление указано, что представленные в Департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар документы, в том числе протокол собрания от 25.10.2018, направлены письмом от 17.12.2018 № в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края для проведения проверки правомерности принятия общим собранием решения о продолжении полномочий ООО УК «Город» по управлению многоквартирным домом по <адрес>. По результатам проверки Государственная жилищная инспекция Краснодарского края письмом от 24.12.2018 сообщила, что выявлен ряд существенных нарушений при проведении собрания, и Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края будет рассмотрен вопрос о наличии оснований для подготовки и направления искового заявления в суд о признании протокола собрания от 25.10.2018 недействительным. Также письмом от 14.12.2018 государственная жилищная инспекция Краснодарского края указала на необходимость возобновления проведения конкурса по выбору управляющей организации в доме по <адрес>.
Однако никаких доказательств, подтверждающих данные сведения, представителем административного ответчика суду также не представлено.
В соответствии с ч. 7 ст. 198 ЖК РФ в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Пунктом 39 Правил установлено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В соответствии с п. 5 Правил нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Анализируя представленные доказательства на основании приведенных норм закона, суд приходит к выводу, что административный иск Горбань С.Н. к Департаменту городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконными действий по проведению открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 06.02.2019 - ░░░ № ░░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 26.07.2019.