Решение
по делу № 2-546/2019
Именем Российской Федерации
28 октября 2019 года г. Бокситогорск
Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Гусаровой И.М.,
при секретаре Журавлевой К.С.,
с участием:
представителя истца- помощника Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области Смирнова И.А.,
представителя ответчика- директора МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» Шишкина Р.В.,
представителя третьего лица- главы администрации Муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумерина В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области в интересах Муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» о признании бездействия незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,-
У С Т А Н О В И Л:
Истец Бокситогорский городской прокурор в интересах Муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области обратился в суд с иском к МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» (далее по тексту МУП «ЖКХ Борское») о признании бездействия выразившегося в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № в части ненадлежащего содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу: <адрес> незаконным; обязании устранить выявленные нарушения законодательства при содержании общего имущества МКД в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных исковых требований Бокситогорским городским прокурором указано, что Бокситогорской городской прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении юридического лица МУП «ЖКХ Борское» ОРГН №, ИНН № (юридический адрес: 187643, <адрес>), на предмет соблюдения законодательства в сфере ЖКХ (в части умышленного невыполнения требований прокурора).
В ходе данной проверки было установлено, что ранее Бокситогорской городской прокуратурой на основании обращения граждан, поступившего на личном приеме первого заместителя прокурора области ФИО4 в отношении МУП «ЖКХ Борское» проведена проверка (решение № от ДД.ММ.ГГГГ) в сфере ЖКХ (в части содержания МКД, расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проведенной проверки установлено, что в период с 10-00 ч. до 11-00 ч. ДД.ММ.ГГГГ при управлении МКД, расположенным по адресу: <адрес>, Бокситогорский муниципальный район, <адрес>, МУП «ЖКХ Борское» (юридический адрес: 187643, <адрес>), выявлены факты нарушений ЖК РФ и «Правил и норм Технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), а именно:
- в подъезде № 1, № 2 МКД на потолке имеются следы протечек с кровли, чем нарушен п. 4.6.1.1 Правил;
- на лестничных клетках подъездов № 1, № 2 МКД поверхности стен не имеют однотонной поверхности, отслоения, пятна, что является нарушением п. 3.2.8 Правил;
- по периметру дома наблюдается повреждение отделочного слоя цоколя, что является нарушением п. 4.2.3.4 Правил;
- не обеспечено исправное состояние отмостки дома по всему периметру (провалы, щели, трещины), что нарушает п. 4.1.7 Правил.
Таким образом, в рамках данной проверки было установлено, что МУП «ЖКХ Борское» допущено нарушение требований ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ст. 193 ЖК РФ, пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N491, п. 3.2.8, п. 4.1.7, п. 4.2.3.4, п. 4.6.1.1 Правил и норм Технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства в деятельности МУП «ЖКХ Борское» городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес организации внесено представление с требованием устранения нарушений федерального законодательства.
В 11-18 ч. ДД.ММ.ГГГГ (вх. № в-2019) в Бокситогорскую городскую прокуратуру, осуществляющую деятельность по адресу: ЛО, Бокситогорский муниципальный район, <адрес>, поступил ответ директора МУП «ЖКХ Борское» ОРГН 1174704006498, ИНН 4715031420 (юридический адрес: 187643, <адрес>) Шишкина Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о рассмотрения представления Бокситогорского городского прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства не принято.
Однако, МУП «ЖКХ Борское» конкретных мер для устранения выявленных нарушений не приняло, вышестоящему прокурору или в суд представление № от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловало.
Согласно информации Администрации Борского сельского поселения БМР ЛО в МКД, расположенного по адресу: <адрес> (№, №, №), находящихся в муниципальной собственности.
Ненадлежащее содержание МУП «ЖКХ Борское» общего имущества вышеуказанного МКД нарушает права МО «Борское сельское поселение» БМР ЛО как собственника жилых помещений на их сохранность и безопасность эксплуатации.
В судебном заседании представитель истца- помощник Бокситогорского городского прокурора Смирнов И.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить по доводам приведенным в иске, установить срок исполнения решения суда до 01.08.2020г.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «ЖКХ Борское» с иском не согласился, по делу пояснил, что МУП «ЖКХ Борское» не имеет возможности распоряжаться денежными средствами, собранными с других домов. МУП создано для управления МКД, а не для восстановления их нормального состояния. Вышеуказанный дом был передан предприятию осенью 2017 года уже в таком состоянии. На данном доме велись определенные ремонтные работы, на которые хватило собранных денег. Факт наличия вышеуказанных прокурором нарушений он не оспаривает, но данные нарушения возникли не вследствие их бездействия, а в течение многих лет. Также считает, что управляющая компания осуществляет деятельность по управлению денежными средствами собственников, а обязанность по содержанию имущества в надлежащем состоянии лежит на собственниках. УК готова выполнить текущий ремонт, но при том уровне собираемости, который имеется на данный момент, это не возможно. Даже если бы была 100% собираемость, учитывая что на проведение ремонтных работ по данному дому согласно смете необходимо 1 100 000 руб., этого бы сделать было невозможно, т.к. таких денег у них нет. Установленного тарифа хватает только на содержание- вывоз мусора и оплату работы дворников. Кроме того, пока не произведен капитальный ремонт кровли, производить ремонт подъездов не имеет смысла, т.к. опять будут протечки. При наличии необходимых денежных средств все ремонтные работы возможно выполнить втечение 1- 1,5 месяцев. Также считает, что отмостка и цоколь в данном доме требуют капитального, а не текущего ремонта. Для подтверждения данного факта необходимо проводить экспертизу, однако на её проведение денег у УК нет.
В судебном заседании представитель третьего лица- глава администрации Муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумерин В.Н. с иском согласился частично и пояснил, что провести вышеуказанные ремонтные работы в срок до 01.01.2020г. не представляется возможным, данные работы могут быть выполнено в срок- до осени 2020г. Также пояснил, что администрация готова помочь МУП «ЖКХ Борское» и примет участие в финансировании работ по ремонту данного дома, в ближайшее время будет утверждаться бюджет МО «Борское сельское поселение» на следующий год и в него планируется заложить определенные расходы на ремонт данного дома.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца- помощника Бокситогорского городского прокурора Смирнова И.А., представителя ответчика- директора МУП «ЖКХ Борское» Шишкина Р.В. и представителя третьего лица- главу администрации Муниципального образования «Борское сельское поселение» Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумерина В.Н., суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:
Как установлено судом, подтверждается представленными материалами и не оспорено ответчиком, Бокситогорской городской прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении юридического лица МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» ОРГН №, ИНН № (юридический адрес: 187643, <адрес>), на предмет соблюдения законодательства в сфере ЖКХ (в части умышленного невыполнения требований прокурора).
В ходе данной проверки было установлено, что ранее Бокситогорской городской прокуратурой на основании обращения граждан, поступившего на личном приеме первого заместителя прокурора области ФИО4 в отношении МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» проведена проверка (решение № от ДД.ММ.ГГГГ) в сфере ЖКХ (в части содержания МКД, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>).
В ходе проведенной проверки установлено, что в период с 10-00 ч. до 11-00 ч. ДД.ММ.ГГГГ при управлении МКД, расположенным по адресу: <адрес>, Бокситогорский муниципальный район, <адрес>, МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» (юридический адрес: 187643, <адрес>), выявлены факты нарушений ЖК РФ и «Правил и норм Технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила), а именно:
- в подъезде № 1, № 2 МКД на потолке имеются следы протечек с кровли, чем нарушен п. 4.6.1.1 Правил;
- на лестничных клетках подъездов № 1, № 2 МКД поверхности стен не имеют однотонной поверхности, отслоения, пятна, что является нарушением п. 3.2.8 Правил;
- по периметру дома наблюдается повреждение отделочного слоя цоколя, что является нарушением п. 4.2.3.4 Правил;
- не обеспечено исправное состояние отмостки дома по всему периметру (провалы, щели, трещины), что нарушает п. 4.1.7 Правил
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 192 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются:
1) регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;
1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;
2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;
3) отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
4) отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии;
5) отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии;
6) соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 настоящего Кодекса;
6.1) соблюдение лицензиатом требований к размещению информации, установленных частью 10.1 статьи 161 настоящего Кодекса;
7) иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.
Согласно ст. 161 ЖК РФ и п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491 (далее - Правила), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п. 2 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, в рамках данной проверки было установлено, что МУП «ЖКХ Борское» допущено нарушение требований ч. 1, п. 2 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, ст. 193 ЖК РФ, пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 г. N1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, п. 3.2.8, п. 4.1.7, п. 4.2.3.4, п. 4.6.1.1 Правил и норм Технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства в деятельности МУП «ЖКХ Борское» городской прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес организации внесено представление с требованием устранения нарушений федерального законодательства.
В 11-18 ч. ДД.ММ.ГГГГ (вх. № в-2019) в Бокситогорскую городскую прокуратуру, осуществляющую деятельность по адресу: ЛО, Бокситогорский муниципальный район, <адрес>, поступил ответ директора МУП «ЖКХ Борское» ОРГН №, ИНН № (юридический адрес: 187643, <адрес>) Шишкина Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ исх. № о рассмотрения представления Бокситогорского городского прокурора № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства не принято.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" вносит представление об устранении нарушений закона (ч. 3 ст. 22 данного Федерального закона).
Из содержания ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Втечение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Однако, МУП «ЖКХ Борское» конкретных мер для устранения выявленных нарушений не приняло, вышестоящему прокурору или в суд представление № от ДД.ММ.ГГГГ не обжаловало.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно информации Администрации Борского сельского поселения БМР ЛО в МКД, расположенного по адресу: <адрес> (№, №, №), находящихся в муниципальной собственности.
Ненадлежащее содержание МУП «ЖКХ Борское» общего имущества вышеуказанного МКД нарушает права МО «Борское сельское поселение» БМР ЛО как собственника жилых помещений на их сохранность и безопасность эксплуатации.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым признать бездействие МУП «ЖКХ Борское», выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № в части надлежащего содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу: <адрес>, Бокситогорский муниципальный район, <адрес>- незаконным и обязать МУП «ЖКХ Борское» устранить выявленные нарушения законодательства при содержании общего имущества данного МКД.
Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения нарушений- до 01.08.2020 соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района. В связи с изложенным, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в общем размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бокситогорского городского прокурора Ленинградской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское», выразившееся в отсутствии принятых конкретных мер для устранения выявленных нарушений законодательства, изложенных в представлении Бокситогорского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ № в части надлежащего содержания общего имущества МКД, расположенного по адресу: <адрес>
Обязать МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» устранить выявленные нарушения законодательства при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Борское» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в доход бюджета Бокситогорского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.
Решение в окончательной форме принято 29 октября 2019 года.
Судья: