Решение по делу № 2-720/2015 (2-6300/2014;) от 29.10.2014

Дело № 2- 6300/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2015 года         г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре    Карпенко Н.А.,

с участием представителя Каменских Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимов Я.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми в предоставлении земельного участка,

установил:

Максимов Я.А. обратился в суд с заявлением, в порядке главы 25 ГПК РФ, просит признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <Адрес> или максимально приближенного в <Адрес>; обязать администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения закона – обязать предоставить ему в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г.Перми в порядке ст.30.1 ЗК РФ в установленный законом срок.

    В обоснование требований указал, что он является инвалидом <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Каменских Н.С., действуя в интересах Максимова Я.А., обратился в ДЗО администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г.Перми в порядке ст.30.1 ЗК РФ, абз.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении земельного участка. Отказ считает незаконным. Истец считает, что для реализации права на получение земельного участка в порядке ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации», достаточно только заявления и справки МСЭ. Отсутствие механизма правового регулирования вопросов, связанных с льготным предоставлением земельных участков под ИЖС инвалидам на уровне субъекта РФ не может являться условием ограничения прав граждан, предусмотренных федеральным законодательством, в том числе прав инвалидов на получение в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Отказ ДЗО администрации г.Перми является незаконным и нарушает права истца на первоочередное предоставление земельного участка.

    В соответствии с определением суда от 12.01.2015 г. принят отказ представителя заявителя Максимов Я.А. - Каменских Н.С. от требований Максимов Я.А. о возложении обязанности на администрацию г.Перми устранить допущенные нарушения закона – обязать предоставить Максимову Я.А. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г.Перми в порядке ст.30.1 ЗК РФ в установленный законом срок и производство по делу в данной части прекращено.

Заявитель о месте и времени рассмотрения дела извещен путем направления судебного извещения заказной корреспонденцией по месту регистрации (месту пребывания), однако, извещение, направленное по адресу: <Адрес>, не получил и оно было возвращено в адрес суда без вручения с отметкой «истек срок хранения» (л.д.13,14). О рассмотрении дела в свое отсутствие заявитель не просил, об уважительности причин неявки в судебное заседании не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, что свидетельствует об отказе от реализации права на участие в судебном заседании.

С учетом положений ст.ст.3, 154 ГПК РФ, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, п.п. «с» п.3 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст.ст. 113-119 ГПК РФ, ст. 20 ГК РФ, ст.ст. 2 и 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», устанавливающих обязанность граждан РФ состоять на регистрационном учете по месту жительства и/или месту пребывания, в том числе в целях исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, суд находит поведение истца, выражающееся в неполучении отправленных в его адрес судебных извещений, непредставлении в адрес суда информации о смене своего места жительства или места пребывания, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом. Руководствуясь ст.6.1. ГПК РФ, ст.154 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие заявителя, при наличии имеющихся в материалах дела доказательствах, в порядке ч.4 ст.167 ГПК РФ. Суд считает, что права заявителя не нарушены, поскольку в судебном заседании его интересы представляет представитель на основании доверенности.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает требования Максимова Я.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <Адрес> или максимально приближенного <Адрес>. Пояснила, что Максимов Я.А. является инвалидом <данные изъяты>, приехал в г.Пермь в ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <Адрес>, ранее он проживал в Можгинском районе Удмуртии у родственников. У заявителя в собственности ничего нет. При обращении в Департамент земельных отношений никакие документы о его нуждаемости не предоставляли. На учете как нуждающийся он не состоит, за постановкой на учет не обращался. Считает, что Максимов Я.А., являющийся инвалидом <данные изъяты>, в соответствии с действующим законодательством имеет право на внеочередное предоставление земельного участка.

Заинтересованные лица Департамент земельных отношений администрации г.Перми, администрация г.Перми о месте и времени рассмотрения заявления извещены (л.д. 10,16), своего представителя в судебное заседание не направили.

Департамент земельных отношений администрации г.Перми просит рассмотреть дело без участия их представителя, представил письменный отзыв, в котором просит в удовлетворении требований Максимова Я.А. отказать. Департамент полагает, что заявителем не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в заявлении о признании незаконным решения должностного лица органа местного самоуправления и обязании предоставить земельный участок. Нормы ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий, соответственно право на первоочередное получение земельных участков может быть реализовано инвалидом только в целях улучшения жилищных условий. Основания для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий установлены п.2 Правил «О предоставлении льгот инвалидам и семей, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», утвержденных постановлением правительства РФ от 27.07.1996 №901. Заявитель в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на учете не состоит. Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства законодателем поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. В соответствии со ст.6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений является земельный участок. Земельный участок становится отдельным объектом гражданско-правовых отношений только после того, как он будет сформирован и в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет, и только после этого может быть предоставлен в аренду в порядке ст.607 ГК РФ. (л.д.20-24).

Суд, выслушав представителя заявителя, оценив доводы заявления, не находит оснований для удовлетворения заявленных Максимовым Я.А. требований на основании следующего.

Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу абзаца 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено, что Максимов Я.А. является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии МСЭ-2013 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

ДД.ММ.ГГГГ Каменских Н.С., действующая по доверенности от Максимова Я.А., обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении Максимову Я.А. земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <Адрес> или максимально приближенного к <Адрес> на основании ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал Максимову Я.А. в предоставлении испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства, указав, что на сегодняшний день земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участком для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах (пункт 1.2 ст.30 Земельного кодекса РФ, пункт 3.1. Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 №315). Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей. Право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение, в связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий. Из представленных документов определить нуждаемость в улучшении жилищных условий не предоставляется возможным. Испрашиваемый земельный участок, согласно представленной схеме, частично расположен на земельном участке, предоставленном гражданину в собственность. Относительно земельного участка максимально приближенного к <Адрес> – определить местоположение испрашиваемого земельного участка не представляется возможным, необходимо представить схему или план расположения земельного участка с привязкой к соседним объектам недвижимости. Дополнительно указано, что государственной Думой принят Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающий в силу с 01 марта 2015 года, пунктом 21 ст.1 которого установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае, в том числе предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов российской Федерации (л.д. 7-9).

ДД.ММ.ГГГГ года, не согласившись с решением Департамента земельных отношений администрации г.Перми, Максимов Я.А. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ (л.д.2-4).

В соответствии со ст.258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован по адресу: <Адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27 - копия паспорта). Каких-либо сведений о ранее занимаемом жилом помещении ( до ДД.ММ.ГГГГ.) Максимовым Я.А. суду не представлено. Достоверное место жительства Максимова Я.А. до ДД.ММ.ГГГГ, до приезда в г.Перми в судебном заседании не установлено. С учетом того, что Максимов Я.А. прибыл в г.Пермь из другого региона РФ при решении вопроса о нуждаемости его в жилом помещении следует проверить наличие в его собственности жилых помещений в местах его жительства, также проверить наличие либо отсутствие его прав на пользование жилым помещением по прежнему месту жительства в иных регионах РФ.

Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок <данные изъяты> по адресу: <Адрес> зарегистрирован на праве собственности за ФИО (л.д.18).

Также отсутствует информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в отношении Максимова Я.А. (л.д.19).

Согласно сведений ГУП «ЦТИ Пермского края», что Максимов Я.А. не имеет в г.Перми квартиры и жилья в частном доме, принадлежащих ему на праве собственности (л.д.17).

Доказательств обратного суду не представлено и судом не исследовалось.

Из смысла ст.ст. 2, 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ следует, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, и семей, имеющих в своем составе ребенка – инвалида, предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Данное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Указанный вывод суда следует из анализа целей данного федерального закона, из преамбулы которого следует, что закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит истец, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 Закона N 181-ФЗ) ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

Как следует из отказа Департамента земельных отношений в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <Адрес> или максимально приближенного к <Адрес>, данный отказ касается конкретного земельного участка, основан помимо указания, что реализация абз. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» невозможна, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан законом не установлен, земельный участок по <Адрес> предоставлен на праве собственности гражданину, местоположение земельного участка максимально приближенного к <Адрес> установить не представляется возможным, также отказ основан на непредставлении заявителем документов в обосновании его нуждаемости в обеспечении жилым помещением, в связи с чем, просьба о предоставлении испрашиваемого земельного участка не может быть удовлетворена в настоящее время.

Анализируя на соответствие закону первое основание, суд приходит к выводу о том, что в части ответа о невозможности предоставления земельного участка, поскольку порядок предоставления земельных участков данной категории граждан законом не установлен, оспариваемое решение противоречит закону, поскольку реализация инвалидом предоставленных ему законом социальных гарантий не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия механизма применения закона.

В связи с этим, отказ Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении истцу земельного участка в данной части является незаконным.

Вместе с тем, ст. 17 Закона N 181-ФЗ ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

Однако доказательств того, что заявитель вместе с заявлением предоставил в Департамент документы в обоснование нуждаемости в обеспечении жильем, истцом не представлено, кроме того, суду также не представлено достаточных и достоверных доказательств в подтверждение нуждаемости истца в улучшении жилищных условий.

С учетом установленных обстоятельств и имеющихся у суда доказательств суд приходит к выводу о том, что Максимов Я.А., являющийся инвалидом второй группы, в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не подтвердил статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что на день принятия оспариваемого решения - отказа Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Максимову Я.А. земельного участка для индивидуального жилищного строительства у ответчика отсутствовали необходимые документы для принятия решения об удовлетворении заявленных им требований.

Суд считает, что наличие права инвалида на предоставление социальной гарантии в виде предоставления земельного участка для ИЖС не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить по требованию инвалида конкретный земельный участок самовольно выбранный им, в данном случае земельный участок расположенный по адресу: <Адрес> или максимально приближенного к <Адрес>, поскольку анализ действующего законодательства прямо указывает, что наличие у инвалида первоочередного права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства не означает обязанность органа местного самоуправления представить по требованию инвалида любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа п. п. 4, 11 ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков.

На основании изложенного, отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <Адрес> или максимально приближенного к <Адрес>, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в целом следует признать законным.

При таких обстоятельствах, рассматривая заявление в пределах заявленных требований (ст. 196 ГПК РФ), суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Максимову Я.А. земельного участка, расположенного по адресу <Адрес> или максимально приближенного к <Адрес> незаконным.

Вместе с тем, данный отказ не лишает истца возможности повторно обратиться в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением оформленным в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с учетом требований действующего законодательства с предоставлением соответствующих правоподтверждающих документов.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Максимов Я.А. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <Адрес> или максимально приближенного <Адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий -     подпись

Копия верна. Судья -                (И.А.Шабалина)

2-720/2015 (2-6300/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Максимов Я.А.
Другие
Администрация г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
29.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2014Передача материалов судье
05.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.01.2015Предварительное судебное заседание
12.01.2015Судебное заседание
19.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2015Дело оформлено
20.02.2015Дело передано в архив
12.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее