Дело № 2-2803/2024
УИД: 51RS0001-01-2024-002664-25
Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2024 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 ноября 2024 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Волковой Ю.А.,
при секретаре Черномор С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов Селиверстова А.В. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об обязании к выплате единовременной материальной помощи,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г.Мурманска обратился в суд в защиту интересов Селиверстова А.В. с иском к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об обязании к выплате единовременной материальной помощи.
В обоснование иска указано, что прокуратурой округа на основании обращения Селиверстова А.В. проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите граждан, в ходе которой установлено, что в целях добровольного принятия участия в специальной военной операции, проводимой с ДД.ММ.ГГГГ, Селиверстовым А.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как лицу, состоявшему на воинском учете в военном комиссариате Мурманской области, пребывающему в запасе и заключившему контракт о прохождении военной службы и зачисленному в воинское подразделение, сформированное и дислоцирующееся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, Селиверстов А.В. обратился в ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» с заявлением о выплате единовременной материальной помощи, установленной постановлением Мурманской области от 28 июня 2022 г. №500-ПП.
По результатам рассмотрения заявления, ДД.ММ.ГГГГ ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.Мурманска» было отказано Селиверстову А.В. в выплате единовременной материальной помощи, поскольку условия заключения контракта не соответствуют критериям подпункта 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 г. №500-ПП, так как воинское подразделение, в котором Селиверстов А.В. проходил службу, не относится к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции.
Вместе с тем проверкой установлено, что Селиверстов А.В. на основании заключенного контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ от ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части №, которая дислоцируются в Мурманской области.
Таким образом, Селиверстов А.В. относится к категории граждан, которые имеют право на дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи, поскольку критерии, установленные постановлением Правительства Мурманской области №500-ПП т 28.06.2022 г., в своей совокупности соблюдены.
Просит суд обязать ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» выплатить Селиверстову А.А. единовременную материальную помощь в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 г. №500-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» в размере 300 000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица привлечена войсковая часть №.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Представитель Прокуратуры Октябрьского административного округа г.Мурманска Жданова О.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Селиверстов А.В. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о рассмотрении дела, ранее в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в возражениях, пояснила, что при вынесении решения об отказе в предоставление дополнительной меры социальной поддержки ответчик руководствовался Порядком установленным Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области №485 от 09.08.2022 г. в целях реализации Постановления Правительства Мурманской области №500-ПП от 28.06.2022 г. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Мурманской области в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что при вынесении решения об отказе в назначении дополнительной выплаты исходили из того, что Селиверстов А.В. по контракту был зачислен в подразделение, не относящиеся к сформированным в период проведения специальной военной операции, в связи с чем не имеет права на получение материальной выплаты.
Представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, мнения по иску не представил.
Представитель третьего лица в/ч № в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела без своего участия.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу требований статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы (пункт 1).
Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (пункт 2).
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе (пункт 3).
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения (пункт 4).
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5).
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Мурманской области от 20 декабря 2001г. №324-01-ЗМО правительство области вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами и законами Мурманской области, меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе, исходя из установленных постановлениями Правительства области критериев нуждаемости.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28.06.2022 г. №500-ПП в целях усиления социальной поддержки отдельных категорий граждан установлены дополнительные меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи.
Согласно подпункту 6 пункта 1 указанного постановления Правительства Мурманской области единовременная материальная помощь устанавливается гражданам, гражданам, состоящим на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающим в запасе и заключившим до 01.10.2022 г. контракт о прохождении военной службы и зачисленным в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции - в размере 300 000 рублей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 постановления Правительства Мурманской области от 28.06.2022г. №500-ПП предоставление единовременной материальной помощи осуществляет ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска».
В целях реализации Постановления № 500-ПП приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 09.08.2022 № 485 утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что для установления единовременной материальной помощи гражданам, указанным в подпункте 6 пункта 1 постановления № 500-ПП (далее - граждане), необходимы следующие документы (сведения):
а) ходатайства управления кадров Северного флота о выплате единовременной материальной помощи гражданам;
б) сведения, подтверждающие факт заключения гражданином контракта до 01.10.2022 г.;
в) письменное заявление гражданина согласно приложению № 5 к Порядку;
г) копии документов, удостоверяющих личность гражданина, либо копии документов, удостоверяющих личность представителя гражданина и подтверждающих его полномочия.
д) сведения, подтверждающие факт участия в операции.
Как разъяснено в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Селиверстов А.В. заключил с Министерством обороны Российской Федерации в лице врио командира войсковой части № контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком на три месяца.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. зачислен в списки личного состава воинской части №.
Из выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует: « Полагать принявшим дела и должность и вступившим в исполнение должностных обязанностей рядового запаса Селиверстова А.В.».
Как следует их выписки из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ.: « полагать убывшим Селиверстова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ. в служебную командировку в распоряжение <данные изъяты>.»
ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития Мурманской области в адрес ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» направлено заявление Селиверстова А.В. о выплате единовременной материальной помощи, предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 Постановления №500-ПП. К указному заявлению прилагался следующий пакет документов: копия паспорта гражданина Российской Федерации; копия военного билета Селиверстова А.В.; копия выписки из приказа командующего Северным флотом № от ДД.ММ.ГГГГ., копия удостоверения ветерана боевых действий.
В письме управления кадров Северного флота от ДД.ММ.ГГГГ. содержится информация, в том числе о Селиверстове А.В., который при приеме на военную службу по контракту был зачислен в подразделение, не относящиеся к сформированному в период проведения специальной военной операции, и как следствие не вправе претендовать на получение единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» уведомило истца о принятом решении отказать ему в выплате единовременной материальной помощи в связи с отсутствием у него оснований для ее получения поскольку при приеме на военную службу по контракту зачислен в подразделение, не относящееся к сформированным в период проведения специальной военной операции.
Как следует из пункта «ж» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Устава Мурманской области Правительство области в соответствии с компетенцией Мурманской области и в пределах своих полномочий, установленных Уставом, законом Мурманской области участвует в проведении единой государственной политики в том числе в сфере социального обеспечения, осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан.
Пунктом 2 статьи 15 Закона Мурманской области от 20 декабря 2001 г. № 324-01-ЗМО «О Правительстве Мурманской области» закреплено право регионального Правительства устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральными законами и законами Мурманской области, меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных постановлениями Правительства области критериев нуждаемости.
Таким образом, к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти Мурманской области отнесено установление дополнительных, не предусмотренных федеральными законами и законами Мурманской области, мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Порядок подготовки и оформления правовых актов Губернатора и Правительства Мурманской области установлен Регламентом Правительства Мурманской области и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 30 января 2014 г. № 32-ПП, пунктом 10.2 которого предусмотрено, что подготовка проектов постановлений (распоряжений) Губернатора и Правительства осуществляется исполнительными органами, в компетенции которых находятся вопросы, необходимые для урегулирования, на основании поручений Губернатора, заместителей Губернатора или по инициативе руководителей исполнительных органов.
В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Мурманской области, утвержденном постановлением Правительства Мурманской области от 5 ноября 2019 г. № 503-ПП, Министерство является исполнительным органом Мурманской области, осуществляющим функции по формированию государственной политики Мурманской области и реализации государственной политики, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития, включая вопросы социальной защиты населения, предоставлению мер социальной поддержки в том числе гражданам, уволенным с военной службы.
Таким образом, Постановление № 500-ПП и вносящие в него изменения акты приняты Правительством Мурманской области как уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, Порядок и вносящие в него изменения приказы изданы Министерством труда и социального развития Мурманской области в пределах компетенции с соблюдением обязательных требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликованию нормативных правовых актов.
Вместе с тем, подпункт 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП противоречит федеральным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в той мере, в которой его действие распространяется исключительно на граждан, зачисленных в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции, ввиду следующего.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.
Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Пунктом 5 части 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственной власти), федеральным государственным органам, органам местного самоуправления и организациям предоставлено право устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующего в период принятия постановления Правительства Мурманской области № 500- ПП, далее также - Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых ходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренных данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета) (пункт 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).
Аналогичное регулирование предусмотрено Федеральным законом от 21 декабря 2021 г. №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в соответствии со статьей 33 которого высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации в соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации и в пределах своих полномочий, установленных конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, адресной социальной поддержки граждан (пункт 6).
Исходя из положений статьи 42 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации (статья 43 настоящего Федерального закона) осуществляются данными органами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Части 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414- ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» определяют, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Таким образом, анализ приведенных правовых предписаний в их взаимосвязи помогает сделать вывод о том, что субъект Российской Федерации вправе предоставлять меры социальной поддержки исходя из критерия нуждаемости, если они являются дополнительными к установленным федеральным законодательством мерам социальной поддержки.
При этом реализация данного полномочия должна осуществляться с соблюдением всех норм и правовых принципов, закрепленных в действующем законодательстве, в частности, не допускающих установление дискриминационных и произвольных критериев определения круга лиц, которым могут быть назначены такие меры поддержки.
Основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, определены Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В силу части 1 статьи 1 указанного Федерального закона под статусом военнослужащих понимается совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются в том числе военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (часть 5 статьи 2).
Системное толкование приведенных положений свидетельствует о том, что федеральный законодатель, реализуя с учетом предписаний статьи 72 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в сфере правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, предусмотрел право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать таким лицам в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации.
Вместе с тем, из положений Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» следует, что федеральный законодатель, распространяя на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации, предусмотренные данным Законом социальные гарантии и компенсации, не разделяет данных лиц на категории и не ставит право получения мер социальной поддержки в зависимость от зачисления военнослужащего в конкретное воинское подразделение, а также не закрепляет за исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации право определять категории военнослужащих либо граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации, имеющих право на получение дополнительных социальных гарантий, реализуемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.
Решением ГОКУ «ЦСПН г. Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ Селиверстову А.В., заключившему ДД.ММ.ГГГГ с Министерством обороны Российской Федерации контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, отказано в назначении и выплате единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП, поскольку воинское подразделение, в котором он проходил службу, не относится к числу воинских подразделений, сформированных на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается прохождение Селиверстовым А.В. военной службы войсковой части № и принятие им участия в выполнении специальной военной операции.
Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление кадров Северного флота сообщило об отсутствии у ряда граждан, в том числе Селиверстова А.В. права претендовать на получение единовременной материальной помощи в соответствии с подп.6 п.1 Постановления Правительства Мурманской области №500-ПП ввиду зачисления в подразделения, не относящиеся к сформированным в период проведения специальной военной операции.
Подпунктом 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП установлена дополнительная мера социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи гражданам, состоящим на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающим в запасе и заключившим до ДД.ММ.ГГГГ контракт о прохождении военной службы и зачисленным в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции в размере 300 000 рублей.
Из буквального содержания приведенной региональной нормы следует, что реализация права на дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи ставится в зависимость от факта зачисления гражданина, состоящего на воинском учете в военных комиссариатах Мурманской области, пребывающего в запасе и заключившего до ДД.ММ.ГГГГ контракт о прохождении военной службы, исключительно в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
Тем самым указанная норма Постановления № 500-ПП в сравнении с федеральным правовым регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Данное правовое регулирование не обладает адресным характером предоставления дополнительной меры социальной поддержки в зависимости от социально значимых факторов, в частности нуждаемости, в нем регламентировано дискриминирующее условие получения дополнительной меры социальной поддержки одной и той же категории граждан.
Таким образом, вышеприведенное положение-Постановления № 500-ПП, предусматривающее в качестве обязательного критерия для получения дополнительной меры социальной поддержки зачисление исключительно в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в операции, фактически означает лишение возможности получения названной меры социальной поддержки такой категории граждан, зачисленных в воинские подразделения, дислоцирующиеся на территории Мурманской области, но сформированные не в период проведения специальной военной операции.
Согласно же правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, из конституционных принципов справедливости, равенства и соразмерности вытекает обращенный к законодателю запрет вводить различия в правовом положении лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различия обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24.05.2001 г. № 8-П, от 5 апреля 2007г. №5-П, от 3 февраля 2010 г. № 3-П, от 27 февраля 2012 г. № 3-П, от 15.10.2012г. №21-П, от 19.02.2018г. №9-П, от 22.03.2019г. №15-П).
Рассматриваемая норма постановления Правительства Мурманской области, при отсутствии у предусмотренной в ней категории лиц возможности влиять на зачисление в конкретное воинское подразделение в силу специфики прохождения военной службы в связи с особым характером возложенных на военнослужащих обязанностей, требующих беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни (.1 и 2 ст.1 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), при равном участии таковых воинских подразделений в проведении специальной военной операции, фактически сужая круг лиц, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки, противоречит основополагающим конституционным принципам справедливости, равенства и соразмерности, что является недопустимым.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства адресности предоставления дополнительной меры социальной поддержки в зависимости от социально значимых факторов, как и доказательств законности указанных положений нормативного правового акта и его соответствия требованиям федерального законодательства, в материалы дела не представлены.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации предусмотренная дополнительная мера социальной поддержки, предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 Постановления № 500-ПП ставит в неравное положение лиц, на которых распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, применительно к дискриминирующему критерию периода формирования воинского подразделения.
Кроме того, решением Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворено административное исковое заявление Кравчука С.Н. об оспаривании отдельных положений Постановления №500-ПП и Порядка, указанным решением со дня вступления решения в законную силу признан не действующим подпункт 6 пункта 1 Постановления №500-ПП (в редакции постановлений от 22.08.2022 г. №671-ПП и от 28.09.2022 г. №763-ПП0 в той мере, в которой его действие распространяется исключительно на граждан, зачисленных в воинские подразделения, сформированные и дислоцирующиеся на территории Мурманской области в период проведения специальной военной операции для целей участия личного состава такого подразделения в специальной военной операции.
С учетом изложенного, суд полагает незаконным отказ ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» в не предоставлении Селиверстову А.В. дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области №500-ПП от 28.06.2022 г.
В связи с чем, суд приходит к выводу об обязании ГОКУ «ЦСПН г.Мурманска» выплатить Селиверстову А.В. дополнительную меру социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 года №500-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» в размере 300 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов Селиверстова А.В. к ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» об обязании к выплате единовременной материальной помощи– удовлетворить.
Обязать Государственное областное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения г. Мурманска» ИНН 5190908735 выплатить Селиверстову А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) единовременную материальную помощь в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 Постановления Правительства Мурманской области от 28 июня 2022 года №500-ПП «Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в форме единовременной материальной помощи» в размере 300 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.А. Волкова