РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сорск 15 января 2019 г.
Сорский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Козулиной Н.Ю.,
при секретаре судебного заседания Александрове Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1/2019 г. по исковому заявлению администрации г. Сорска к Беличенко С.Д., Бортницкому С.В., Корнякову А.А., Ильину А.В., Каменской Е.И. о расторжении договора аренды земельных участков и взыскании задолженности по арендной плате, а также по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» к Беличенко С.Д., Бортницкому С.В., Корнякову А.А., Ильину А.В., Каменской Е.И. о признании сделок ничтожными,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сорска Республики Хакасия обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что 19.07.2013 г. в адрес администрации города Сорска, поступило заявление от Беличенко С.Д., о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал. Колтаров, площадью 2 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
19.07.2013 г. в адрес администрации города Сорска, поступило заявление от Бортницкому С.В. о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, площадью 2 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
03.07.2013 г. в адрес администрации города Сорска, поступило заявление от Корнякова А.А., о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, площадью 1500 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.
На основании поступившего в адрес администрации г. Сорсказаявления Бортницкому С.В. выделен земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, в районе ул. Колтаров, 5, площадью 1200 кв.м., для личного подсобного хозяйства.30.06.2016 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия зарегистрировано соглашение с Бортницким С.В. о перенайме данного земельного участка в пользу Ильина А.В.
На основании заявления, поступившего в адрес администрации города Сорска, Корнякову А.А. выделен земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, ул. Колтаров, 5, площадью 2 000 кв.м., для индивидуального жилищного строительства.
01.07.2016 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия зарегистрировано соглашение с Корняковым А.А. о перенайме данного земельного участка в пользу Каменской Е. И.
19.07.2013 г. в адрес администрации города Сорска, поступило заявление от Беличенко С.Д., о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, площадью 1 200 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.
Участки поставлены на государственный кадастровый учет, в последующем, вынесены постановления и заключены договоры аренды указанных земельных участков, которые зарегистрированы в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, данные земельные участки выделялись из земель населённых пунктов муниципального образования город Сорск, Республика Хакасия с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, сроком на 10 лет. Эти земельные участки входят в границы заказника «Кискачинский» и относятся к зоне традиционного природопользования, где осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с развитием традиционных форм природопользования.
Задолженность Беличенко С.Д. по внесению арендной платы за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2018 г. составила - 797 руб. 25 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Задолженность Бортницкого С.В. по внесению арендной платы за период с 01.10.2014 г. по 20.11.2018 г. составила 618 руб. 99 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Задолженность Корнякова А.А. по внесению арендной платы за период с 01.01.17 г. по 20.11.2018 г. составила 478 руб. 35 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Задолженность Ильина А.В. по внесению арендной платы за период с 15.04.2016 г. по 20.11.2018 г. составила 399 руб. 35 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Задолженность Каменской Е. И. по внесению арендной платы за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2018 г. составила 797 руб. 25 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Задолженность Беличенко С.Д. по арендной плате за период с 01.01.2017 г. по 0.11.2018 г. составила 271 руб. 47 коп. (с учетом уточненных исковых требований).
Администрацией города Сорска ответчикам были направлены соглашения о расторжении договора аренды указанных земельных участков, до настоящего времени ответ в адрес администрации г. Сорска от ответчиков не поступал.
Деятельность по индивидуальному жилищному строительству и содержанию личного подсобного хозяйства не связана с сохранением и изучением природных комплексов объектов на территории заказника, противоречат целям создания заказника.
На основании изложенного, с учетом уточненных исковых требований, просит:
1) расторгнуть с Беличенко С.Д. договор аренды земельного участка № 246/15 от 26.10.2015 г., а также взыскать с Беличенко С.Д. сумму задолженности по арендной плате в размере 797 руб. 25 коп.;
2) расторгнуть с Бортницким С.В. договор аренды земельного участка № 263/14 от 01.10.2014 г., а также взыскать с Бортницкого С.В. сумму задолженности по арендной плате в размере 618 руб. 99 коп.;
3) расторгнуть с Корняковым А.А. договор аренды земельного участка № 60/16 от 25.04.2016 года, а также взыскать задолженность по арендной плате в сумме 478 руб. 35 коп.;
4) расторгнуть с Ильиным А.В. договор аренды земельного участка № 67/16 от 15.04.2016 года, а также взыскать сумму задолженности по арендной плате в размере 399 руб. 35 коп.;
5) расторгнуть с Каменской Е.И. договор аренды земельного участка № 61 /16 от 11.04.2016 года, а также взыскать сумму задолженности по арендной плате в размере 797 руб. 25 коп.;
6) расторгнуть с Беличенко С.Д. договор аренды земельного участка № 247/15 от 26.10.2015 г., а также взыскать сумму задолженности по арендной плате в размере 271 руб. 47 коп.
Кроме этого, ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» обратилась в суд с исковым заявлением к Беличенко С. Д., Бортницкому С. В., Корнякову А. А., Ильину А. В., Каменской Е. И. о признании сделок ничтожными, мотивируя свои требования тем, что образован государственный зоологический заказник регионального значения «Кискачинский» (далее по тексту - Заказник), без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников.
Территория государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» внесена в государственный кадастр недвижимости, границы территории заказника «Кискачинский» с 25.12.2013 г. отображаются как зона с особыми условиями использования.
Постановлением администрации города Сорска Беличенко С. Д. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 4, площадью 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации города Сорска Беличенко С. Д. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 4, площадью 1200 кв.м. для личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации города Сорска Бортницкому С. В. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 6, площадью 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации города Сорска Бортницкому С. В. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, адл Колтаров, улица Колтаров, 5, площадью 1200 кв.м. для личного подсобного хозяйства.
Постановлением администрации города Сорска Корнякову А. А. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск. аал Колтаров, улица Колтаров, 5, площадью 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации города Сорска Корнякову А. А. предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов в аренду сроком на 10 (десять) лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 4, площадью 1200 кв.м. для личного подсобного хозяйства.
Согласно, представленным администрацией г. Сорска постановлениям и договорам аренды, все земельные участки были предоставлены после образования природного заказника «Кискачинский» и после постановки границ заказника на кадастровый учет, согласно данных кадастровых паспортов на земельные участки, предоставленные земельные участки входят полностью в зону с особым использованием территории, то есть в границы заказника «Кискачинский».
Следовательно, использование территории заказника под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, противоречит целям создания заказника, ради которой образовывалась особо охраняемая природная территория и не соответствует режиму особой охраны территории Заказника, установленному Положением о государственном биологическом заказнике «Кискачинский».
Таким образом, заключенные администрацией г. Сорска договора аренды по которым производится передача земельных участков, расположенных на территории заказника «Кискачинский» под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства противоречат вышеуказанным статьям Земельного кодекса РФ, а также целям и задачам заказника.
На основании изложенного, просит:
1) признать в силу ничтожности сделки по передаче администрацией г. Сорска земельных участков в аренду в границах особо охраняемой природной территории - государственный природный заказник «Кискачинский»:
- Беличенко С.Д. с кадастровыми номерами 19:10:020601:647, 19:10:020601:652;
- Бортницкому С.В. с кадастровыми номерами 19:10:020601:650, 19:10:020601:648;
- Корнякову А.А. с кадастровыми номерами 19:10:020601:653,19:10:020601:655;
2) Истребовать земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:020601:647. 19:10:020601:652, 19:10:020601:650, 19:10:020601:648, 19:10:020601:653, 19:10:020601:655 из незаконного владения ответчиков в пользу Администрации г. Сорска.
Представитель истца - администрации г. Сорска Ищенко О. В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше, а также поддержала исковые требования ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия», дополнительно пояснила, до настоящего времени земельные участки на государственном кадастровом учете стоят с таким же видом разрешенного использования. Зона особо охраняемой природной территории внесена в генеральный план и в правила застройки, была обозначена изначально. Спорные земельные участки не используются по назначению, строительство не производится и не производилось, что в соответствии с общими нормами гражданского законодательства, является основанием для расторжения договоров аренды.
Представитель истца - администрации г. Сорска Кейних Н. Н., действующая на основании доверенности, в предыдущих судебных заседаниях, исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что на момент выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство и содержание подсобного хозяйства в 2015 г. данная земля входила в состав заказника «Кискачинский». Имеются кадастровые паспорта, в которых обозначено, что все земельные участки входят в состав заказника «Кискачинский». Населенный пункт аал. Колтаров входит в городской округ г. Сорск на основании Постановления РХ «Об установлении границ городского округа». Заказник «Кискачинский» был образован в 2010 г., а границы Сорского городского округа, существующие на данный момент, были определены в 2004 г. Границы городского округа вошли в территорию заказника «Кискачинский». В 2003 г. было заключено соглашение о сотрудничестве с ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям», согласно которого они должны согласовывать договоры о предоставлении земельных участков. Данные договоры аренды не были согласованы с ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям».
Ответчик Беличенко С. Д. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска Республики Хакасия, а также исковых требований ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» возражал, суду пояснил, что он начал строительство дома по адресу аал Колтаров, 4. На момент заключения договора аренды ему не было известно, что земельный участок находится на территории заказника.
Ответчик Бортницкий С. В. в судебном заседании отсутствовал по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его рассмотрения был уведомлен надлежащим образом и в установленный законом срок, на предыдущих судебных заседаниях против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска Республики Хакасия, возражал, суду пояснил, что земельный участок для строительства индивидуального жилого дома он получил на законных основаниях, выдержал процедуру согласования предоставления земельных участков, огородил выделенный земельный участок. На момент выделения земельного участка ему не было известно, что участок находится на территории заказника.
Ответчик Ильин А. В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска Республики Хакасия, а также исковых требований ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» возражал.
Представитель ответчиков Беличенко С. Д. и Ильина А. В. - Солушкина И. Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска Республики Хакасия, а также исковых требований ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» возражала, суду пояснила, что Ильин А. В. использует земельный участок для ведения подсобного хозяйства и для строительства. Ильин А. В. готовит площадку, расчищен земельный участок, готовится котлован для постройки дома. Фундамент еще не залит. Ильин А.В. полагал, что если участок стоит на государственном кадастровом учете с установлением границ, с установлением вида разрешенного использования, то, следовательно, орган, который проводит государственный кадастровый учет, поставил на учет земельный участок в соответствие с действующим законодательством. Арендную плату ее доверитель оплачивает, задолженности не имеет. Администрация г. Сорска в заявленных исковых требованиях не указывает о том, какой именно пункт договора сторонами ответчика был нарушен, а также не указано, какие нормы гражданского законодательства были нарушены ответчиками. На момент заключения спорных договоров аренды земельных участков администрация г. Сорска располагала информацией, что они расположены на территории заказника. Истец ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» также в своих требования не указывает на характер ничтожности сделки. ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» не могут предоставить информации о том, в какой зоне (особ охраняемой или традиционной) располагаются спорные земельные участки. Все спорные договоры прошли государственную регистрацию и регистратор не нашел оснований для отказа в проведении государственной регистрации. На сегодняшний день не внесены изменения в отношении спорных земельных участков, а также в Правилах землепользования и застройки городского округа город Сорск РХ до настоящего времени указано Ж1, что подразумевает индивидуальное жилищное строительство на данной территории и ведения личного подсобного хозяйства.
Представитель ответчиков Беличенко С. Д. и Ильина А. В. - Колесникова И. В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании отсутствовала по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его рассмотрения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок.
Ответчик Каменская Е. И. в судебном заседании отсутствовала по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его рассмотрения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, действовала через своего доверителя Колесникову И. В.
Представитель ответчика Каменской Е. И. - Колесникова И. В., действовавшая на основании доверенностей, в настоящем судебном заседании отсутствовала по неизвестным причинам, хотя о времени и месте его рассмотрения была уведомлена надлежащим образом и в установленный законом срок, на предыдущих судебных заседаниях исковые требования администрации г. Сорска Республики Хакасия не признала.
Представитель истца - ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» Кийков С. П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, не возражал против удовлетворения исковых требований администрации г. Сорска.
На предыдущих судебных заседаниях представитель истца - ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» Семенова Н. Б., действующая на основании доверенности, пояснила, что выделение земельных участков не соответствует закону. В 2010 г. был образован государственный зоологический заказник регионального значения «Кискачинский», границы которого в 2013 г. поставлены на государственный кадастровый учет. На момент вынесения решений о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, и, соответственно, заключения договоров аренды из кадастровых паспортов видно, что земельные участки входят в границы заказника. В соответствие с нормами Земельного кодекса РФ не допускается использование земельных участков, противоречащее целям создания заказника. Разрешение на строительство не должно было выдаваться, поскольку в соответствие с нормами Градостроительного кодекса РФ, строительство на территории заказника производится по согласованию с органом, в ведении которого находится данный заказник, с органом исполнительной власти. Данные договоры аренды земельных участков не соответствуют нормам закона, в связи с чем, сделки являются ничтожными. Дирекция по своим полномочиям является органом, осуществляющим государственный надзор. Имелось дополнительное соглашение с администрацией г. Сорска о согласовании с Дирекцией решений о предоставлении в пользование или аренду земельных участков на территории заказника, которое последней не исполняется. В зоне традиционного природопользования разрешен выпас скота, сбор ягод, то есть хозяйственная деятельность, которая не нарушает цели и задачи заказника. Индивидуальное жилищное строительство запрещено.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ Музалева Н. А., действующая на основании доверенности, отсутствовала, от нее поступило заявление с просьбой провести данное судебное заседание без ее участия.
ФИО1 допрошенный судом в качестве специалиста, пояснил, что курировал работу по внесению сведений по государственному заказнику «Кискачинский». В Постановлении имеется описание границ заказника по сторонам света, при описании границ использовалась специальная кадастровая карта Усть-Абаканского района. По этим материалам были определены координаты заказника, занесены сведения в государственный кадастр недвижимости. Упоминаний об аал Колтаров в Постановлении Правительства РХ нет, этот населенный пункт полностью вошел в состав зоологического заказника.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему:
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде; приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
Часть 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 г.) устанавливала, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (в редакции, действующей до 1 марта 2015 г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ч. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94-100 настоящего Кодекса.
На основании Закона Республики Хакасия от 07 октября 2004 года № 65 были утверждены границы муниципального образования город Сорск согласно приложениям 1, 2 и 3 к настоящему Закону, а также наделено муниципальное образование город Сорск в составе: г. Сорск, п. ст. Ербинская, п. Сорский подхоз, аал Колтаров статусом городского округа.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов города Сорска Республики Хакасия от 24 декабря 2013 года № 254 был утвержден генеральный план городского округа город Сорск Республики Хакасия (т. 2 л.д.24-30), который был согласован Правительством Республики Хакасия, как не противоречащий интересам Республики Хакасия (т. 2 л.д.19).
В данном генеральном плане указано, что в состав муниципального образования входят населенные пункты: г. Сорск, п. ст. Ербинская, п. Сорский подхоз, аал Колтаров, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет, выборные органы местного самоуправления. На момент проектирования площадь аал. Колтаров составила 25,54 га.
28 октября 2013 года между ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» и администрацией города Сорска было заключено соглашение о сотрудничестве. Предметом настоящего Соглашения является взаимодействие между Дирекцией и Администрацией при осуществлении полномочий в установленной каждой из Сторон сфере деятельности. Целями взаимодействия при реализации положений настоящего Соглашения являются: содействие охране природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия Республики Хакасия; осуществление мероприятий, разработка и реализация программ, направленных на поддержку, сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий по следующим основным направлениям, в частности: обеспечение охраны, защиты и восстановления природных комплексов и объектов; сохранение и восстановление численности редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений.
В соответствии с п. 2.3 Соглашения, с целью исключения случаев использования земель, находящихся на особо охраняемых природных территориях (находящихся в собственности у муниципального образования) противоречащих целям создания государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» (далее - Заказника) и установленным режимам особой охраны, а так же целевому использованию земель Администрация при представлении в пользование или аренду земельных участков на территории Заказника с целью осуществления любой хозяйственной деятельности согласовывает с Дирекцией.
Согласно ч. 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 94 Земельного кодекса РФ).
Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 6 ст. 94 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
На основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 г. N 659 (ред. от 17.03.2016 г. № 102) "Об образовании особо охраняемой природной территории -государственного биологического заказника регионального значения "Кискачинский" образован на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия государственный биологический заказник регионального значения "Кискачинский" общей площадью 79340 гектаров, а также утверждено Положение о государственном биологическом заказнике регионального значения "Кискачинский" и его границы согласно приложению.
Государственный биологический заказник регионального значения "Кискачинский" имеет профиль биологического и предназначен для сохранения и восстановления популяции диких копытных животных (косуля сибирская, лось, олень благородный (марал), кабан) и среды их обитания, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия. Заказник расположен на землях общей площадью 79340 гектаров в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия.
Заказник образован без ограничения срока действия и без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников (п. 1.5 Положения).
Согласно п. 1.7 Положения управление Заказником осуществляется Государственным казенным учреждением Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия" (далее - Дирекция).
В силу п. 2.1 Положения заказник образован для выполнения следующих задач: 1) сохранение и восстановление популяции диких копытных животных (косуля сибирская, лось, благородный олень (марал), кабан) и среды их обитания, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия; 2) сохранение и восстановление иных редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира; 3) сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; 4) систематическое проведение учетов численности основных видов охраняемых животных; 5) улучшение условий обитания охраняемых диких животных; 6) ведение летописи Заказника с целью получения экологической информации для осуществления мониторинга территории, а также участие в научных исследованиях; 7) проведение воспитательной и пропагандистской работы с населением, экскурсии, беседы.
На территории Заказника устанавливается дифференцированный режим особой охраны и природопользования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков с учетом целей и задач функционирования Заказника, а также природных, хозяйственных и иных особенностей (п. 3.1 Положения).
Согласно п. 3.3 Положения на территории Заказника допускается по согласованию с Дирекцией: 1) создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования Заказника и выполнения возложенных на него задач; 2) проведение природоохранных, биотехнических и противопожарных мероприятий, лесоустроительных и землеустроителхных работ; 3) устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей.
Согласно ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (ч. 3 ст. 95 Земельного кодекса РФ).
Сведения о Заказнике внесены в государственный кадастр недвижимости 25.12.2013 г., что подтверждается письмом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (т. 2 л.д.130), и земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:020601:647,19:10:020601:648, 19:10:020601:650, 19:10:020601:652, 19:10:020601:653, 19:10:020601:655 входят в границы Заказника, и относятся к зоне традиционного природопользования, где осуществляется хозяйственная и иная деятельность, связанная с развитием традиционных форм природопользования (сбор дикорастущих растений, ягод, плодов и семян, выпас скота, пчеловодство, сенокошение, заготовка дров).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В силу п. 4 и пп. 6 п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 настоящей статьи и другими федеральными законами. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции: объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса установлена необходимость проведения государственной экологической экспертизы при строительстве объектов на землях особо охраняемых природных территорий.
В силу ст. 1, п. 7.1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», целью проведения такой экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий на окружающую природную среду в результате намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Пунктом 4.1 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19 июля 2013 года от Беличенко С.Д. поступило заявление с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, муниципальное образование г. Сорск, аал Колтаров, для индивидуального жилищного строительства, площадью 2000 кв.м. (т.1 л.д.4).
На основании постановления администрации г. Сорска от 30.12.2013 г. № 742-п, был образован земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск общей площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, участок № 5 для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д.5).
Указанный земельный участок органом государственного кадастрового учета 25.02.2014 г. поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 19:10:020601:647, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.ru/#x= 10000708.177137384&у=7182418.597969441&z=l 9&text=l9%3Al0%3A020601%3A647&type=l&app=search&opened=l (т.1 л.д.14).
На основании постановления № 684-п от 26.10.2015 г. Беличенко С.Д. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:647 в аренду сроком на 10 лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 4 площадью 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д.6).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Беличенко С.Д. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 246/15 от 16 октября 2015 года, срок аренды с 01 октября 2014 года по 01 октября 2024 года, размер арендной платы в годовом выражении составляет 3645 руб. 12 коп. за 2015 год и 325 руб. 23 коп. за 2014 год, арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т.1 л.д.7-8, 11).
Данный договор прошел государственную регистрацию 18 ноября 2015 года, что подтверждается уведомлением о проведении государственной регистрации ограничения (обременения) права от 18 ноября 2015 года № 19/010/015/2015-223 (т.1 л.д.12).
04 апреля 2016 года Беличенко С. Д. на основании его заявления было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 19:10:020601:647, общей площадью 72,0 кв.м., площадь участка 2000 кв.м., площадь застройки - 1200 кв.м. (макс.), адрес объекта: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, ул. Колтаров, № 4 (т. 4 л.д. 132-133, 134).
Согласно расчету, предоставленному стороной истца, задолженность по внесению арендной платы за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2018 г. составляет 797 руб. 25 коп (т.4 л.д.38). Данное обстоятельство также подтверждается справкой администрации г. Сорска от 18 декабря 2018 года (т. 4 л.д.234-235).
06.02.2017 г. администрацией города Сорска ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № 246/15 от 26.10.2015 г., однако до настоящего времени ответ в адрес администрации г. Сорска от Беличенко С. Д. не поступал (т.1 л.д. 18-19).
Сумму задолженности по аренде земельного участка в размере 797 руб. 25 коп. Беличенко С. Д. уплатил, что подтверждается чек-ордером от 03.12.2018 г.
19 июля 2013 года от Бортницкого С.В. поступило заявление с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, муниципальное образование г. Сорск, аал Колтаров, для индивидуального жилищного строительства, площадью 2000 кв.м. (т. 1 л.д.35)
На основании постановления администрации г. Сорска от 30.12.2013 г. № 744-п, был образован земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск общей площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, участок № 6 для индивидуального жилищного строительства (т.1 л.д.36).
Указанный земельный участок органом государственного кадастрового учета 26.02.2014 г. поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 19:10:020601:650, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.ru/#x= 10000708.177137384
&у=7182418.597969441&z=l 9&text=l9%3Al0%3A020601%3A647&type=l&app=search&ope ned=l (т. 1 л.д.49).
На основании постановления № 418-п от 29 сентября 2014 г. Бортницкому С.В. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:650 в аренду сроком на 10 лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, улица Колтаров, 4, площадью 2000 кв.м. для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д.37).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Бортницким С.В. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 263/14 от 01 октября 2015 года, срок аренды с 01 октября 2014 года по 01 октября 2024 года, размер арендной платы в годовом выражении составляет 3250 руб. 23 коп., арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т. 1 л.д. 39-40, 42 - обратная сторона, 43).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, дата регистрации 10.08.2016 года, номер регистрации 10-19/3 02/011 /2016-276 (т. 1 л.д. 144- обратная сторона).
Согласно расчету, предоставленному стороной истца, задолженность по внесению арендной платы за период с 01.01.2017 г. по 20.11.2018 г. составила - 618 руб. 99 коп. (т. 4 л.д.37). Данное обстоятельство также подтверждается справкой администрации г. Сорска от 18.12.2018 года (т. 4 л.д.234-235).
08.02.2017 г. администрацией города Сорска ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № 263/14 от 01.10.2014 г., однако до настоящего времени ответ в адрес администрации г. Сорска от Бортницкого С. В. не поступал (т. 1 л.д. 50-51).
03 июля 2013 года от Корнякова А.А. поступило заявление с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, муниципальное образование г. Сорск, аал Колтаров, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1500 кв.м. (т. 1 л.д. 67).
На основании постановления администрации г. Сорска от 13 ноября 2013 г. № 623-п, был образован земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования город Сорск общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, в районе аал Колтаров, участок № 3 для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д.69).
Указанный земельный участок органом государственного кадастрового учета 27.02.2014 г. поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 19:10:020601:655, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.ru/#x= 10000708.177137384&у=7182418.597969441&z=l &text=l9%3Al0%3A020601%3A647&type=l&app=search&opened=l (т. 1 л.д.78).
На основании постановления № 238-п от 06 апреля 2016 г. Корнякову А.А. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:655, площадью 1200 кв.м. в аренду сроком на 10 лет, в границе территориальной зоны Ж1с (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами), разрешение использования - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, в районе ул. Колтаров (т. 1 л.д.70).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Корняковым А.А. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 60/16 от 25 апреля 2016 года, срок аренды с 25 апреля 2016 года по 25 апреля 2026 года, размер арендной платы в годовом выражении за 2016 год составляет 4921 руб., арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т. 1 л.д. 71-72).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, дата регистрации 02 июня 2016 г., номер регистрации 19/302/008/2016-017 (т. 1 л.д.75 - обратная сторона, 76).
07 июня 2016 года между Корняковым А. А. и Каменской Е. И. было заключено соглашение о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 60/16 от 25 апреля 2016 года (т. 4 л.д. 149- обратная сторона - 150).
08.02.2017 г. администрацией города Сорска ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № 60/16 от 25.04.2016 г., однако до настоящего времени ответ в адрес администрации г. Сорска от Корнякова А. А. не поступал (т. 1 л.д.8-83).
На основании постановления администрации г. Сорска «Об образовании земельного участка» 13.11.2013 г. № 625-п, образован земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования город Сорск общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, в районе аал Колтаров, участок № 1 для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д.97).
Указанный земельный участок 25.02.2014 года поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:020601:648, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, расположенную по адресу в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.ru/#x=10000606.462721044&v=7182199.516627501&Fl9&text=19%3A10%3A020601%3A648&type:=l&app=:search&opened=l (т. 1 л.д.109).
На основании постановления № 264-п от 15 апреля 2016 г. Бортницкому С.В. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:648, площадью 1200 кв.м. в аренду сроком на 10 лет, в границе территориальной зоны Ж1с (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами), разрешение использования - для личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, в районе ул. Колтаров, 5 (т. 1 л.д.99).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Бортницким С.В. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 67/16 от 15 апреля 2016 года, срок аренды с 15 апреля 2016 года по 15 апреля 2026 года, размер арендной платы в годовом выражении за 2016 год составляет 4921 руб., арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т. 1 л.д.100-101, 105-106).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, дата регистрации 02 июня 2016 г., номер регистрации 19/302/008/2016-014 (т. 1 л.д. 106-обратная сторона, 107).
07 июня 2016 года между Бортницким С.В. и Ильиным А.В. было заключено соглашение о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 67/16 от 15.04.2016 года. 30.06.2016 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия зарегистрировано соглашение о перенайме данного земельного участка в пользу Ильина А.В., за номером № 19/302/009/2016-318 (т. 4 л.д. 200).
02 сентября 2016 года Ильину А. В., на основании его заявления, было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 19:10:020601:648, общей площадью 30.0 кв.м., площадь участка 1200 кв.м., площадь застройки - 600 кв.м. (макс.), адрес объекта: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, ул. Колтаров, 5 (т. 4 л.д. 124-126).
08.02.2017 г. администрацией г. Сорска, ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка 67/16 от 15.04.2016 г., до настоящего времени ответ в адрес администрации от Ильина А.В. не поступил (т. 1 л.д.113-114).
Сумму задолженности по аренде земельного участка в размере 2615 руб. и 796 руб. 05 коп. Ильин А. В. оплатил, что подтверждается квитанциями от 08 февраля 2018 года.
На основании постановления администрации г. Сорска «Об образовании земельного участка» от 30 декабря 2013 г. № 743-п, образован земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск общей площадью 2000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, в районе аал Колтаров, участок № 4 для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д.129).
Указанный земельный участок 27.02.2014 г. поставлен на государственный
кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:020601:653, что подтверждается
справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, расположенной по
адресу в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.m/#x=10000652.987230439&v=7182243.048757492&z=19&text=19%3A10% 3А020601 %3A653&type=:l &app=search&opened=l (т. 1 л.д.137).
На основании постановления № 241-п от 06 апреля 2016 г. Корнякову А.А. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:653, площадью 2000 кв.м. в аренду сроком на 10 лет, в границе территориальной зоны Ж1с (зона существующей застройки индивидуальными жилыми домами), разрешение использования - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, в районе ул. Колтаров, 5 (т. 1 л.д.130).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Корняковым А.А. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года, срок аренды с 11 апреля 2016 года по 11 апреля 2026 года, размер арендной платы в годовом выражении за 2016 год составляет 4100 руб. 76 коп., арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т. 1 л.д.132-133).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, дата регистрации 02 июня 2016 г., номер регистрации 19/302/008/2016-016 (т. 1 л.д. 136 - обратная сторона, 143).
07 июня 2016 года между Корняковым А. А. и Каменской Е.И. было заключено соглашение о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года (т. 4 л.д.190).
01 июля 2016 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия зарегистрировано соглашение о перенайме данного земельного участка в пользу Каменской Е. И., за номером № 19/302/009/2016-313 (т. 4 л.д.190 - обратная сторона).
02 сентября 2016 года Каменской Е.И., на основании заявления последней (т. 4 л.д. 119-120), было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 19:10:020601:653, общей площадью 30.0 кв.м., площадь участка 2000 кв.м., площадь застройки - 1200 (макс.), адрес объекта: Российская Федерация, республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, ул. Колтаров, 5 (т. 4 л.д. 117-118).
08.02.2017 г. администрацией г. Сорска, ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка 61/16 от 11.04.2016 г., до настоящего времени ответ в адрес администрации от Каменской Е. И. не поступил (т. 1 л.д. 14-142).
Сумму задолженности по аренде земельного участка в размере 797 руб. 25 коп. Каменская Е. И. оплатила, что подтверждается чек-ордером от 18 декабря 2018 года.
19 июля 2013 года от Беличенко С.Д. поступило заявление с просьбой предоставить ему в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, муниципальное образование г. Сорск, аал Колтаров, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1200 кв.м. (т. 1 л.д.158)
На основании постановления администрации г. Сорска от 13 ноября 2013 г. № 624-п, был образован земельный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования город Сорск общей площадью 1200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, в районе аал Колтаров, участок № 2 для ведения личного подсобного хозяйства (т. 1 л.д. 160).
Указанный земельный участок органом государственного кадастрового учета 27.02.2014 г. поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 19:10:020601:652, что подтверждается справочной информацией по объектам недвижимости в режиме online, размещенной в сети Интернет: http://pkk5.rosreestr.ru/#x=10000668.960245982&v=7182380.713979243&z=20&text=19%3A10 %3A020601%3A652&type=l&app=search&opened=l (т. 1 л.д.169).
На основании постановления № 682-п от 26 октября 2016 г. Беличенко С.Д. был предоставлен из земель населенных пунктов муниципального образования город Сорск земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:652, в аренду сроком на 10 лет, расположенный по адресу: Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, 4, площадью 1200 кв.м. для личного подсобного хозяйства (т.1 л.д.161).
На основании указанного постановления между муниципальным образованием г. Сорск и Беличенко С.Д. был заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка № 247/15 от 26 октября 2015 года, срок аренды с 01 октября 2014 года по 01 октября 2024 год, размер арендной платы в годовом выражении составляет 4374 руб. 14 коп. за 2015 год, и 3900 руб. 28 коп. за 2014 год, арендная плата вносится арендатором ежегодно единым платежом в срок до 15 июня каждого года (т.1 л.д. 162-163).
Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, дата регистрации 18 ноября 2015 г., номер регистрации 19/010/015/2015-226 (т. 1 л.д. 167).
02 сентября 2016 года Беличенко С. Д., на основании заявления последнего (т. 4 л.д. 134) было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 19:10:020601:652, общей площадью 48,0 кв.м., площадь участка 1200 кв.м., площадь застройки - 600 кв.м. (макс.), адрес объекта: Российская Федерация, Республика Хакасия, городской округ город Сорск, аал Колтаров, ул. Колтаров, 4 (т. 4 л.д. 138-139).
Согласно представленному расчету, размер задолженности по арендной плате составляет за период с 01 января 2017 года по 20 ноября 2018 года в размере 271 руб. 47 коп. (т.4 л.д. 38). Данное обстоятельство также подтверждается справкой администрации г. Сорска № 3665 от 22 ноября 2018 года (т. 4 л.д. 40, 234).
06.02.2017 г. администрацией города Сорска ответчику было направлено соглашение о расторжении договора аренды земельного участка № 247/15 от 26.10.2015 г., однако до настоящего времени ответ в адрес администрации г. Сорска от Беличенко С. Д. не поступал (т. 1 л.д.173-174).
Согласно п. 5.1 указанных выше Договоров, арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения настоящего договора при использовании земельного участка не по целевому назначению, а также при использовании способами, приводящими к его порче, при невнесении более двух раз подряд по истечении установленного срока платежа арендной платы и нарушении других условий договора.
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости, в которых также указано, что имеется ограничения прав на земельные участки, предусмотренные ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановление «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» № 659 от 10.12.2010 г., Граница государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский», зона с особыми условиями использования территории, № б/н, 19.00.2.65, Постановление «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинский» № 659 от 10.12.2010 г. (т. 1 л.д. 214-221, 222-229, 230-237, т. 2 л.д. 1-8, 9-12, 94-101, 102-108)
Данное обстоятельство также подтверждается делами правоустанавливающих документов № 19:10:020601:652, № 19:10:020601:647, № 19:10:020601:650, № 19:10:020601:655, № 19:10:020601:648, № 19:10:020601:653 (т. 4 л.д. 146-152, 153-159, 160-167, 168-175, 176-191, 192-202). В кадастровом паспорте имеется указание на то, что данные земельные участки полностью входит в Зону: "Граница государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинскии»", 19.00.2.65, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановление «Об образовании особо охраняемой природной территории -государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинскии» от 10.12.2010 № 659. В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельных участков, входящих в Зону: "Граница государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинскии»", 19.00.2.65, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановление «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения «Кискачинскии» от 10.12.2010 г. № 659 (т. 4 л.д. 156-157, 163-164, 171-172, 186-187, 195-196).
Как следует из генерального плана городского округа город Сорск Республики Хакасия, утвержденного решением Совета депутатов города Сорска Республики Хакасия от 24.11.2013 г. № 254, в состав муниципального образования входят населенные пункты: город Сорск, поселок станция Ербинская, поселок Сорский подхоз, аал Колтаров, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. На момент проектирования площадь аал Колтаров составила 25,54 га. (т. 2 л.д. 24-30).
Прокуратурой Усть - Абаканского района с дислокацией г. Сорска проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства при предоставлении доставлении земельных участков, в ходе которой были выявлены со стороны администрации г. Сорска нарушения требований федеральных нормативно-правовых актов в названной сфере. В адрес Администрации г. Сорска 31 января 2017 года было вынесено представление о нарушении земельного законодательства, а именно: требование о расторжении договоров аренды земельных участков № 61/16 от 11.04.2016 г., № 246/15 от 26.10.2015 г., № 263/14 от 01.01.2014 г., № 247/15 от 26.10.2015 г., № 60/16 от 25.04.2016 г., № 67/16 от 15.04. 2016 г., № 263/14 от 01.10.2014 г. (т. 1 л.д. 15-17).
Из сообщения Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Хакасии от 27 июля 2016 года № 340-5/1144 следует, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 г. № 659 «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного биологического заказника регионального значения «Кискачинский» на территории Усть-Абаканского района создана особо охраняемая природная территория регионального значения - государственный природный заказник «Кискачинский» общей площадью 19340,0 га. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20.08.2012 г. №Пр-2217, сведения о зоне с особыми условиями использования территорий -государственный природный заказник «Кискачинский» были внесены в государственный кадастр недвижимости 25 декабря 2013 года с присвоением учетного номера 19.00.2.65. Так как государственный природный заказник «Кискачинский» создан без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников, вынос границ в натуру не проводился. С учетом целей и задач функционирования государственного природного заказника «Кискачинский», экологической и рекреационной ценности природных участков, а также природных, хозяйственных и иных особенностей на территории государственного природного заказника «Кискачинский» установлен дифференцированный режим особой охраны и природопользования. Всего выделено 2 функциональные зоны: зона особой охраны и зона традиционного природопользования. На основании данных, представленных на публичной кадастровой карте, указанные земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:020601:647, 19:10:020601:648, 19:10:020601:650, 19:10:020601:651, 19:10:020601:652, 19:10:020601:653, 19:1.0:020601:654, 19:10:020601:655 расположены в границах зоны традиционного природопользования государственного природного заказника «Кискачинский».
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределённого круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации «требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной».
Таким образом, судом установлено и следует из материалов дела, что все вышеуказанные земельные участки были предоставлены после образования природного заказника «Кискачинский» и после постановки границ заказника на кадастровый учет и согласно данных кадастровых паспортов на земельные участки от 25.02.2014 г. №1900/14-21747, от 26.02.2014 г. №1900/14-22608, от 14.04.2016 г. №1900/16-49336, от 25.02.2014 г. №1900/14-21783, от 27.02.2014 г. №1900/14-23273, от 27.02.2014 г. №1900/14-23271, предоставленные земельные участки входят полностью в зону с особым использованием территории, то есть в границы заказника «Кискачинский».
Следовательно, использование территории заказника под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, противоречит целям создания заказника, ради которой образовывалась особо охраняемая природная территория и не соответствует режиму особой охраны территории Заказника, установленному Положением о государственном биологическом заказнике «Кискачинский», утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 № 659.
Таким образом, заключенные администрацией г. Сорска Республики Хакасия договоры аренды по которым производится передача земельных участков, расположенных на территории заказника «Кискачинский» под индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства, противоречат вышеуказанным нормам Земельного кодекса РФ, а также целям и задачам заказника, установленных в Положении о государственном биологическом заказнике регионального значения "Кискачинский", утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.12.2010 г. № 659.
Вышеуказанные обстоятельства дают основания для удовлетворения исковых требований ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия».
Однако, в рамках признания сделок ничтожными, поскольку по договору аренды земельного участка № 67/16 от 15 апреля 2016 года между Бортницким С. В. и Ильиным А. В. было заключено соглашение от 07 июня 2016 года о перенайме земельного участка с кадастровым номером 19:10:020601:648, то суд считает необходимым обязать Ильина А. В. вернуть указанный земельный участок Бортницкому С. В., а последнего в последующем обязать вернуть администрации г. Сорска Республики Хакасия.
Кроме этого, по договору аренды земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года между Корняковым А. А. и Каменской Е. И. было заключено соглашение от 07 июня 2016 года о перенайме земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:653, то суд считает необходимым обязать Каменскую Е. И., по этим же основаниям, вернуть указанный земельный участок Корнякову А. А., а последнего в последующем обязать вернуть администрации г. Сорска Республики Хакасия.
Поскольку исковые требования ГКУ РХ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» удовлетворены, сделки по предоставлению спорных земельных участков в аренду ответчикам признаны ничтожными, все полученное по сделке возвращено, то оснований для удовлетворения требований администрации г. Сорска Республики Хакасия о расторжении вышеуказанных договоров и взыскании арендной платы не имеется, кроме этого, арендная плата внесена ответчиками в добровольном порядке.
Все доводы ответчиков и их представителей суд признает несостоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия» к Беличенко С.Д., Бортницкому С.В., Корнякову А.А., Ильину А.В., Каменской Е.И. о признании сделок ничтожными, удовлетворить.
Признать в силу ничтожности сделки по передаче администрацией г. Сорска Республики Хакасия земельных участков в аренду в границах особо охраняемой природной территории - государственный природный заказник «Кискачинский»:
- Беличенко С.Д. с кадастровыми номерами 19:10:020601:647 по договору аренды земельного участка № 246/15 от 26 октября 2015 года, 19:10:020601:652 по договору аренды земельного участка № 247/15 от 26 октября 2015 года;
- Бортницкому С.В. с кадастровыми номерами 19:10:020601:650 по договору аренды земельного участка № 263/14 от 01 октября 2014 года, 19:10:020601:648 по договору аренды земельного участка № 67/16 от 15 апреля 2016 года;
- Корнякову А.А. с кадастровыми номерами 19:10:020601:653 по договору аренды земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года, 19:10:020601:655 по договору аренды земельного участка № 60/16 от 25 апреля 2016 года.
Применить последствия недействительности ничтожных сделок, прекратить право аренды земельных участков:
- с кадастровым номером 19:10:020601:647 по договору аренды земельного участка № 246/15 от 26 октября 2015 года, заключенному с Беличенко С.Д.;
- с кадастровым номером 19:10:020601:652 по договору аренды земельного участка № 247/15 от 26 октября 2015 года, заключенному с Беличенко С.Д.;
- с кадастровым номером 19:10:020601:650 по договору аренды земельного участка № 263/14 от 01 октября 2014 года;
- с кадастровым номером 19:10:020601:648 по договору аренды земельного участка № 67/16 от 15 апреля 2016 года, заключенным с Бортницким С.В., а также по соглашению от 07 июня 2016 года о перенайме земельный участок, заключенному между Бортницким С.В. и Ильиным А.В.;
- с кадастровым номером 19:10:020601:653 по договору аренды земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года, заключенному с Корняковым А.А., а также по соглашению от 07 июня 2016 года о перенайме земельный участок, заключенному между Корняковым А.А.;
- с кадастровым номером 19:10:020601:655 по договору аренды земельного участка № 60/16 от 25 апреля 2016 года, заключенному с Корняковым А.А..
Обязать вернуть администрации г. Сорска Республики Хакасия:
- Беличенко С.Д. земельный участок с кадастровыми номерами 19:10:020601:647 по договору аренды земельного участка № 246/15 от 26 октября 2015 года;
- Беличенко С.Д. земельный участок с кадастровыми номерами 19:10:020601:652 по договору аренды земельного участка № 247/15 от 26 октября 2015 года;
- Бортницкого С.В. земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:650 по договору аренды земельного участка № 263/14 от 01 октября 2014 года;
- Корнякова А.А. земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:655 по договору аренды земельного участка № 60/16 от 25 апреля 2016 года.
Обязать Ильина А.В. вернуть Бортницкому С.В. земельный участок с кадастровым номером 19:10:020601:648 по соглашению от 07 июня 2016 года о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 67/16 от 15 апреля 2016 года, заключенному между Бортницким С.В. и Ильиным А.В., а Бортницкого С.В. обязать вернуть указанный земельный участок администрации г. Сорска Республики Хакасия.
Обязать Каменскую Е.И. вернуть Корнякову А.А. земельный участок с кадастровыми номерами 19:10:020601:653 по соглашению от 07 июня 2016 года о перенайме прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № 61/16 от 11 апреля 2016 года, заключенному между Корняковым А.А. и Каменской Е.И., а Корнякова А.А. обязать вернуть указанный земельный участок администрации г. Сорска Республики Хакасия.
В удовлетворении исковых требованийадминистрации г. Сорска к Беличенко С.Д., Бортницкому С.В., Корнякову А.А., Ильину А.В., Каменской Е.И. о расторжении договора аренды земельных участков и взыскании задолженности по арендной плате с Беличенко С.Д., Бортницкого С.В., Корнякова А.А., Ильина А.В., Каменской Е.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через суд, принявший решение.
Председательствующий Козулина Н.Ю.
Справка: Решение в окончательной форме изготовлено20 января 2019 года.
Судья Козулина Н.Ю.