Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 06 апреля 2021 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Абдулхаликова Ш.Г., при секретаре ФИО11, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО6 об установлении факта признания оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте,
установил:
ФИО10 обратилась в суд с заявлением об установлении факта признания оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, указав в обоснование заявления, что она с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия находилась под опекой (попечительством), которая была установлена на основании Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вследствие того, что ее мать - ФИО1 являлась инвали<адрес> группы, отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Ее опекуном была назначена бабушка ФИО3, которая являлась попечителем до ее совершеннолетия, получала на ее содержание выплату ежемесячных денежных средств.
Опека над ней прекращена в связи с достижением совершеннолетия.
В настоящее время установление факта отсутствия родительского попечения над нее необходимо для реализации принадлежащего ей права на обеспечение жилым помещением, которое в ином, кроме как судебном порядке, установить не представляется возможным.
Просит установить факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны родителей: отца – ФИО4 и матери – ФИО5, с момента учреждения опеки – ДД.ММ.ГГГГ.
Заявитель ФИО10 и ее представитель ФИО7, надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явились, заявлением просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, заявлением просила заявленные требования удовлетворить, дело рассмотреть без ее участия.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МР «<адрес>», будучи надлежаще уведомлен о месте и времени судебного заседания, не явился.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав и оценив материалы гражданского дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Европейский суд по правам человека указывает, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами из числа детей, оставшихся без попечения родителей являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет (абз. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отдел опеки и попечительства администрации МР «<адрес>» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомил ФИО10 о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ подтверждения судом факта отсутствия родительского попечения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывая, что в противном случае гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в части обеспечения жильем распространяться не будут.
Как установлено судом и следует из материалов, ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РД, ее родителями в свидетельстве о рождении указаны: отец – ФИО2, мать – ФИО1.
Согласно справке МСЭ-2004 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является инвали<адрес> группы, третья степень ограничения способности к трудовой деятельности, общее заболевание.
Согласно свидетельству о смерти серии I-БД № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ году.
Постановлением Администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8 назначена опекуном над несовершеннолетней ФИО6 в связи с тем, что ее мать - ФИО1 является инвали<адрес> группы, исключающей трудоспособность, а отец - ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. На основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № опекуну ФИО3 назначена выплата денежного пособия на содержание подопечной ФИО6
На основании указанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО3 выдано удостоверение опекуна над несовершеннолетней ФИО6 и ее имуществом, с возложением обязанности заботиться о воспитании, обучении, подготовке к общественно-полезной деятельности подопечной, защищать и сохранять ее личные и имущественные права, являться ее представителем в суде и во всех государственных учреждениях без особого полномочия.
Таким образом, установлено, что ФИО6 с 2004 года до совершеннолетия находился под опекой (попечительством).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Положения абз. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закрепляют для целей данного Закона понятие «дети, оставшиеся без попечения родителей», и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
В частности, к числу детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Свои требования о признании оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте ФИО10 заявляет применительно к тому, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО10 в силу ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО6 удовлетворить.
Установить факт отсутствия родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте в отношении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, со стороны родителей: отца – ФИО4 и матери – ФИО5, с момента учреждения опеки – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья Ш.<адрес>