РЕШЕНИЕ №12-304/2023
УИД91RS0003-01-2023-003004-17
22 сентября 2023 года г. Симферополь
Судья Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым Кундикова Ю.В., с участием защитника Панфилова В.Е. Андрущенко О.Ю., представителя ФАС по Республике Крым и <адрес> ФИО7, рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Южных ЭС ГУП РК «Крымэнерго» ФИО2 на постановление по делу об административном правонарушении №.21-1040/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю ФИО5 о привлечении должностного лица ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Начальник Южных ЭС ГУП РК «Крымэнерго» ФИО2 обратился в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении №.21-1040/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 10 000 руб..
В обосновании жалобы указано на несогласие с отказом в удовлетворении ходатайства о замене штрафа на предупреждение, поскольку ранее не привлекался к административной ответственности, отсутствуют доказательства причинения вреда, при этом технологические присоединения объектов лиц, подавших жалобы, осуществлены. Просит отменить постановление в части назначения административного наказания в виде штрафа и вынести решение, которым заменить штраф на предупреждение.
В судебное заседание ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, корреспонденция возвращена в суд с отметкой об истечении срока хранения. В заседание обеспечена явка защитника.
Защитник ФИО2 ФИО6 доводы жалобы поддержала, указала, что ст. 9.21 КоАП РФ не отнесена к исключительным нормам, по которым не применима ст. 4.1.1 КоАП РФ. Пояснила, что факт правонарушения не оспаривают, просят изменить вид административного наказания на предупреждение.
ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю ФИО7 с доводами жалобы не согласилась, указала, что статья 4.1.1 КоАП РФ подлежит применению только в случае проведения государственного контроля, а в ФАС материалы поступили из прокуратуры, проверка проводилась по обращениям граждан.
Выслушав участников, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании положений ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, магистральным газопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 1 статьи 26 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им ФИО1 органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 861 утверждены: Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому ФИО1 в электроэнергетике и оказания этих услуг; Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг; Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения).
П. 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые ФИО1 органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
В силу п. 4 Правил любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими правилами.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Согласно пункту 7 Правил процедура технологического присоединения, включает в себя, среди прочего, подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил и непосредственно заключение договора.
В соответствии с подп. "б" п. 16 Правил срок осуществления мероприятий технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора не превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 14 и 34 настоящих Правил, технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в города поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Неисполнение сетевой организацией договора об осуществлении технологического присоединения в связи с нарушением предельных сроков технологического присоединен установленных в подп. "б" п. 16 Правил для соответствующих категорий заявителей, является нарушением требований Закона об электроэнергетике.
Из материалов дела следует, что постановлением и.о. заместителя прокурора <адрес> ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении по обращениям граждан ФИО9, ФИО10, ФИО11 в связи с неисполнением должностным лицом - начальником Южных ЭС ГУП РК «Крымэнерго» ФИО2 требований законодательства об электроэнергетике. В постановлении указывается на то, что с гражданами заключены договоры на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объектов, но со стороны ГУП РК «Крымэнерго» в установленный срок договор не исполнен.
При рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО2 заявлялось ходатайство о замене административного штрафа предупреждением.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю ФИО5 были рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление, из которого следует, что отсутствуют основания для применения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку проведено рассмотрение обращений граждан, что не тождественно государственному контролю, при проведении которого возможно применить положения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Из оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований антимонопольного законодательства в части соблюдения ГУП РК «Крымэнерго» срока исполнения договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения объектов заявителей (ФИО12, ФИО10, ФИО11) к электрическим сетям. Установлено нарушение 6-ти месячного срока со дня заключения договора.
Из дела следует, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-к ФИО2 назначен на должность начальника Южных электрических сетей ГУП РК «Крымэнерго». В действиях начальника установлено нарушение требований законодательства, выразившееся в ненадлежащей работе по договорам с ФИО9, ФИО10, ФИО11 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям электроустановки земельных участков.
В период рассмотрения дела об административном правонарушении защитником заявлялось о применении положений ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Положениями ст. 4.1.1. КоАП РФ предусмотрено, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На основании положений ч.1 ст. 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) в целях настоящего ФИО1 закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его ФИО1, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
В рамках проведения проверки по обращениям граждан у соответствующего подразделения ГУП РК «Крымэнерго» прокурором запрашивалась необходимая документация и пояснения, а также проводилась проверка представленных документов.
Административным органом было установлено, что ФИО2 назначен на должность начальника ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент вступления в должность шестимесячный срок по договорам с ФИО9 (от ДД.ММ.ГГГГ) и с ФИО11 (от ДД.ММ.ГГГГ) истек, соответственно ФИО2 не имел реальной возможности обеспечить выполнение договорных обязательств. По договору с ФИО10 (от ДД.ММ.ГГГГ) срок для выполнения обязательств с момента назначения ФИО2 составил менее месяца.
Также суд отмечает, что на момент вынесения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО11 и ФИО9 уже были направлены уведомления об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям. В отношении ФИО10 такое уведомление датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая установленные обстоятельства и приведенные нормы права, суд приходит к выводу о возможности применения положений ч.1 ст. 4.1.1. КоАП РФ и замене ФИО2 административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 – удовлетворить частично, постановление по делу об административном правонарушении №.21-1040/2023 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя ФИО1 антимонопольной службы по <адрес> и городу Севастополю ФИО5 о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ изменить, назначить административное наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Кундикова