25RS0005-01-2020-000034-44
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 октября 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Туктамышевой О.В.,
судей Горпенюк О.В. и Саликова М.М.
при секретаре Салмине В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 к Управлению по учету и распределению жилой площади администрации <адрес>, администрации <адрес> о признании отказа незаконным, возложении обязанности, по апелляционной жалобе ФИО1, на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В., пояснения представителя администрации г.Владивостока ФИО9, представителя заинтересованного лица ФИО3 - ФИО10, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
ФИО1 в лице законного представителя матери – ФИО2 обратилась в суд с названным административным иском, указав, что ФИО1 с момента рождения и по настоящее время зарегистрирована по месту жительства ФИО3, включена в состав членов семьи ФИО3, являющего нанимателем квартиры муниципального жилищного фонда, расположенной по адресу: <адрес>, по договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в управление по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> о предоставлении копии договора социального найма указанного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № и копии всех документов, послуживших основанием для его заключения. Согласно ответа начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлена часть запрошенных документов, а именно копия договора социального найма жилого помещения, копия выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес>, копия доверенности представителя ФИО3 и отказано в предоставлении копий других документов, послуживших основанием для заключения договора социального найма жилого помещения. Считает, что такой отказ нарушает права истца на владение указанным жилым помещением, ее интересы как законного владельца жилого помещения контролировать находящееся в ее владении имущество.
Административный истец с учетом уточненных требований просила признать незаконным отказ Управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении владельцу жилого помещения ФИО1 копий документов, послуживших основанием для заключения договора социального найма жилого помещения; обязать управление по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> предоставить ФИО1, включенной в состав членов семьи нанимателя жилого помещения согласно договору социального найма, надлежащим образом заверенные копии всех документов, предъявленных ФИО3 самостоятельно и предоставленных в рамках межведомственного информационного взаимодействия при подаче заявления о заключении договора социального найма, на основании которых в соответствии с п. 2.6 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Заключение или расторжение договоров социального найма муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, было принято решение о заключении с ФИО3 договора от ДД.ММ.ГГГГ № социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, за исключением паспортов гражданина Российской Федерации или документов их заменяющих, содержащих биометрические персональные данные, которые предоставляются исключительно для удостоверения личности заявителей. В случае необходимости истребовать в Управлении перечень всех документов, представленных для заключения договора социального найма.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ законный представитель ФИО1 требования поддержала, суду пояснив, что хочет знать, на основании каких документов заключен договор социального найма и на основании каких документов ее дочь была включена в договор, считает, что договор социального найма заключен незаконно.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации <адрес> с административным иском не согласился, суду пояснив, что административному истцу предоставлены копии всех возможных документов, иные документы содержали персональные данные иных лиц.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО3 с административными исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что административным истцом не представлено доказательств того, что отсутствие документов, содержащих персональные данные третьих лиц, привело к нарушению прав несовершеннолетней ФИО1 на пользование жилым помещением, не указано каким образом и в каких целях ФИО1 может использовать данные документы при реализации своих правомочий на жилое помещение. Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, заинтересованных лиц.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился представитель административного истца, в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. В доводах жалобы указывается, что административный истец является законным владельцем жилого помещения, что подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи, с чем нарушено право законного владельца, члена семьи нанимателя квартиры запрашивать и получать документы, касающиеся имущества, находящегося в его владении, и интересы законного владельца контролировать свое имущество.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Порядок рассмотрения обращения установлен статьей 10 указанного закона, согласно которой должностное лицо дает подписанный им ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1, часть 3 указанной статьи).
В силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в качестве члена семьи ФИО3 включена в договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу <адрес>.
Согласно данного договора ФИО1 является ... нанимателя указанного жилого помещения, ФИО3
ФИО1 в лице своего законного представителя ФИО2. обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> с заявлением о предоставлении копии договора социального найма жилого помещения, а также копии всех документов, послуживших основанием для его заключения.
Согласно ответу начальника управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ заявителю предоставлена копия договора социального найма жилого помещения, копия выписки из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес>, копия доверенности представителя ФИО3, и отказано в предоставлении копий других документов, послуживших основанием для заключения договора социального найма жилого помещения, на основании ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п.2.6.1 Административного регламента предоставления администрацией <адрес> муниципальной услуги «Заключение или расторжение договора социального найма муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к заявлению о заключении договора социального найма прилагаются документы, содержащие в том числе персональные данные нанимателя жилого помещения и членов его семьи, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, письменные согласия совершеннолетних членов семьи нанимателя. Осмотрев в судебном заседании документы, послужившие основанием для заключения с ФИО3 договора социального найма жилого помещения, установив, что документы содержат персональные данные в отношении третьих лиц, и с учетом того, что административным истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов административного истца непредоставлением запрошенных документов, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия считает такие выводы суда верными, основанными на положениях действующего законодательства, сделанных с учетом установленных по делу обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Исходя из положений ст. 6 настоящего Федерального закона, обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Обработка персональных данных допускается, в том числе, с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6).
В силу статьи 7 названного Федерального закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (часть 9).
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" оператор (государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными) обязан сообщить в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Федерального закона, субъекту персональных данных или его представителю информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту персональных данных, а также предоставить возможность ознакомления с этими персональными данными при обращении субъекта персональных данных или его представителя либо в течение тридцати дней с даты получения запроса субъекта персональных данных или его представителя.
В силу пункта 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Из изложенного выше следует, что осуществление права на получение информации является не безусловным, а связывается с правилами, установленными законом.
Учитывая, что по обращению ФИО1 в лице своего законного представителя Управлением дан ответ, предоставлены документы, касающиеся ФИО1- договор социального найма, выписка из протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО3 нанимателем квартиры с составом семьи в количестве пяти человек, самим представителем ФИО1 ни в иске ни в судебном заседании не указаны конкретные документы, которые не являются паспортными данными третьих лиц, и не содержат персональные данные третьих лиц, и которые ей необходимы, цель их использования, судебная коллегия полагает, что оспариваемые действия Управления являются законными и обоснованными.
Кроме того, необходимо учитывать следующее.
По смыслу статьей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов.
Таким образом, при недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.
Вместе с тем суду не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении прав истца оспариваемыми действиями Управления.
Как следует из пояснений представителя истца, она считает незаконным договор социального найма жилого помещения и включение в члены семьи нанимателя жилого помещения ФИО1. Однако оспариваемый отказ Управления не лишает истца и его представителя права на обжалование указанного договора социального найма жилого помещения и на включение в него в качестве члена семьи несовершеннолетней ФИО1.
То обстоятельство, что согласно договору социального найма ФИО1 является членом семьи ФИО3, не свидетельствует о наличии у нее безусловного права на получение информации, содержащей персональные данные других членов семьи без согласия субъекта таких данных.
Поскольку каких - либо нарушений норм действующего законодательства в действиях Управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> при рассмотрении обращения ФИО1, даче ответа допущено не было, оспариваемыми действиями права и свободы заявителя не нарушены, оснований для удовлетворения требований ФИО1 у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что администрацию <адрес> необходимо было привлечь к участию в деле в качестве основного ответчика, а не в качестве соответчика, не влекут отмену решения суда, поскольку в силу положений Кодекса административного судопроизводства РФ объем прав и обязанностей ответчика и соответчика является одинаковым.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы фактически выражают несогласие представителя истца с выводами суда, однако, по существу, их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи