Дело № 3а-915/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30 августа 2019 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
СЃСѓРґСЊРё РЎРёРґРѕСЂРѕРІР° Р’.Р’.,
при секретаре Власенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Макарова В.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›
Макаров В.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просит установить кадастровую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в едином государственном реестре недвижимости в отношении следующих объектов недвижимого имущества:
- земельный участок, КН <...> площадью 1946 кв.м, по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. им. Академика Лукьяненко П.П., <...>, по состоянию на 01.01.2016г. в размере 2 926 407 руб.;
- нежилое административное здание, КН <...>, площадью 891,1 кв.м, по адресу: Краснодарский край, <...>, ул. им. Академика Лукьяненко П.П., <...>, по состоянию на 01.01.2018г. в размере 12 734 461 руб.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным отчета <...>/К-19 от 25.03.2019г. рыночная стоимость земельного участка составляет 2 926 407 руб., а нежилого здания - 12 734 461 руб.
От административного истца в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства.
Рные лица, участвующие РІ деле, ходатайств относительно рассмотрения дела РІ РёС… отсутствие, Р° также заявлений, содержащих указания РЅР° причины неявки, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
На основании определения суда от 27 марта 2019 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Рсследовав представленные доказательства Рё материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ частичном удовлетворении административных исковых требований РїРѕ следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 402 Налогового Кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 4 апреля 2016 года № 3368-КЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установить единую дату начала применения на территории Краснодарского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2017 года.
РР· содержания положений статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 29 июля 1998 РіРѕРґР° в„– 135-ФЗ «Об оценочной деятельности РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» следует, что РїРѕРґ кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная РІ результате проведения государственной кадастровой оценки или РІ результате рассмотрения СЃРїРѕСЂРѕРІ Рѕ результатах определения кадастровой стоимости либо определенная РІ случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
РР· материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка, РљРќ <...>, площадью 1946 РєРІ.Рј., местоположение: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской РѕРєСЂСѓРі, СѓР». РёРј. Академика Лукьяненко Рџ.Рџ., <...> нежилого административного здания, РљРќ <...>, площадью 891,1 РєРІ.Рј, местоположение: Краснодарский край, <...>, СѓР». РёРј. Академика Лукьяненко Рџ.Рџ., <...>.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости определена уполномоченным органом по состоянию на 01.01.2016г. в размере 23 997 895,90 руб. и по состоянию на 01.01.2018г. в размере 25 971 944,66 руб., соответственно.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает 01.01.2016г. и 01.01.2018г. верными датами определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 14.03.2019г. о кадастровой стоимости объектов.
Согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества <...>/К-19 от 25.03.2019г., представленного административным истцом и подготовленного ООО «Оценка. Право. Кадастр», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 01.01.2016г. составляет 2 926407 руб., рыночная стоимость административного здания с кадастровым номером <...>, по состоянию на 01.01.2018г. составляет 12 734461 руб.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, определением суда от <...> по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно заключению от <...> судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО «Департамент профессиональной оценки», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, по состоянию на 01.01.2016г. составляет 16959 000 руб., рыночная стоимость административного здания с кадастровым номером <...>, по состоянию на 01.01.2018г. составляет 19546 000 руб.
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом Юрченко Рђ.Р., которая является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность, как страховщика застрахована, РІ соответствии СЃ требованиями действующего законодательства.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Рксперт предупрежден РѕР± уголовной ответственности Р·Р° дачу заведомо ложного заключения РІ соответствии СЃРѕ статьей 307 Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта Рѕ том, что РѕРЅ предупрежден РѕР± уголовной ответственности РїРѕ указанной статье Уголовного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов.
В заключении эксперта принята поправка на торг, корректировка на площадь с поправкой на различия в масштабе (площади) объектов, корректировка на местоположение относительно территории населенного пункта, также внесена корректировка на вид разрешенного использования, расчет которой произведен по методу парных сравнений продаж.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы, объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленный судебным экспертом размер рыночной стоимости объектов недвижимости является достоверным.
Суд считает, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 17 мая 2019 года, сведений об обращении административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю материалы дела не содержат. В связи с чем, датой подачи заявления следует считать 17 мая 2019 года.
Согласно абзацу 5 части 2 статьи 403 Налогового Кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно письму Федеральной налоговой службы от <...> № БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019», кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после <...> (в том числе по искам/заявлениям, поданным до <...>), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
С учетом приведенной правовой нормы и разъяснений Федеральной налоговой службы, и поскольку, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> внесена в реестр 01.01.2016г., 01.01.2018г., установленная судом кадастровая стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подлежит применению именно с указанных дат, которые и являются началом применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания по рассматриваемому административному иску.
Таким образом, в отношении спорных объектов недвижимости следует установить кадастровую стоимость в размере их рыночной стоимости с 01.01.2016г. и 01.01.2018г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
При таких обстоятельствах, учитывая объем административных исковых требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 245-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
административный иск Макарова Владимира Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости – удовлетворить.
Установить в отношении земельного участка, КН <...>, площадью 1946 кв.м, местоположение: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Академика Лукьяненко П.П., <...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2016г. в размере 16959 000 (шестнадцать миллионов девятьсот пятьдесят девять тысяч) рублей, на период с 01.01.2016г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить в отношении административного здания, КН <...>, площадью 891,1 кв.м, местоположение: Краснодарский край, <...>, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Академика Лукьяненко П.П., <...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2018г. в размере 19546000 (девятнадцать миллионов пятьсот сорок шесть тысяч) рублей, на период с 01.01.2018г. и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...> считать <...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами <...>
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
РЎСѓРґСЊСЏ