Решение по делу № 2-113/2015 от 01.04.2015

Дело № 2-113/1/2015

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации.

п. Выгоничи 19 мая 2015 года.

Выгоничский районный суд Брянской области в составе:

председательствующий судья Терехов А.С.,

секретарь судебного заседания Пыталева О.Е.,

с участием:

помощника прокурора Выгоничского района Асташевского А.В.,

представителя МБОУ Орменская СОШ Круговых А.В.,

представителя администрации Выгоничского района Лифшиц М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Выгоничского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению (далее МБОУ) Орменская средняя общеобразовательная школа (далее СОШ) и администрации Выгоничского района о понуждении к совершению действий по устранению нарушений законодательства при использовании персональных ЭВМ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Выгоничского района обратился в суд с вышеуказанным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчикам, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой были выявлены факты нарушения образовательными учреждениями района требований санитарно- эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах. В частности конструкции рабочих стульев (кресел) не обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы, не позволяют изменить позу с целью снижения статического напряжения мышц для предупреждения развития утомления. На рабочих стульях отсутствует подъемно-поворотный механизм. Помимо этого конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ также не отвечает предъявляемым требованиям. Таким образом, имеющееся в школах компьютерные столы и стулья, не соответствуют требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Просил обязать МБОУ «Орменская СОШ» Выгоничского района оборудовать рабочие места с использованием ПЭВМ в кабинете информатики школы в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, в том числе предусмотренными указанными санитарными нормами рабочими стульями и столами, а администрацию Выгоничского района обязать провести финансирование мероприятий по оборудованию кабинета информатики МБОУ «Орменская СОШ» Выгоничского района рабочими стульями и столами для работы с ПЭВМ соответствующими требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Выгоничского района Асташевский А.В. исковые требования поддержал. В обоснование своих требований сослался на обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Суду пояснил, что ответчики не принимают мер по соблюдению требований санитарно- эпидемиологического законодательства, предъявляемых к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах, что является недопустимым, а поэтому допущенные нарушения должны быть устранены.

Представитель ответчика МБОУ «Орменская СОШ» Выгоничского района директор школы Круговых А.В. исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что для выполнения требований прокурора им необходимо определенное время для приобретения специальной мебели для кабинета информатики. Приобрести они мебель могут лишь после того, как учредитель (администрация района) выделит необходимые денежные средства для этого.

Представитель ответчика администрации Выгоничского района по доверенности юрист администрации Лифшиц М.И. исковые требования прокурора не признал, суду пояснил, что администрация Выгоничского района не должна и не вправе выделять денежные средства для приобретения школами специальной мебели для кабинетов информатики, эти полномочия возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть на Правительство Брянской области, которое и должно быть надлежащим ответчиком.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в том числе, на принципах гуманистического характера образования, приоритета жизни и здоровья человека.

Согласно пунктам 2 и 10 ч.3 ст.28 ФЗ № 273, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с ч.7 ст.28 ФЗ № 273, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п.15 ч.3 ст.28 ФЗ № 273, к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 19 и 20 раздела IV Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

На основании п.4 ст.41 ФЗ № 273, организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.06.2003 года № 118 введены в действие санитарно- эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

В соответствии с п.1.4 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 настоящие Санитарные правила определяют санитарно-эпидемиологические требования к проектированию, изготовлению и эксплуатации отечественных и импортных ПЭВМ, используемых, в том числе, в обучении.

Согласно п.1.7 названных Санитарных правил, ответственность за их выполнение возлагается на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих разработку, производство и эксплуатацию ПЭВМ.

В силу п.1.9 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 рабочие места с использованием ПВЭМ должны соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.

В соответствии с п.9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

Между тем, по результатам проведенной проверки установлено, что в кабинете информатики, расположенном в МБОУ «Орменская СОШ», конструкции рабочих стульев (кресел) не обеспечивают поддержание рациональной рабочей позы, не позволяют изменить позу с целью снижения статического напряжения мышц для предупреждения развития утомления. На рабочих стульях отсутствует подъемно-поворотный механизм.

В соответствии с п.11.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна горизонтальная для размещения ПЭВМ с плавной регулировкой по высоте в пределах 520 - 760 мм и вторая - для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15 градусов с надежной фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 - 15 градусов), а также опору поверхностей для ПЭВМ или видеодисплейного терминала и для клавиатуры на стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети.

В нарушение указанных требований, компьютерные столы имеют одну нерегулируемую поверхность, а также отсутствует стояк, в котором должны находиться провода электропитания и кабель локальной сети.

В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Орменская СОШ» 14.11.2014 года было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако, указанные в представлении нарушения законодательства, до настоящего времени не устранены.

Согласно п.1.5 Устава МБОУ «Орменская СОШ» Выгоничского района, учредителем Учреждения является муниципальное образование - «Выгоничский муниципальный район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования «Выгоничский муниципальный район» осуществляет администрация Выгоничского района. Учредитель обеспечивает правовые, финансовые и материально-технические условия для деятельности Учреждения в качестве муниципального общеобразовательного учреждения.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014 года) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования в том числе относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 Гражданского кодекса РФ).

Следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению оборудования рабочих мест для обучения с использованием ПЭВМ возложено не только на образовательное учреждение, но и на администрацию Выгоничского района.

Нарушение санитарно-эпидемиологических требований, предъявляемых к оборудованию рабочими стульями и столами для обучения с использованием ПВЭМ, может повлечь негативные последствия в виде угрозы здоровью обучающихся в образовательном учреждении.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что ответчиками, в обязанности которых входит организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, нарушаются требования действующего законодательства об образовании и требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

Таким образом, имеются правовые основания возложить на ответчика МБОУ «Орменская СОШ» обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно оборудовать рабочие места с использованием ПЭВМ в кабинете информатики школы рабочими столами и стульями (креслами) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, а на ответчика администрацию Выгоничского района, как представителя собственника имущества указанного учреждения, необходимо возложить обязанность по обеспечению финансирования указанных мероприятий.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения о местном бюджете должен быть внесен в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября. При этом бюджет на следующий год принимается не позднее декабря прошедшего года.

Поскольку в бюджете муниципального образования «Выгоничский муниципальный район» на 2015 год не были заложены денежные средства для проведения присуждаемых судом мероприятий, а также принимая во внимание необходимость проведения предварительных работ по заключению соответствующих договоров, проведению торгов, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда: ответчику администрации Выгоничского района до 1 июня 2016 года, а ответчику МБОУ «Орменская СОШ» до 1 сентября 2016 года.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ, прокуроры по заявле­ниям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государст­венной пошлины.

Согласно п.19 ч.1 названной статьи освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Поскольку администрация Выгоничского района относится к органам местного самоуправления, выступает в суде в качестве ответчика, а поэтому освобождена от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы по уплате государственной пошлины надлежит взыскать лишь с ответчика МБОУ «Орменская СОШ».

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Выгоничского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Орменская средняя общеобразовательная школа» Выгоничского района в срок до 1 сентября 2016 года оборудовать рабочие места с использованием ПЭВМ в кабинете информатики школы рабочими столами и стульями (креслами) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Обязать администрацию Выгоничского района в срок до 1 июня 2016 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию кабинета информатики МБОУ «Орменская средняя общеобразовательная школа» Выгоничского района рабочими столами и стульями (креслами) в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «Орменская средняя общеобразовательная школа» Выгоничского района в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.

Председательствующий: А.С.Терехов

2-113/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Выгоничского района
Ответчики
МБОУ "Орменская СОШ"
Администрация Выгоничкого района
Суд
Выгоничский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
vigonichsky.brj.sudrf.ru
01.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.04.2015Передача материалов судье
03.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2015Подготовка дела (собеседование)
16.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2015Судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
19.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее