Решение по делу № 8Г-2071/2024 [88-3194/2024] от 26.02.2024

88-3194/2024

2-4675/2023

УИД: 27RS0001-01-2023-004629-49

ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2024 г.                                                                    город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Старовойт Р.К.

судей Наконечной Е.В., Дубовик М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязова Вадима Александровича к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности,

по кассационной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Вязов В.А. обратился в суд с иском к Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, указав, что относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. За ним закреплена жилая площадь в <адрес>, но данного жилого помещения не существует. Истец принят на учет нуждающихся в жилом помещении, но жильем до настоящего времени не обеспечен. 06.12.2002 истец был лишен дееспоспособности и находился под опекой государства, проживая в специализированных социальных учреждениях до 2018 года. 24.10.2003 истцу присвоена вторая группа <данные изъяты> бессрочно. С 2018 года Вязову В.А. назначен опекун из числа родственников. В настоящее время истец проживает в квартире своей родственницы - Макаровой Е.А. по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит ей на праве собственности.

Просил возложить на ответчика обязанность включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда по договорам специализированных жилых помещений, обязать предоставить жилое помещение.

Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 2 октября 2023 года исковые требования удовлетворены.

На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность включить Вязова В.А., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам специализированных жилых помещений.

На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Вязову В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Хабаровска вне очереди, размером не менее 18 квадратных метров общей площади, за счет жилищного фонда Хабаровского края.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года решение Центрального районного суда города Хабаровска от 2 октября 2023 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит отменить постановления суда первой и апелляционной инстанции, указывая на неправильное применение норм материального права, полагая, что действующим законодательством не предусмотрено внеочередное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированными жилыми помещениями. Кроме того, указывает, что в соответствии с частью 9.1. статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями установлено только для категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших участие в специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики, Лаганской Народной Республики, Запорожской Народной Республики и Херсонской области.

В письменных возражениях Вязов В.А. выражает несогласие с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения

Стороны в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились. Вязовым В.А, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеются уведомления о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, судебная коллегия в соответствии с ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.

В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 1, 4, 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Хабаровского края от 10 декабря 2012 года №253 «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае», исходил из того, что истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей: состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении; жилое помещение, которое за ним было закреплено, не существует. Учитывая, что истец является <данные изъяты> бессрочно, пришел к выводу, что Вязов В.А. имеет право на внеочередное предоставление ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям действующего законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что основания для отмены судебных постановлений отсутствуют.

Судом установлено, что Травников Петр Константинович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Травникова Ольга Васильевна, 28.12.1954г.р. приходятся родителями - Травникову Петру Петровичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (после перемены имени Вязов Вадим Александрович), что подтверждается свидетельством о рождении .

Согласно свидетельству о перемене имени Травников Петр Петрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р., переменил имя на Вязов Вадим Александрович, а/з от 17.12.2020, отдел ЗАГС <адрес>, свидетельство от 17.12.2020 серия .

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 19.02.1993, Кочина О.В. (Травникова О.В.) лишена родительских прав в отношении 7 детей, в том числе Вязова В.А. (до перемены имени - Травникова П.П.).

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 13.10.1997 Травников П.К. лишен родительских прав в отношении двоих детей, в том числе Вязова В.А. (до перемены имени - Травникова П.П.).

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 06.12.2002 Травников П.П. (Вязов В. А.) признан недееспособным, распоряжением Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 20.02.2018, над недееспособным Травниковым П.П. установлена опека.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 07.10.2020 Травников П.П. (Вязов В.А.) признан ограниченно дееспособным, решение вступило в законную силу 17.11.2020.

Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 17.05.2023 Вязов В.А. признан дееспособным.

Согласно вступившему в законную силу судебному решению Вязов В.А. социально адаптирован, его поведение остается длительное время упорядоченным, действия целенаправленными, осознанными.

Из справки от 05.05.1998 следует, что, закрепленный за Травниковым П.П. на основании распоряжения администрации Куканской сельской администрации от 04.02.2000 № 2-р, жилой дом барачного типа по <адрес> пришел в негодность, снят с баланса ОАО «Кур-Урмийский КЛПХ», о чем было сообщено в администрацию с. Кукан.

Согласно выписке из распоряжения Куканской сельской администрации Хабаровского района Хабаровского края от 04.02.2000 №2-р Вязов В.А. состоит на очереди на квартиру в Куканском сельском поселении, очередь .

31.07.2019 Министерством ЖКХ Хабаровского края отказано в предоставлении жилья Травникову П.П. (Вязову) по основаниям того, что в соответствующих списках он не состоит, учетное дело не передавалось.

В настоящее время Вязов В.А. зарегистрирован в городе Хабаровске по адресу: <адрес>, без приобретения права собственности на это жилое помещение, что подтверждается поквартирной карточкой от 01.08.2023.

Согласно выписке из ЕГРН от 27.10.2016 указанное жилое помещение на праве собственности принадлежит Марковой Е.А.

Согласно справке от 02.08.2023 в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии у Вязова В.А. объектов недвижимости на праве собственности.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об отсутствии оснований для внеочередного обеспечения истца жилым помещением специализированного жилищного фонда основаны на ошибочном понимании правовых норм, регулирующих спорное правоотношение.

Кроме того, пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), а также подпунктом 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

С 1 января 2013 года порядок и условия предоставления жилого помещения изменился.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом N 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В соответствии с данными Правилами, лица, достигшие 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Вместе с тем, отсутствие данных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения или включения в Список. Требование гражданина об обеспечении его жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.

      Данные выводы содержатся в абзаце 23 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, в котором указано, что суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

             Принимая решение об удовлетворении исковых требований Вязова В.А., суды обоснованно исходили из обстоятельств, имеющих значение для дела, придя к выводу, что срок для обращения для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пропущен истцом по уважительным причинам, учли, что истец, согласно справке МСЭ-2018 от 21.01.2021, является <данные изъяты>, ему установлена вторая группа инвалидности, бессрочно, впервые <данные изъяты> установлена <данные изъяты> П.П. (Вязов В. А.) был признан недееспособным, затем 07.10.2020 признан ограниченно дееспособным, и только 17.05.2023 на основании решения Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Вязов В.А. признан дееспособным. В учреждениях социальной защиты истец проживал до 2018 года. Вместе с тем, компетентные органы не осуществили возложенные на них Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия по принятию мер для реализации ее жилищных прав, не передали учетное дело в Министерство ЖКХ Хабаровского края, не обратились с заявлением о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

       Все юридически значимые обстоятельства были установлены судами первой и апелляционной инстанции правильно, при этом суды, с учетом определенного истцом предмета спора и оснований исковых требований, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, пришли к верному выводу об удовлетворении исковых требований.

Мотивы принятия оспариваемых судебных постановлений в полной мере отражены в судебных актах в соответствии с требованиями, предъявляемым к ним процессуальным законом, основания для несогласия у суда кассационной инстанции отсутствуют.

      Судами правильно истолкованы и применены к спорным отношениям нормы материального права, подлежащие применению.

Принимая во внимание отсутствие в кассационных жалобах указания на обстоятельства, которые бы могли в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 2 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-2071/2024 [88-3194/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Вязов Вадим Александрович
Ответчики
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Другие
Гуринова-Храпатая Надежда Николаевна
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
16.05.2024Судебное заседание
16.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее