ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-19279/2021
8г-15811/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 09 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Борс Х.З.,
судей Каминской Е.Е., Дурневой С.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника инспекции по жилищному надзору Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года, по гражданскому делу №2-2099/2020 по иску инспекции по жилищному надзору Республики Крым к Лихачевой ФИО9, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Форосский берег», Начешникова ФИО10 о признании решений общего собрания собственников помещений многоквартирного дома недействительными,
Заслушав доклад судьи Борс Х.З. судебная коллегия
установила:
инспекция по жилищному надзору Республики Крым обратилась в суд с указанным иском к Лихачевой М.И., в котором просит признать решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> <адрес>, оформленных протоколом № № от 26 марта 2019 года, недействительными с момента их принятия, не порождающими правовых последствий и отменить их, ссылаясь на допущенные при проведении по инициативе ответчика 26.03.2019 общего собрания нарушения положений жилищного законодательства и утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 января 2019 №№. Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направлений подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственный жилищный надзор, что было выявлено в ходе проведенной истцом проверки.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года исковые требования инспекции по жилищному надзору Республики Крым оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция по жилищному надзору Республики Крым ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, не соответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, ссылаясь на ошибочность вывода суда первой инстанции о пропуске истцом предусмотренного законом срока исковой давности.
В судебное заседание в суд кассационной инстанции стороны не явились.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым (далее по тексту - Инспекция) оспаривается законность решений, принятых на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, оформленных протоколом № № от 26 марта 2019 года.
При проведении предварительного судебного заседания ответчиком Лихачевой М.И. и ее представителем по доверенности Чирковым В.В. было заявлено о пропуске истцом шестимесячного срока обращения в суд с исковым заявлением, установленного частью 6 статьи 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации, восстановить который Инспекция не просила.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, Инспекция обратилась в суд с настоящим иском 09.06.2020 – за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока исковой давности, указывая на выявленные в ходе проверки и зафиксированные в акте от 17.05.2019 нарушения требований жилищного законодательства и Приказа №№. при проведении 26.03.2019 общего собрании собственников помещений многоквартирного дома <адрес>.
Признавая доводы о пропуске срока исковой давности состоятельными, суды исходили из того, что шестимесячный срок исковой давности для обращения Инспекции в суд с настоящим иском о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 26.03.2019, в том числе о выборе управляющей организации, подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором с 19 апреля по 17 мая 2019 года проверки указанных нарушений.
При этом суд учел, что ранее Инспекция обращалась с аналогичным иском в суд 23.01.2020 также за пределами предусмотренного законом шестимесячного срока исковой давности, которое было возвращено определением Ялтинского городского суда Республики Крым от 30.04.2020 на основании положений п. 7 ч. 1 ст. 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам.
На основании ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 2015 года N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по смыслу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и ч. ч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2013 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) Жилищным кодексом Российской Федерации срок для обращения органами государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, и о признании договора управления данным домом недействительным не определен, в связи с чем, в соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (аналогия закона) необходимо применять положения части 6 статьи 46 данного Кодекса.
Согласно части 6 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
В соответствии с пунктом 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно разъяснений п. 111 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иные сроки не установлены специальными законами.
Из анализа приведенных положений следует, что шестимесячный срок исковой давности для обращения органов государственного жилищного надзора в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, подлежит исчислению с момента выявления в ходе проведенной государственным жилищным надзором проверки указанных нарушений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениями п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
В силу пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом, не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
С учетом того, что судом был установлен пропуск срока исковой давности, то оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства применительно к установленным по делу обстоятельствам, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что в силу ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда при кассационном производстве, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Право оценки доказательств и отражение ее результатов в судебном решении являются проявлением дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти (ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и принадлежит суду первой и апелляционной инстанций.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу ч. 4 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам определила:
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 17 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 февраля 2021 года оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника инспекции по жилищному надзору Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий Х.З. Борс
Судьи С.Н. Дурнева
Е.Е. Каминская