№ 2а-804/2020
57RS0027-01-2020-001279-66
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 ноября 2020 года город Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Золотухина А.П.,
при секретаре Щуровой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Селезневой Галине Владимировне о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
установил:
Прокурор Северного района г. Орла обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Селезневой Г.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на имя Селезневой Г.В. было выдано водительское удостоверение №. Согласно информации, полученной из БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер», Селезнева Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время состоит на диспансерном учете с диагнозом «<данные изъяты>». До настоящего времени отсутствуют сведения о подтвержденной ремиссии у ответчика. Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения. Сам факт нахождения Селезневой Г.В. на учете у врача-нарколога до настоящего времени и отсутствие данных медицинского учреждения о наличии оснований для снятия ее с учета свидетельствуют об имеющемся у нее медицинском психиатрическом противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Селезнева Г.В. в нарушение требований действующего законодательства обладает правом на управление транспортными средствами, которые являются источником повышенной опасности, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, участников дорожного движения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам РФ. По указанным основаниям, административный истец просит прекратить действие права на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением серии и номер № выданным ДД.ММ.ГГГГ года МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области Селезневой Галине Владимировне и обязать ее в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сдать водительское удостоверение в МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области.
В судебном заседании административный истец старший помощник прокурора Северного района г. Орла Бахарева Т.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Административный ответчик Селезнева Г.В. надлежаще извещенная в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила, возражений по существу требований не представила.
Представитель заинтересованного лица БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» по доверенности Ракитина О.И. считает заявленные требования обоснованными, поскольку Селезнева Г.В. был поставлен на учет в ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени отсутствуют сведения о наличии у нее подтвержденной ремиссии.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Орловской области по доверенности Шалаева Л.А. не явилась, представила письменный отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в ее отсутствие, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 28.12.2013) медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя: обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами).
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 6 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 23.1 названного закона медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Статья 26 данного Закона устанавливает условия, при которых предоставляется получение права на управление транспортными средствами.
Право на управление транспортными средствами согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) подтверждается водительским удостоверением.
Российское национальное водительское удостоверение выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение срока действия водительского удостоверения; выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 года N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В соответствии с указанным перечнем, алкоголизм является противопоказанием к вождению всех авто- и мототранспортных средств. Граждане с таким диагнозом допускаются к управлению транспортными средствами лишь при стойкой ремиссии.
Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 N 1604 "О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством", предусмотрено, что психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), являются медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством.
На основании Приказа Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" (Зарегистрированного в Минюсте России 22.03.2016 N 41495) осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от 1 до 2 лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше 2 лет - не реже одного раза в три месяца ( п. 7 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1034н).
Решение об изменении сроков диспансерного наблюдения принимается врачебной комиссией медицинской организации.
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости", в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (п.11,12 Приложения № 2)
Из изложенного следует, что при решении вопросов, касающихся прекращения права управления транспортными средствами у лиц, имеющих водительское удостоверение и страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, а также находящихся под диспансерным наблюдением с диагнозом "употребление с вредными последствиями", необходимо выяснять наличие у данных лиц состояния стойкой ремиссии.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчику Селезневой Г.В. было выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами.
С ДД.ММ.ГГГГ Селезнева Г.В. состоит на диспансерном учете в БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты>», что подтверждается сведениями, предоставленными БУЗ Орловской области «Орловский наркологический диспансер» по состоянию на 10.11.2020.
Таким образом, установив, что после выдачи Селезневой Г.В. водительского удостоверения на право управления транспортными средствами ей был поставлен диагноз «<данные изъяты>», то есть фактически административный ответчик страдает алкоголизмом, что является противопоказанием к вождению транспортными средствами, сведений о стойкой ремиссии не имеется, суд приходит к выводу о том, что управление Селезневой Г.В. транспортными средствами, являющимися источником повышенной опасности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, а также имущественный ущерб.
На основании изложенного, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, ст.61.1 БК РФ с Селезневой Г.В. в доход Муниципального образования «Город Орел» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах неопределенного круга лиц к Селезневой Галине Владимировне о прекращении действия права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами в соответствии с водительским удостоверением серии и номер №, выданным ДД.ММ.ГГГГ года МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области Селезневой Галине Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Обязать Селезневу Галину Владимировну сдать водительское удостоверение серии и номер №, выданное ДД.ММ.ГГГГ в МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Селезневой Галины Владимировны в доход бюджета муниципального образования «Город Орел» через ИФНС России по г. Орлу государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19 ноября 2020 года.
Судья А.П. Золотухин