Решение по делу № 12-399/2021 от 12.07.2021

Судья Шпилева В.Г.      дело № 12-399/2021 (дело № 5-3235/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Попов В.В., при секретаре судебного заседания Тырышкиной Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 13 июля 2021 года в городе Сыктывкаре Республики Коми дело по жалобе Умерзакова Р.В.о на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Умерзакова Р.В.о

установил:

постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 года Умерзаков Р.В.о признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Для обеспечения исполнения постановления, до административного выдворения за пределы Российской Федерации Умерзакова Р.В.о постановлено содержать в Центре временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Ухта, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>

Не согласившись с указанным постановлением, Умерзаков Р.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене принятого судьей городского суда постановления как незаконного и необоснованного, полагая, что применение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в рассматриваемом случае было невозможным.

Лицо, в отношении которого ведется протокол об административном правонарушении, Умерзаков Р.В.о. в судебном заседании посредством системы видеоконференцсвязи доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении, извещённое надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняло.

В соответствии со статьёй 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагаю возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке лиц, в отсутствие должностного лица административного органа, явку которого не нахожу обязательной.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лицо, в отношении которого ведется протокол об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Порядок въезда на территорию Российской Федерации и правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Согласно статье 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

В соответствии с пунктом 2.1 части 1 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение десяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судьей городского суда, 23 июня 2021 года в 17 часов 00 минут в отдел по вопросам миграции УМВД России по городу Сыктывкару, расположенный по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Пушкина, дом 36, доставлен гражданин Республики Азербайджан Умерзаков Р.В.о., который в период апреля 2018 года, находясь на территории Республики Азербайджан, изменив установочные данные с Мамедов Р.В.о на Умерзаков Р.В.о с целью пересечения границы Российской Федерации, зная, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2018 года № 467-рн принято решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации Мамедова Р.В.о., а решением МВД по Республике Коми от 02 марта 2018 года в отношении Мамедова Р.В.о. вынесено решение о его депортации с исполнением решения 12 апреля 2018 года и фактическим выдворением за пределы Российской Федерации через КПП Верхний Ларс (Авто), въехал в Российскую Федерацию 14 ноября 2018 года, нарушив правила въезда на территорию Российской Федерации путем пересечения государственной границы Российской Федерации через КПП «Верхний Ларс» на автомобиле.

Вина Умерзакова Р.В.о. в совершении указанного административного правонарушения подтверждена совокупностью исследованных по делу доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, который вину в совершенном правонарушении и обстоятельства правонарушения признал, материалами миграционного органа о незаконном въезде гражданина Республики Азербайджана Умерзакова Р.В.о. на территорию Российской Федерации и иными письменными материалами дела, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Доказательства по делу собраны в соответствии с законом, согласуются между собой и подтверждают вину привлекаемого лица в совершении вменяемого правонарушения при отсутствии оснований для освобождения его от административной ответственности. Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, судьей городского суда действия Умерзакова Р.В.о. правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Умерзакова Р.В.о. к административной ответственности, вопреки доводам жалобы, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении Умерзакову Р.В.о. административного наказания в виде административного штрафа судьей городского суда требования статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и иные приведенные выше нормативные положения.

Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вместе с тем, прихожу к выводу об исключении назначенного Умерзакову Р.В.о. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения, которое не могло быть ему назначено в период после 15 июня 2021 года в соответствии с требованиями подпункта «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2021 года N 364.

В соответствии с частью 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Исходя из положений подпункта «а» статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», до 30 сентября 2021 года включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании), не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации.

Подпунктом «б» статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2020 года N 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию до 15 марта 2020 г. и не имеющие по состоянию на 16 июня 2021 г. законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, вправе до 30 сентября 2021 г. включительно обратиться в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании их правового положения либо выехать за пределы Российской Федерации.

Приведенное административное правонарушение, хотя и предусмотрено главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или без гражданства на территории Российской Федерации», однако, относится к административным правонарушениям в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, а не к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации.

Таким образом, в отношении Умерзакова Р.В.о., допустившего нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, не связанного с нарушением законодательства о защите государственной границы Российской Федерации, в период, указанный в названном Указе Президента Российской Федерации, не могло быть принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, как в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, так и в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.

С учетом изложенного, постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 года подлежит изменению, путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

решил:

постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Умерзакова Р.В.о, изменить, исключив назначенное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Умерзакова Р.В.о из Центра временного содержания иностранных граждан ОМВД России по г. Ухте (<Адрес обезличен>), освободить.

В остальной части постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 24 июня 2021 года оставить без изменения, жалобу Умерзакова Р.В.о – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья -                                В.В. Попов

Копия верна, судья              В.В. Попов

12-399/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Умерзаков Рашад Вагиф оглы
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Попов В.В.
Статьи

18.8

Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
12.07.2021Материалы переданы в производство судье
13.07.2021Судебное заседание
15.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее