Дело №2-959/2024
УИД: 23RS0047-01-2023-007852-70
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 29 января 2024г.
Советский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего - судьи Ганчевой В.В.
при ведении протокола помощником судьи Костиковой А.С.
с участием:
истца Носковой Л. М.,
представителя Хахалевой Г. В., на основании доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ, Алексеева Н. И., Ивлева О. С., Алексаняна Р. Г., Диденко А. В., А.нко А. С., Ткаченко Т. И. на основании доверенности <адрес>1 от ДД.ММ.ГГГГ– Носковой Л. М.,
представителя ответчика Удовиченко В. М. – Барухова Б. Б., действующего на основании доверенности <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителей администрации муниципального образования г.Краснодар – Аветовой С. Г., Балаева А. И.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика, Карслидиса А. Р. –Ермаковой Н. Л., действующей на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Носковой Л. М., Алексеева Н. И., Ивлева О. С., Алексаняна Р. Г., Диденко А. В., А.нко А. С., Ткаченко Т. И., Хахалевой Г. В. к администрации муниципального образования г.Краснодар, Удовиченко В. М. о признании соглашения о перераспределении земельного участка, постановления об утверждении схемы земельного участка недействительными, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке,
установил:
Носкова Л.М., Алексеев Н.И., Ивлева О.С., Алексанян Р.Г., Диденко А.В., А.нко А.С., Ткаченко Т.И., Хахалевой Г.В. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования <адрес>, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г.Краснодар, Удовиченко В.М., в которых просят:
- признать недействительным постановление муниципального образования город Краснодар №1671 от 26.04.2021, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>;
- признать недействительным соглашение о перераспределении земельных участков, заключенное между администрацией муниципального образования г. Краснодара и Удовиченко В.М., в отношении земельного участка площадью 724 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве последствий недействительности соглашения о перераспределении земельных участков, заключенного между администрацией муниципального образования г. Краснодара и Удовиченко В.М., исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке площадью 724 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> «земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства»;
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке площадью 600 кв.м, с кадастровым номером №, расположенном по адресу <адрес> «земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства».
В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>. Истцам стало известно, что часть земельного участка, находящегося в общем пользовании, путем перераспределения закреплена за собственником участка с кадастровым номером № Удовиченко В. М., что нарушает права в пользовании землей общего пользования, снижая уровень безопасности и закрывая аварийный выезд. В состав земельного участка с кадастровым номером № после перераспределения вошел проезд, используемый истцами и другими собственниками соседних земельных участков для доступа на свои земельные участки. Указанный проезд (скотопрогон) используются истцами в неизменном виде с момента выделения. Проезд содержится в надлежащем состоянии за счет средств жителей соседних домовладений. После регистрации права собственности на вышеназванный земельный участок, Удовиченко В.М. стал препятствовать доступу на принадлежащие истцу и другим собственникам земельные участки, в связи с чем, они обратились с настоящими требованиями в суд.
Истец Носкова Л.М., действующая в своих интересах и в качестве представителя по доверенности истцов Алексеев Н.И., Ивлева О.С., Алексанян Р.Г., Диденко А.В., А.нко А.С., Ткаченко Т.И., Хахалевой Г.В., в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, просила иск удовлетворить в полном объеме. Пояснила, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий Удовиченко В.М., находится за участками № и №, принадлежащие другим собственникам и не выходит на фасадную часть, отрезок земли от дороги по <адрес> до участка № (Удовиченко В.М.) составляет 24 м, который смыкается с участками № и № принадлежащими Ивлеву О.С. и Алексееву Н.И. и является частью скотопрогона. Поскольку испрашиваемый земельный участок путем перераспределения предоставлен в собственность ответчика Удовиченко В.М., администрация МО <адрес> нарушила права истцов и конституционное законодательство о равенстве, поскольку вывод о признании земли общего пользования (скотопрогон) землей, не разграниченной собственности, является ошибочным, а земли общего пользования (скотопрогон) является одним из видов проезда и не могут быть предоставлены в собственность.
Представители ответчика администрации МО г. Краснодар по доверенности Аветова С.Г. и Балаев А.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили суд в иске отказать.
Ответчик Удовиченко В.М. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма №, обеспечена явка представителя.
Представитель ответчика Удовиченко В.М. по доверенности Барухов Б.Б. против доводов иска возражал, просил в удовлетворения требований отказать. Поддержал пояснения, изложенные в письменных возражениях. Пояснил, что земельный участок с кадастровым номером № образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего его доверителю, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 124 кв.м., в связи с чем, довод истцов о том, что испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования несостоятелен.
Третье лицо Карлидис А.Р. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма №, обеспечена явка представителя.
Представитель третьего лица Карслидиса А.Р. по доверенности Ермакова Н.Л. против заявленных требований возражала, просила в удовлетворении иска отказать.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Носкова Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> а также земельного участка с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>
Ивлев О.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером № и №, расположенного по адресу: <адрес>
Алексеев Н.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером кад.№, расположенного по адресу: <адрес>.
Алексанян Р.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
А.нко А.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Хахалева Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Диденко А.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Ткаченко Т.И. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование предъявления требований, истцы указывают, что в процессе прохождения процедуры присвоения адресов земельным участкам им стало известно, что часть земельного участка, находящегося в общем пользовании, закреплена за ответчиком Удовиченко В.М.
Установлено, что постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № 1671 от 26.04.2021утверждена на землях населенных пунктов зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара (Ж.1.2) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 724 кв. м по адресу: <адрес>, образуемого путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером: № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного в охранной зоне аэропорта и аэродрома гражданской авиации, на приаэродромной территории аэродрома Краснодар-Центральный, в охранной зоне инженерных коммуникаций, согласно координатам: №
Из материалов дела следует, что путем перераспределения земельный участок с кадастровым номером № площадью 600 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в собственности Удовиченко В.М., что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена площадью 124 кв.м, расположенных вблизи указанного земельного участка, в результате которого из земель населённых пунктов образовался земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства» с кадастровым номером № площадью 724 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером № и земель государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 26.04.2021 № 1671 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования город Краснодар и Удовиченко В.М. заключено соглашение, в соответствии с которым площадь земельного участка с кадастровым номером № увеличилась на 124 кв.м. и Удовиченко В.М. возникло право собственности на земельный участок площадью 724 кв.м.
Размер платы за увеличение площади указанного земельного участка составила 35 334 руб. 79 коп. (п. 2 Соглашения).
Оценивая доводы истцов о незаконности заключения соглашения о перераспределении земельного участка и предоставлении органом местного самоуправления земельного участка Удовиченко В.М. как части земель, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку данный участок относится к землям общего пользования, является одним из видов проезда, суд исходит из следующего.
Как следует из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 № 19 п. 6, рассматриваемый земельный участок (№) и земли неразграниченной государственной собственности, предполагаемые к перераспределению, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границами города Краснодара (Ж. 1.2). В соответствии с генеральным планом развития муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1, рассматриваемый земельный участок и земли неразграниченной государственной собственности, предполагаемые к перераспределению, расположены в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар сведения о документации по планировке территории, утверждённой в порядке, предусмотренном статьёй 46 Градостроительного кодекса РФ, в отношении рассматриваемой территории, отсутствуют. Также, по сведениям ГИСОГД наличие нормативных актов, утверждающих красную линию в отношении земель неразграниченной государственной собственности, предполагаемых к перераспределению, отсутствует. С учётом изложенного установлено, что земли неразграниченной государственной собственности, за счет которых планируется увеличить площадь земельного участка с кадастровым номером № по <адрес> путём перераспределения, не имеют признаков территории общего пользования.
Приказом департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 01.03.2021 № 1397-А земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>
Из информации департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, изложенной в письме от 17.11.2022 № 27963/26, следует, что согласно Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования город Краснодара, утверждёнными решением городской Думы Краснодара от 30.01.207 № 19 п. 6, в редакции решения городской Думы Краснодара от 22.07.2021 № 17 п. 19, земельный участок с кадастровым номером № расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Как следует из письма департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 13.11.2023 № 18330/29, Удовиченко В.М. обратился с заявлением в департамент об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель неразграниченной государственной собственности. Департаментом архитектуры проведены работы по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территорий, в соответствии с утвержденным административным регламентом. В ходе проведения работ издано постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.04.2021 № 1671 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>
Также из данного письма следует, что земли, за счет которых увеличилась площадь земельного участка с кадастровым номером № не имели признаков территории общего пользования.
В последующем земельный участок площадью 724 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером №
Градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства на земельный участок с кадастровым номером № департаментом архитектуры не выдавались.
В соответствии с топографической съемкой картографо-геодезического фонда муниципального образования город Краснодар на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют охранные зоны инженерных коммуникаций.
Частью 1 статьи 72 Конституции РФ установлено, что вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункты «в» и «к»).
В соответствии с п.1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, определены ст. 39.38 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки /п. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ/.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка /п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ/.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в соответствии с п. 8 которой, уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 названной статьи.
Судом учтены доводы истцов о том, что предоставленная часть земельного участка является проездом (скотопрогон), вместе с тем признаны несостоятельным. Так, из письма администрации Карасунского внутригородского округа г. Краснодара от 02.08.2016 № 43-1678 следует, что рассмотрено обращение по вопросу предоставления плана-схемы прогона скота в <адрес>. Установлено, что земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами за границей города Краснодара (Ж.1.2). В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, в указанной зоне допускается возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря, топлива и т.п., за исключением хозяйственных построек для содержания мелкого скота, птицы и хранения кормов.
При разрешении спора по существу, судом приняты во внимание разъяснения, изложенные в п. 20 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2019), из которых следует, что при решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.38. Земельного кодекса РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Согласно акту осмотра земельного участка № 4700 от 11.08.2023, составленного управлением муниципального контроля администрации муниципального контроля город Краснодар, земельный участок с кадастровым номером № имеет площадь 724 кв.м., вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства».
В материалы дела также предоставлены сведения ГИСОГД по состоянию на 07.11.2023, согласно которым, как на момент перераспределения, так и по настоящее время испрашиваемый земельный участок находится в зоне Ж.1 – Зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Оценив в совокупности обстоятельства по делу, позицию сторон, учитывая, что установлено отсутствие у органа местного самоуправления законных оснований для отказа в перераспределении испрашиваемого земельного участка, что из системного толкования вышеприведенных норм является одним из обязательных условий установления, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований и отказе в их удовлетворении в полном объеме.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статьи 195, 196 ГПК РФ).
Суд на основании ст. 67 ГПК РФ оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Носковой Л. М., Алексеева Н. И., Ивлева О. С., Алексаняна Р. Г., Диденко А. В., А.нко А. С., Ткаченко Т. И., Хахалевой Г. В. к администрации муниципального образования г.Краснодар, Удовиченко В. М. о признании соглашения о перераспределении земельного участка, постановления об утверждении схемы земельного участка недействительными, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке - отказать.
После вступления данного решения суда в законную силу, отменить обеспечительные меры, наложенные определением Советского районного суда г.Краснодара от 29 августа 2023года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 01.02.2024.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара В.В. Ганчева