2-6065/15
15 июля 2015 года г. Сыктывкар
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Смирнова А.Г., при секретаре Манаенковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябинина Р.И. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Рябинин Р.И. обратился в суд с иском к Минфину России, Управлению Судебного департамента в Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб. за каждый рабочий день нахождения в конвойных помещениях Сыктывкарского городского суда, указав, что в период с ** ** ** года по ** ** ** года ему не были обеспечены надлежащие условия для приема пищи, доставка обедов не соответствовала санитарным нормам.
Рябинин Р.И. участия в судебном заседании не принял, содержится в местах лишения свободы; извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации с иском не согласен, заявил о применении последствий пропуска срока исковой давности.
Управление Судебного департамента в Республике Коми явку своего представителя не обеспечило, в письменных возражениях заявило о пропуске срока исковой давности.
Представитель МВД России по Республике Коми с иском не согласен.
Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми с иском не согласен.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 4, 15, 28 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Администрация мест содержания под стражей по указанию следователя, лица, производящего дознание, или суда (судьи) обеспечивает прием подозреваемых и обвиняемых в места содержания под стражей и передачу их конвою для отправки к месту назначения.
В соответствии с пунктом 161 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года № 189, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком. Они должны быть одеты по сезону, иметь опрятный внешний вид.
Норма индивидуального рациона питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений при их этапировании, нахождении в судах, утверждена Приложением № 6 Приказа Минюста России от 2 августа 2005 года № 125; при этом отмечено, что для гидротации концентратов первых и вторых обеденных блюд, входящих в состав данной нормы (сухой паек), приготовления чая довольствующиеся при приеме пищи обеспечиваются горячей водой.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона "О полиции" на полицию возлагаются, в частности, следующие обязанности: содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
По делу установлено, что подсудимый Рябинин Р.И. в период с ** ** ** года по ** ** ** года перевозился (конвоировался) из СИЗО-1 в Сыктывкарский городской суд для участия в судебных заседаниях сотрудниками отдела организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МВД по Республике Коми на специальных служебных автомобилях, на которые имеются одобрения типа транспортного средства, подтверждающие их соответствие техническим регламентам и требованиям Правил стандартизации ПР 78.01.0024-2010 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Хлеб, ложки и тарелки транспортируются в таре, предоставляемой СИЗО – пластмассовый ящик с закрытым дном и боками, по бокам сверху – отверстия для рук; еда перевозится в бачках, которые закручиваются герметично.
Выделенного места для перевозки продуктов питания в специальных автомобилях не предусмотрено, однако изложенный порядок перевозки исключает попадание грязи, пыли и болезнетворных микроорганизмов.
Здание Сыктывкарского городского суда ** ** ** года постройки, имеет камеры для лиц, содержащихся под стражей, помещения для конвоя и санитарный узел; камеры оснащены скамьей согласно временным нормам, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховного Суде РФ от 1 октября 2012 года № 185, что обеспечивает возможность приема пищи с соблюдением минимальных санитарных правил.
Таким образом, Рябинин Р.И. при конвоировании в Сыктывкарский городской суд обеспечивался горячим питанием (при его отсутствии – сухим пайком), условия перевозки и приема которого соответствовали нормативным требованиям.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В рассматриваемом случае факт бесчеловечного обращения либо обращения, унижающего человеческое достоинство при обеспечении питанием Рябинина Р.И. не нашел своего подтверждения; данных о наличии лишений и страданий, превышающих неизбежный их уровень при перевозке спецконтингента, не представлено.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу пункта 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10, в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд, на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда.
В рассматриваемом случае истцом пропущен трехмесячный срок обращения в суд без представления доказательств наличия уважительных причине пропуска срока.
Принимая во внимание вышеизложенное, в удовлетворении предъявленного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
В удовлетворении иска Рябинина Р.И. к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Судебного департамента в Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий