Дело № 2-1652/2024
УИД23RS0020-01-2024-002223-71
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 декабря 2024 года г. Кореновск
Кореновский районный суд Краснодарского края в составе судьи Ермолаевой Е.С.,
с участием помощника судьи Куприяновой А.Н.,
в присутствии истца- помощника прокурора Кореновского района Чуприна А.А., ответчиков -представителя администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по доверенности Петровой Ж.А., Козлова В.А., представителя Росреестра по Краснодарскому краю Стрелковского С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Козлову В.А. о признании недействительной (ничтожной) сделки купли-продажи,
установил:
Прокурор Кореновского района обратился в суд с иском к администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Козлову В.А. о признании недействительной (ничтожной) сделки купли-продажи. Исковые требования мотивировал тем, что 10.11.2023 между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. заключен договор аренды за ,,, земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного в ,,, видом разрешенного использования – ведение огородничества. 29.12.2023 между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. заключен договор № 778 купли-продажи вышеуказанного земельного участка. Требованиями действующего законодательства установлен запрет на предоставление участков публичной собственности для строительства жилых домов без проведения торгов. Действия органов публичной власти по предоставлению в аренду либо собственность земель для строительства без проведения обязательной в силу ст. ст. 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации аукционной процедуры создают преимущества для одного хозяйствующего субъекта и нарушают права иных лиц, лишенных возможности получить доступ к торгам в целях получения прав на земельный участок. Положения Конституции Российской Федерации, Земельного кодексов Российской Федерации и иных федеральных нормативно-правовых актов не допускают предоставление в обход конкурентных процедур публичных земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества», то есть предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур, образованных в жилых зонах с целью последующего изменения их вида разращенного использования для целей строительства и застройки индивидуальными жилыми домами. В нарушение норм федерального законодательства, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, совершенная между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А., фактически направлена на передачу прав на муниципальную землю, пригодную для жилищного строительства без конкурентных (конкурсных) процедур. Произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности. Поскольку земельный участок с кадастровым номером ,,, предоставлен в собственность Козлову В.А. для определенных целей без проведения аукциона, изменение существующего вида его разрешенного использования на вид «для индивидуального жилищного строительства» без соблюдения особенностей, предусмотренных законом, недопустимо. Таким образом, неправомерными действиями администрации Кореновского городского поселения по факту незаконной передачи в собственность земельного участка с кадастровым номером ,,, орган местного самоуправления потворствовал действиям Козлова В.А. по обходу установленных законом конкурентных процедур и достижению противоправных целей, поскольку законодателем запрещено предоставление земель для целей строительства без проведения торгов (ст. 39.6 ЗК РФ). Договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ,,, обладает признаками недействительной (ничтожной) сделки с момента ее совершения. Учитывая, что оспариваемой сделкой нарушены права неопределенного круга лиц на получение доступа к торгам в целях получения прав на земельный участок, а также причинен ущерб муниципальному образованию в виде недополучения доходов от реализации указанного участка в размере его полной кадастровой стоимости, истец обратился в суд с настоящим иском и просил суд признать недействительной (ничтожной) сделкой, заключенный между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А., договор купли-продажи за № 778 от 29.12.2023 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ,,,, расположенного в ,,,, район ,,, Применить последствия недействительности данной сделки путем погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Козлова В.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: ,,,, район ,,, «Б», а также возложения на него обязанности возвратить указанный земельный участок администрации Кореновского городского поселения по акту приема-передачи. В случае удовлетворения заявленных исковых требований указать, что решение по данному делу является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ,,, для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Козлова В.А. в отношении земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: ,,,, район ,,, «Б».
В судебном заседании помощник прокурора Кореновского района Чуприна А.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении иска. Суду пояснил, что формирование спорных земельных участков совершено с нарушением требований закона. Участок Козлова В.А. и другие участки выбыли из муниципальной собственности без проведения торгов, посредством которых претендовать на получение спорных земельных участков мог неопределенный круг лиц, а муниципалитет мог получить большую прибыль. Кроме того, приобретенный Козловым В.А. земельный участок в настоящее время имеет иной вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, поскольку сразу после оформления договора купли-продажи Козлов В.А. обратился в администрацию за изменением вида разрешенного использования. Таким образом, прослеживается взаимосвязь действий на получение земельных участков без проведения торгов и изменения вида разрешенного использования для обхода установленной законом процедуры для получения участка такого вида разрешенного использования. В связи с чем имеются все основания для признания сделки органа местного самоуправления и Козловым В.А. недействительной. Действиями администрации Кореновского городского поселения нарушены права неопределенного круга лиц, которые могли быть принять участие в торгах с целью получения данных земельных участков для ИЖС, поскольку они находятся в зоне жилой застройки. Неоднократно поступали обращения граждан с заявлением в органы местного самоуправления о формировании этих земельных участков, предоставлении их в аренду, но им было отказано по различным основаниям. Закон не запрещает перевод из одного вида разрешенного использования в другой, но в данном случае прослеживается взаимосвязь в действиях ответчиков по предоставлению земельных участков без проведения торгов в обход закона, в результате таких противоправных действий причинен ущерб муниципальному образованию в виде недополучения доходов от реализации указанных участков в размере полной кадастровой стоимости. Участки находятся в зоне жилой застройки, вид разрешенного использования - ведение огородничества, несмотря на то, что в зоне ИЖС невозможно вести огородничество. На очереди на льготное получение земельных участков стоит 478 многодетных семей, а также участники СВО, несмотря на земельные участки таким образом уходят в частную собственность одних лиц. Прокуратурой Кореновского района внесен протест в Совет Кореновского городского поселения об исключении земельных участков с видом разрешенного использования - огородничество из зон жилой застройки и иных зон. Земельный участок был продан Козлову В.А. по его кадастровой стоимости, что значительно ниже, если бы данные земельный участок был продан с торгов. Таким образом, местный бюджет недополучил большие суммы. Кроме того, данный земельный участок не мог быть сформирован в зоне жилой застройки.
В судебном заседании представитель администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по доверенности Петрова Ж.А. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований ввиду их необоснованности. Суду пояснила, что 25 октября 2024 года в администрацию Кореновского городского поселения Кореновского района поступило заявление Козлова В.А. о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ,,, в аренду без проведения торгов на срок 3 года. 10 ноября 2023 года между администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района и Козловым В.А. заключен договор аренды ,,, земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного в ,,,, район ,,, «Б», разрешенное использование - ведение огородничества, общей площадью 913+/-10,58 кв.м.. Основания для отказа в предоставления земельного участка в аренду Козлову В.А. на момент принятия решения по заявлению отсутствовало, в связи с чем между администрацией и Козловым В.А. был заключен договор аренды спорного земельного участка. 29.12.2023 между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. заключен договор купли-продажи №778 земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного в ,,,, ,,, Полагает, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 г. № 692 «Об особенностях регулирования земельных отношений в РФ в 2022, 2023 годах» имелись законные основания для предоставления Козлову В.А. вышеуказанного земельного участка в собственность без проведения торгов по кадастровой стоимости земельного участка. Основания для отказа в предоставления земельного участка в собственность Козлову В.А. на момент принятия решения по заявлениям отсутствовали, а также отсутствовали сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушений законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка. На момент предоставления Козлову В.А. земельного участка в аренду и собственность земельный участок находился в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы( Ж-1Б), где в соответствии с решением Совета Кореновского городского поселения Кореновского района № 336 от 28 сентября 2022 года «О внесении изменений в решение Совета Кореновского городского поселения Кореновского района от 25 декабря 2013 года № 396 «Об утверждении правил землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района» утвержден вид разрешенного использования земельного участка «ведение огородничества» - основной вид разрешенного использования. Протест прокурора Кореновского района на Правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района не поступал. Кроме того, согласно нормам действующего законодательства земельные участки для ведения огородничества могут находиться в границах населенных пунктов и не имеется прямых запретов относительно включения земельных участков с видом разрешенного использования- ведение огородничества в жилых территориальных зонах. Доводы истца о том, что орган местного самоуправления потворствовал действиям Козлова В.А. по обходу установленных законом конкурентных процедур, поскольку законодательством запрещено предоставление земель для целей строительства без торгов, является надуманными, так как администрацией Кореновского городского поселения на основании поступившего заявления Козлова В.А. предоставлен в собственность земельный участок для целей – ведение огородничества в соответствии с требованиями законодательства.
В судебном заседании ответчик Козлов В.А. заявленные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, сославшись на их необоснованность. Суду пояснил, что правовых оснований для удовлетворения иска – не имеется. Спорный земельный участок был предоставлен ему для ведения огородничества, этот участок не может быть сформирован для ИЖС, поскольку находится в зоне затопления. А он изменил вид разрешенного использования земельного участка под ИЖС для того, чтобы построить на нем капитальное строение, поскольку занимается разведением пчел и необходимо помещение для хранения инвентаря. Данный участок он использует по назначению, он вспахан, на участке стоит теплица. В на территории городского поселения он также имеет в собственности земельный участок и жилой дом, в котором проживает его семья.
В судебном заседании представитель Росреестра по доверенности Стрелковский С.А. полагал, что имеются правовые основания для удовлетворения иска.
В судебное заседание представители Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что 10.11.2023 между администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района и Козловым В.А. заключен договор аренды ,,, земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: ,,, с видом разрешенного использования – ведение огородничества.
29.12.2022 года соглашением между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. расторгнут договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности на территории Кореновского района за №1211010888 от 10.11.2023.
29.12.2023 между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. заключен договор № 778 купли-продажи указанного земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: ,,,, район ,,, с видом разрешенного использования – ведение огородничества по цене 45001 руб.77 коп. (кадастровая стоимость 618484,46 руб.)
24.01.2024 Козлов В.А. зарегистрировал право собственности на земельный участок с кадастровым номером ,,,, площадью 913+/-10,58 кв.м.
После продажи вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «ведение огородничества» на: «для индивидуального жилищного строительства».
Решением Совета Кореновского городского поселения Кореновского района за №295 от 27.04.2022 года «О внесении изменений в решение Совета Кореновского городского поселения от 25 декабря 2013 года за №396 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района» внесены изменения в Правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района. Зона индивидуальной жилой застройки Ж-1Б выделена для обеспечения правовых, социальных, культурных, бытовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов усадебного типа с возможностью ведения развитого личного подсобного хозяйства, а также с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
Внесенными изменениями в Правила в зону Ж-1Б «Зона застройки индивидуальными жилыми домами с содержанием домашнего скота и птицы» ( 2.1) включен вид разрешенного использования земельных участков как «ведение огородничества» (13.1). Данный вид землепользования предусматривает осуществление отдыха и выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, предоставление только физическим лицам с запретом на передачу своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка третьим лицам.
Правила землепользования и застройки Кореновского городского поселения Кореновского района с изменениями от 25.10.2023 года отменены на момент принятия решения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Данные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Во исполнение указанных требований приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с Классификатором вид разрешенного использования «жилая застройка (2.0)» предусматривает размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. К жилой застройке относятся здания (помещения в них), предназначенные для проживания человека, за исключением зданий (помещений), используемых, в том числе с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (гостиницы, дома отдыха).
Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 2.1-2.3, 2.5-2.7.1.
Вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» в соответствии с Классификатором имеет код (2.1) и относится к «жилой застройке» (2.0)
В соответствии с Классификатором вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства (2.1)» не предусматривает возможность размещения в границах жилых зон вида землепользования как «ведение огородничества (код 13.1)».
Согласно положениям статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217- ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» огородный земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.
В силу ч.ч. 9, 10 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ зоны, предназначенные для ведения огородничества, могут включаться в зоны сельскохозяйственного использования в границах населенных пунктов. При этом частью 3 статьи 35 ГК РФ допускается включение в состав жилых зон только территорий, предназначенных для ведения садоводства.
Включение в градостроительные регламенты жилых зон основного и условно разрешенного видов использования - «ведение огородничества (код 13.1)» не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В силу ч. 1 ст. 36 Гр.К РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно нарушать требования федерального законодательства.
Согласно п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
В соответствии с требованиями закона формирование земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества» возможно исключительно в территориальных зонах сельскохозяйственного использования, утвержденных документами градостроительного зонирования, в жилых зонах формирование подобных участков недопустимо.
Согласно п.5, 6 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены только для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения.
Таким образом, в территориальных зонах застройки жилыми домами нормы права не предусматривают такой вид разрешенного использования как ведение «огородничества».
В соответствии с требованиями подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан отказать в предоставлении гражданину в аренду либо в собственность земельного участка, испрашиваемого для целей, не предусмотренных действующей документацией территориального планирования и градостроительного зонирования.
В силу ст.ст. 39.3, 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства жилых домов предоставляются в аренду и собственность исключительно на торгах.
Указанными требованиями закона установлен запрет на предоставление участков публичной собственности для строительства жилых домов без проведения торгов.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов.
Согласно п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством. Так, законом определен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
При установленных фактических обстоятельствах, передача в аренду, последующая продажа земельного участка с кадастровым номером 23:12:0601044:1083, отнесенного градостроительным регламентом к зоне размещения жилой застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения развитого личного подсобного хозяйства и содержанием декоративной птицы направлена на обход установленных законом процедур для предоставления земельных участков с торгов.
Таким образом, изложенные положения Конституции Российской Федерации, Земельного кодексов Российской Федерации и иных федеральных нормативно-правовых актов не допускают предоставление в обход конкурентных процедур публичных земельных участков с видом разрешенного использования «ведение огородничества», то есть предназначенных для выращивания сельскохозяйственных культур, образованных в жилых зонах с целью последующего изменения их вида разращенного использования для целей строительства и застройки индивидуальными жилыми домами.
В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, в целях ограничения конкуренции, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
С учетом изложенного, в нарушение вышеперечисленных норм федерального законодательства, ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки совершенные между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. фактически направлены на передачу прав на муниципальную землю, пригодную для жилищного строительства, без конкурентных (конкурсных) процедур.
Одновременно суд находит, что реализацией земельного участка с кадастровым номером ,,, в обход конкурентной процедуры ( торгов) причинен ущерб муниципальному образованию в виде недополучения доходов в бюджет муниципального образования от реализации указанного участка в размере значительно ниже его полной кадастровой стоимости, что также свидетельствует о злоупотреблении правом.
Судом установлено, что арендуемому земельному участку в предпродажный период, то есть на 29.12.2023 года, значительно изменена кадастровая стоимость в сторону уменьшения: земельный участок с кадастровым номером ,,, с кадастровой стоимостью до продажи 618484,46 руб. продан по цене 45001 руб.77 коп.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, Кассационном определении Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 №88а-18851/2023 (дело № 2а-225/2023), Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 18.02.2020 № 18-КА19-63.
Таким образом, судом установлено, что формирование, передача в аренду, а затем в собственность Козлову В.А. земельного участка с кадастровым номером ,,, нарушает требование действующего законодательства. В связи с чем договор купли-продажи, заключенный между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. за № 778 от 29.12.2023, обладает признаками недействительной (ничтожной) сделки с момента его совершения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Пунктом 1 статьи 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно пункту 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Из разъяснений указанных в пунктах 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Поскольку в указанной зоне жилой застройки не предусмотрено размещение земельных участков с видом размеренного использования - «огородничество», то указанная сделка купли- продажи, заключенная между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым В.А. за № 778 от 29.12.2023 земельного участка с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: Краснодарский ,,, является ничтожной сделкой с момента ее совершения.
Согласно территориальному расположению земельный участок с кадастровым номером ,,, находится на берегу реки Левый Бейсужек в г.Кореновске.
Доводы представителя администрации Кореновского сельского поселения о том, что Правила землепользования и застройки администрации Кореновского городского поселения не опротестованы прокурором Кореновского района и прошли антикоррупционную экспертизу, не состоятельны, поскольку вид разрешенного использования как «введение огородничества» в зоне жилой застройки противоречит требованиям Федерального закона.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае недействительности договора, по которому полученное одной из сторон выражалось во временном возмездном пользовании индивидуально-определенной вещью, эта сторона возмещает стоимость такого пользования другой стороне, если оно не было оплачено ранее (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, оценивая основании ст.67 ГПК РФ в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимную их связь, находит, что заявленные исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил :
Исковое заявление прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кореновского городского поселения Кореновского района, Козлову В.А. о признании недействительными (ничтожными) сделок купли-продажи– удовлетворить.
Признать недействительной (ничтожной) сделкой, заключенный между администрацией Кореновского городского поселения и Козловым Виталием Анатольевичем, 18.07.1975 года рождения, паспорт 0319 №556964,,+ договор купли-продажи №778 от 29.12.2023 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ,,,, расположенного по адресу: ,,,, район ,,, «Б».
Применить последствия недействительности сделок путем погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Козлова В.А. в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером ,,, расположенного по адресу: ,,,
Стороны по сделке вернуть в первоначальное положение: обязать Козлова В.А. возвратить земельный участок с кадастровым номером ,,, администрации Кореновского городского поселения по акту приема-передачи, обязать администрацию Кореновского городского поселения вернуть Козлову В.А. денежные средства от продажи земельного участка с кадастровым номером ,,,.
Решение по данному делу является основанием Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии то Краснодарскому краю для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности Козлова В.А. на земельный участок с кадастровым номером ---
Взыскать с Козлова В.А. госпошлину в доход государства в размере 17369 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кореновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2024 года
Судья Кореновского районного суда Е.С. Ермолаева