№ 2-1497/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 ноября 2020 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Раенгулова А.Б.,
при секретаре судебного заседания Гасымовой В.А.к.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Илюшева А.М. к Департаменту здравоохранения ЯНАО о возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате, взыскании единовременной компенсации при трудоустройстве,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения ЯНАО о возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате, взыскании единовременной компенсации при трудоустройстве, в обоснование требований указав, что ему положена компенсационная выплата как фельдшеру мобильной медицинской бригады ГБУЗ Тазовская ЦРБ, прибывшему в населённый пункт в размере 500 000 рублей. Ответчиком было отказано в виду того, что в приказ была включена только одна должность в ГБУЗ Тазовская ЦРБ – фельдшер скорой медицинской помощи, на которую был принят другой сотрудник, также указано, что утвержден примерный перечень должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, согласно которому его должность не включена в данным примерный перечень. Полагает, что со стороны истца все условия для получения указанной выплаты соблюдены, перечень должностей медицинских работников, которым осуществляются единовременные компенсационные выплаты, не является исчерпывающим. Неподача заявки со стороны ГБУЗ Тазовская ЦРБ о включении в программный реестр должностей должности истца не должно лишать его права в получении указанной компенсационной выплаты, так как целью программы является привлечение молодых специалистов в государственные медицинские организации автономного округа.
В судебном заседании истец и её представитель Шарипова настаивали на заявленных требованиях. Также суду пояснили, что по характеру осуществляемой работы Илюшевым, и его должностным обязанностям, его должность сопоставима с должностью фельдшера здравпункта, которая включена в перечень должностей медицинских работников, которым осуществляются единовременные компенсационные выплаты. Должность истца создана с учётом специфики региона Крайнего Севера и не могла быть предусмотрена и учтена примерным перечнем, утверждённым приказом Минздрава РФ от 21.02.2020 № 115н. Более того данный перечень должностей медицинских работников, которым осуществляются единовременные компенсационные выплаты, не является исчерпывающим, что следует из его названия и подлежит расширительному толкованию. Следовательно, буквальное толкование ответчиком данного нормативного акта, ущемляет права истца на выплату.
Представитель ответчика в судебном заседании выступила согласно представленному суд письменному возражению, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица поддержал исковые требования, указал на то, что специфика осуществляемой истцом деятельности по его должностным обязанностям соотносится с фельдшером здравпункта, поэтому он подлежит финансовой поддержке как молодой специалист, в рамках действующей федеральной программы.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Илюшеву на основании решения Государственной экзаменационной комиссии от 18.06.2019 присвоена квалификация «фельдшер» по специальности «лечебное дело», о чем выдан соответствующий диплом о высшем медицинском образовании ФГБОУ «Самарский государственный университет путей сообщения»
Этим же образовательным учреждением Илюшеву 15.07.2019 выдан диплом о повышении квалификации по программе «Скорая и неотложная помощь».
Илюшеву выдан 15.07.2019 сертификат, он допущен к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Скорая и неотложная помощь».
Между ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ» и Илюшевым 25.07.2019 заключен трудовой договор №, согласно которому истец принят на работу в должности фельдшера мобильной медицинской бригады в учреждение здравоохранения, расположенное в сельской местности.
В 2020 году Илюшев обратился в департамент здравоохранения ЯНАО с заявлением о предоставлении единовременной выплаты.
15.05.2020 департамент здравоохранения ЯНАО, рассмотрев обращение Илюшева принял решение об отказе в заключении договора, о чем направил в адрес заявителя соответствующую информацию.
Из представленного в суд письма департамента здравоохранения ЯНАО от 15.05.2020 следует, что причиной отказа стало то, что должность «фельдшер мобильной медицинской бригады» не включена в 2019 году в приказ Департамента здравоохранения ЯНАО от 19.06.2019 № 552-о «Об утверждении перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения ЯНАО и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты».
В ходе судебного производства представитель ответчика подтвердила указанную выше позицию в своих возражениях на иск, также указала на то, что замещаемая истцом должность отсутствует в перечне должностей, утверждённых приказом Минздрава России от 21.02.2020 № 115н., следовательно, Ильшев в том числе не может претендовать на компенсационную выплату.
Илюшев, полагая отказ в заключении договора о предоставлении единовременной выплаты при наличии всех условий для ее получения незаконным, обратился за защитой нарушенного права в суд с требованием о возложении обязанности по заключению договора о предоставлении единовременной выплаты.
В качестве социальной гарантии медицинским работникам выступают компенсации за работу в сельской местности, предусмотренные Госпрограммой «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640.
В приложении 8 Госпрограммы приведены Правила, которыми установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу: в сельские населенные пункты; рабочие поселки; поселки городского типа; города с населением до 50 тыс. человек.
Согласно указанной программе (подпункт «а» пункта 3), критериями отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии являются в том числе, наличие утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения (далее - уполномоченный орган) перечня вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), разработанного на основании примерного перечня должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год (программного реестра должностей), утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации; наличие заявки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на участие в мероприятии, содержащей сведения о планируемой численности участников мероприятия (врачей, фельдшеров).
Условиями предоставления субсидии являются в том числе, утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, в размере: 2 млн. рублей для врачей и 1 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Арктической зоне Российской Федерации; 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа (за исключением указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта), либо города с населением до 50 тыс. человек.
Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, утверждён Постановлением Правительства ЯНАО от 20.03.2019 г. № 264-П.
В силу указанного порядка, утвержденного Постановлением Правительства ЯНАО от 20.03.2019 N 264-П, единовременная компенсационная выплата (далее - выплата) предоставляется медицинским работникам, заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, с выполнением трудовой функции на должности, включённой в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, подведомственных департаменту здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа, и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, утверждённый департаментом здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа.
Согласно п.1.2. Порядка, программный реестр должностей формируется департаментом на очередной финансовый год до 01 августа текущего на основании заявок медицинских организаций, которые должны содержать следующие сведения: наименование медицинской организации; наименование структурного подразделения; наименование населенного пункта, где расположено структурное подразделение; наименование вакантной должности; количество необходимых специалистов по вакантным должностям. Заявки медицинских организаций направляются в департамент в электронном виде (на адрес электронной почты департамента) и на бумажном носителе с сопроводительным письмом, подписанным руководителем медицинской организации, не позднее 25 июля текущего года. Программный реестр должностей формируется и утверждается приказом департамента до 10 февраля очередного финансового года.
Исходя из анализа вышеприведённых норм, следует вывод о том, что медицинский работник вправе претендовать на компенсационную выплату при наличии заявки медицинской организации, в которой трудоустроен работник, направленной в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и на основании которой формируется программный реестр должностей с целью последующего предоставления выплаты.
Между тем по делу не было установлено, что ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ» направляло заявку в департамент здравоохранения ЯНАО на компенсационную выплату работку замещающему должность фельдшера мобильной медицинской бригады.
Приказом Департамента здравоохранения ЯНАО от 19.06.2019 № 552-о, на основании поданных заявок медорганизациями подведомственных департаменту здравоохранения ЯНАО, утверждён программный реестр должностей в 2019 году. В соответствии с указанным приказом утвержден перечень должностей медицинских работников, включающий 5 должностей средних медицинских работников, из них одна должность среднего медицинского персонала – фельдшер скорой медицинской помощи ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ».
При этом утверждать, что в данном случае нарушаются права истца на получение указанной компенсационной выплаты, у суда оснований не имеется.
Целью госпрограммы, как правильно указывает истец, является привлечение молодых специалистов в государственные медицинские организации автономного округа. Между тем для этих целей именно прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и работодателя является определение нуждаемости в специалистах в определённой области и с этой целью данные лица утверждают перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
При этом доводы сторон относительно расширительного толкования положений приказа Минздрава РФ от 21.02.2020 № 115н. утвердившего примерный перечень должностей медицинских работников, которым осуществляются единовременные компенсационные выплаты, правого значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Следовательно компенсационная выплата возможна только при утверждении региональным органом власти перечня должностей и медперсонала, в которых остро нуждается субъект РФ. Иное толкование законодательства в спорных отношениях утратило бы смысл цели и задачи госпрограммы.
По своим должностным обязанностям фельдшер скорой медицинской помощи и фельдшер мобильной медицинской бригады не идентичны, отличаются по функционалу и обязанностям работника. Согласно пояснениям ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ», должность фельдшер мобильной медицинской бригады схожа по функциям и должностным обязанностям с должностью фельдшера здравпункта, однако данная должность также не значится в перечне Приказа Департамента здравоохранения ЯНАО от 19.06.2019 № 552-о и не заявлена ГБУЗ ЯНАО «Тазовская ЦРБ».
В указанных обстоятельствах требования иска удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Илюшева А.М. к Департаменту здравоохранения ЯНАО о возложении обязанности заключить договор о единовременной компенсационной выплате, взыскании единовременной компенсации при трудоустройстве, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Судья А.Б. Раенгулов