Дело №а-617/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Увельский Челябинской области 04 августа 2021 года
Увельский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Симоновой М.В.,
при секретаре Наскольном Д.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Карачева А.А. к сотрудникам полиции Родченкову М.В., Ремизову П.М., МО МВД России «Южноуральский», ГУ МВД Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании действий должностных лиц, повлекших незаконное задержание,
УСТАНОВИЛ:
Карачев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к помощнику оперативного дежурного ОП «Увельский» МО МВД России «Южноуральский» Родченкову М.В., ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Южноуральский» Ремизову П.М., МО МВД России «Южноуральский», ГУ МВД Российской Федерации по Челябинской области об оспаривании действий должностных лиц, повлекших незаконное задержание.
В обоснование заявления указал, что 23 мая 2021 года согласно рапорта ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Южноуральский» Ремизова П.М., было сообщено начальнику ОП « Увельский» МО МВД России «Южноуральский» о том, что 22 мая 2021 года в 18 часов 00 минут на автодороге Увельский-М.Шумаково произошло ДТП, без пострадавших виновник которого скрылся с места ДТП. 23 мая 2021 года виновник ДТП был найден, на него был составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, кроме того в рапорте содержалась просьба поместить Карачева А.А. в СПЗ ОП «Увельский» до рассмотрения материала мировым судьей. 23 мая 2021 года в 20 часов 40 минут помощником оперативного дежурного Родченковым М.В. был составлен протокол № 129 об административном задержании Карачева А.А., который был доставлен в 20 часов 30 минут 23 мая 2021 года в ОП «Увельский» МО МВД России «Южноуральский». Считает, что задержание Карачева А.А. является незаконным и необоснованным, поскольку в протоколе задержания в качестве основания задержания Карачева А.А. указана ссылка на ст.12.27 КоАП РФ, при этом Карачеву А.А. его права и обязанности не разъяснялись, подпись Карачева А.А. о том, что ему разъяснены права и обязанности в протоколе отсутствует. В связи с тем, что задержанному не были разъяснены его права и обязанности, это лишило его возможности понимать по каким именно основаниям и мотивам сотрудниками полиции было принято решение о его задержании. Данное обстоятельство не позволило Карачеву А.А. в полной мере изложить свои доводы и возражения по поводу задержания, считает, что сотрудниками полиции было незаконно и существенно ограничено право Карачева А.А. на защиту. Кроме того, ссылка инспектора ДПС Ремизова П.М. в рапорте о виновнике ДТП, который скрылся с места ДТП, сделаны незаконно и необосновано, поскольку вопрос о виновности разрешается судом, и на дату составления рапорта с просьбой поместить Карачева А.А. в СПЗ, судом не был разрешен. Также в рапорте отсутствуют сведения об основаниях и мотивах задержания, на момент оформления протокола задержания Карачева А.А. у сотрудников полиции не было оснований подтверждающих, что задержание Карачева А.А. вызвано для обеспечения рассмотрения дела об административном правонарушении, либо исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Карачев А.А. скрываться с места ДТП был не намерен, о том, что его разыскивают сотрудники полиции он не знал, поскольку в период с времени ДТП и до его задержания находился на одном и том же месте на расстоянии визуальной видимости от места ДТП. О том, что в отдел полиции было сообщено о ДТП не знал, поскольку второй участник ДТП скрылся, и Карачев А.А. предпринимая меры, не смог её найти. Таким образом, основания, для задержания Карачева А.А. на момент его задержания отсутствовали. Также, при оформлении протокола задержания и рапорта, послужившего основанием для задержания Карачева А.А., сотрудниками полиции были допущены нарушения закона, а именно отсутствуют указания на реальные и наличествующие мотивы задержания, не учтены данные о личности задерживаемого лица, в связи с чем задержание Карачева А.А. является незаконным и необоснованным. Просит признать незаконными действия сотрудников полиции по задержанию Карачева А.А.
В судебном заседании административный истец Карачев А.А. поддержал административные исковые требования, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца Тухватулина Н.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по доводам изложенным в административном исковом заявлении, просила признать незаконными действия сотрудников полиции по задержанию Карачева А.А. пояснила, что основания для задержания административного истца Карачева А.А. отсутствовали, действиями сотрудников полиции было незаконно и существенно ограничено право Карачева А.А. на защиту.
Административный ответчик Родченков М.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что задержание Карачева А.А. было обоснованным, при составлении протокола задержания Карачеву А.А. были разъяснены его права, протокол задержания Карачевым А.А. был прочитан лично, замечаний к протоколу задержания Карачев А.А. не высказывал, основания задержания Карачеву А.А. также разъяснялись, понятые присутствовали при его досмотре. Рассмотреть дело об административном правонарушении в этот день мировым судьей не представилось возможным, так как было вечернее время.
Административный ответчик Ремизов П.М. в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен, в суд направил заявление в котором просил дело рассмотреть без его участия, административные исковые требования не признал.
Представитель административного ответчика МО МВД России «Южноуральский», ГУ МВД России по Челябинской области Соловьев В.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснил, что задержание Карачева А.А. было законным и обоснованным, произведено в целях обеспечения своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, сотрудники полиции в данном случае действовали в рамках своих полномочий. Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении. Задержание Карачева А.А. было произведено в точном соответствии с законом, было обоснованным, мотивированным, в связи с чем сотрудниками полиции МО МВД России «Южноуральский» не допущено каких-либо нарушений действующего законодательства, а также нарушений прав административного истца.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.1 ст.62 Кодекса административного судопроизводства РФ - лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно п.п.1,2 ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ административный истец обязан доказать нарушение его прав, свобод и законных интересов действиями (бездействием) административного ответчика, соблюдение им сроков обращения в суд.
Согласно п.п. 3,4 ч.9 и ч.10 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ административный ответчик обязан доказать законность и обоснованность оспариваемого решения, действия ( бездействия).
В силу статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные настоящим Кодексом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Из смысла части 1 статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что возможность применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания связана, в частности, с необходимостью обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.
Под административным задержанием понимается - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (статья 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Доставление и задержание относятся к мерам направленным на обеспечение производства по делу об административном правонарушении, следовательно, проверка законности этих действий не затрагивает вопросов наличия или отсутствия состава административного правонарушения, соблюдения процедуры привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию,- не позднее 48 часов с момента его задержания.
Кроме того, согласно ч.3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении предусмотренных ч.2 ст.12.27 КоАП КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку предусматривает наказание в виде административного ареста.
Отсутствие лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущем невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 23 мая 2021 года, Карачев А.А. управляя транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный №, 22 мая 2021 года в 14 часов 30 минут на 7 км автодороги Увельский- М.Шумаково оставил в нарушении Правил дорожного движения место дорожно-транспортного правонарушения, участником которого он являлся.
Согласно материалам дела 23 мая 2021 года в ходе работы по факту ДТП произошедшего 22 мая 2021 года, ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Южноуральский» Ремизовым П.М., ФИО1. был найден водитель Карачев А.А., в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП и в 20 часов 30 минут Карачев А.А. был доставлен в отдел полиции ОП « Увельский» МО МВД России « Южноуральский». 23 мая 2021 года помощником дежурного ОП «Увельский» МО МВД России «Южноуральский» Родченковым М.В. в 20 часов 40 минут был составлен протокол задержания Карачева А.А. № 129 и Карачев А.А. был помещен в СПЗ ОП «Увельский». Основанием для задержания являлись обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, возможного исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
При составлении протокола задержания № 129 от 23 мая 2021 года Карачеву А.А. были разъяснены права и обязанности, указаны основания задержания, в присутствии понятых осуществлен личный досмотр Карачева А.А. Протокол задержания подписан Карачевым А.А. и понятыми без замечаний.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.27 КоАП РФ послужили действия самого административного истца Карачева А.А., санкция ч.2 ст.12.27 КоАП РФ предусматривает наказание в том числе и административный арест сроком до 15 суток.
Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области от 24 мая 2021 года Карачев А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год.
Решением Увельского рационного суда Челябинской области от 01 июля 2021 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Увельского района Челябинской области от 24 мая 2021 года оставлено без изменений.
Административное задержание может быть обусловлено такими обстоятельствами, как необходимость совершения в отношении лица предусмотренных КоАП РФ процессуальных действий, требующих личного участия, необходимых для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах применение к Карачеву А.А. меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания не противоречило положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с выше изложенным, суд приходит к выводу, что нахождение Карачева А.А. в период с 20 часов 30 минут 23 мая 2021 года до 12 часов 30 минут 24 мая 2021 года в ОП « Увельский» МО МВД России « Южноуральский» был обусловлено необходимостью совершения процессуальных действий, объем которых соответствует времени нахождения лица в отделе полиции и полномочиям должностных лиц, определенных в статьях 1,2,12-13,18-21 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ « О полиции», статье 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания действий должностных лиц незаконными не имеется.
Руководствуясь ст.ст.227,175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░», ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░