Судья: Борисова Е.А. Гр.д. № 33-9559/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Улановой Е.С.,
судей – Черкуновой Л.В., Шилова А.Е.,
при секретаре – Латыповой Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Горбунова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 31 мая 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Горбунова С.В. отказать».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Горбунов С.В. обратился в суд с иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о восстановлении в очереди на получение жилья.
В обоснование заявленных требований указал, что в ДД.ММ.ГГГГ. как военнослужащий был обеспечен служебной квартирой по адресу: <адрес> где с семьей проживает до настоящего времени.
В ДД.ММ.ГГГГ был уволен с военной службы по достижению предельного возраста, исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения, поставлен на учет для получения жилья в г. Самаре.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ истец снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (решение жилищной проблемы).
Ссылаясь на незаконность распоряжения, Горбунов С.В. просил суд восстановить его в очереди на получение жилья в Департаменте управления имуществом городского округа Самара, взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара компенсацию морального вреда в сумме 2 090 000 рублей из расчета по 110 000 рублей за 19 лет непредставления жилья, материальный ущерб в сумме 1 344 000 рублей, составляющие затраты на транспортные расходы из расчета 7 000 рублей в месяц на проезд к месту работы.
Определением Ленинского районного суда г. Самара от 31.05.2017г. производство по делу в части требований о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда прекращено.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Горбунов С.В. просит решение суда отменить, как незаконное, указывает на нарушение своих прав, поскольку по избранному месту жительства он жилым помещением обеспечен не был.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Судом установлено, что подполковник Горбунов С.В. проходил военную службу по контракту в должности начальника отделения <данные изъяты> в войсковой части №
ДД.ММ.ГГГГ Горбунов С.В. обратился в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г.о. Самара с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с увольнением с военной службы и избранием постоянным местом жительства после увольнения с военной службы г. Самару.
Постановлением главы города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № истец принят на учет для получения жилого помещения в г. Самаре и поставлен для этого в льготную очередь составом семьи из четырех человек.
Приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Горбунов С.В. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе (ст. 48 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе») с правом ношения военной формы одежды. С ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. Общая продолжительность лет на дату увольнения составила 25 лет 10 месяцев в календарном исчислении.
На момент увольнения и постановки на учет нуждающихся, Горбунов С.В. совместно с женой и детьми проживал в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 73,54 кв.м., предоставленном КЭЧ <данные изъяты> ПриВО на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ В нем истец с семьей продолжает проживать до настоящего времени.
Установлено также и подтверждается материалами учетного дела, что Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении из специализированного жилищного фонда и передаче в собственность городского поселения <данные изъяты> объектов недвижимого имущества» жилое помещение по адресу: <адрес> передано из федеральной собственности в собственность городского поселения <данные изъяты>
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № по решению Комиссии по жилищным вопросам Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и пунктом 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 № 1054, истец снят с учета в качестве нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма (решение жилищной проблемы).
Отказывая Горбунову С.В. в удовлетворении требований о восстановлении в очереди на получении жилья, суд первой инстанции исходил из того, что занимаемое истцом жилое помещение соответствует норме предоставления жилого помещения, что свидетельствует о том, что семья обеспечена жилым помещением.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции соглашается.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и при увольнении в запас или отставку имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 и пункта 2.1. ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений и улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Согласно подп. "г" п. 26 Правил, военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
Как следует из материалов дела на момент приема истца, проживающего по адресу: <адрес>, на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, <данные изъяты> был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р, что давало истцу право на получение жилого помещения.
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ.
В дальнейшем приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ занимаемое истцом жилое помещение по адресу: <данные изъяты> передано в собственность городского поселения <данные изъяты>, следовательно, истец с членами семьи обеспечен жилой площадью на условиях договора социального найма, нуждающимся не является.
Системное толкование положений закона, действовавших на момент приема истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе норм Жилищного кодекса РСФСР, позволяет прийти к выводу о том, что основанием предоставления жилых помещений являлась нуждаемость в их получении.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, само по себе избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы не служило самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Одним из таких оснований по смыслу п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Таким образом, снятие Горбунова С.В. с очереди на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета на основании подп. "г" п. 26 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054, в связи с решением жилищной проблемы соответствуют ФЗ "О статусе военнослужащих" и Жилищному кодексу РФ.
При таких данных судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда, полагая, что его выводы основаны на законе и соответствуют материалам дела.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения и которые в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ являются основанием для отмены решения суда в любом случае, не установлено.
Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые не являлись предметом исследования суда или опровергали бы его выводы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 31 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горбунова С.В. – без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: