Дело № 7-150/2024 судья Грачева С.О.
Р Е Ш Е Н И Е
01 ноября 2024 года г. Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. на постановление судьи Заволжского районного суда г. Твери от 17 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С.,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Заволжского районного суда города Твери от 17 июня 2024 года и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцов С.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (т. 5 л.д. 99-107).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, Министр природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцов С.С. просит постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено незаконно, поскольку решением Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2024 года представление в части пунктов 1, 2, 6 было признано незаконным. При этом необходимо учитывать положения части 8 статьи 201 АПК РФ (л.д. 145-147)
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в связи с чем судья областного суда на основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника Золотову Е.А., поддержавшую жалобу, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Привлечение к административной ответственности по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ предполагается за формальное невыполнение предписания уполномоченного органа и не связано с существом ранее допущенного нарушения.
Из материалов дела следует, что Управлением Федерального казначейства по Тверской области в период с 24 мая по 09 июня 2023 года отношении Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области проведена внеплановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий федерального проекта «Чистая страна» за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года, по результатам которой составлен акт проверки от 09 июня 2023 года. В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства.
Так, в нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, Распоряжения Правительства Тверской области от 12 декабря 2021 года № 1267-рп «Об авансовом платеже по государственному контракту» в результате заключения дополнительного соглашения от 29 декабря 2021 года б/н к государственному контракту от 07 августа 2021 г. № 104, заключенному с акционерным обществом «Группа компаний «ЕКС», с указанием авансового платежа, превышающем установленный распоряжением Правительства Тверской области от 12 декабря 2021 года 267-рп размер авансирования, в 2021 году по платежному поручению от 29 декабря 2021 года № 1036 произведена оплата аванса в большем размере на 3 539 рублей 92 копейки, в том числе средств субсидии из федерального бюджета - 2973 рубля 53 копейки.
Кроме того, установлено, что в нарушение абзаца 1 пункта 3 статьи 132 Бюджетного кодекса РФ, пунктов 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, пункта 4.3.2 Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на реализацию предусмотренных государственными программами субъекта Российской Федерации мероприятий, направленных на ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019 (далее - Соглашение от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019), в 2022 году не обеспечен возврат средств субсидии в федеральный бюджет за нарушение обязательств, предусмотренных Соглашением № 051-09-2020-019, в связи с недостижением значения показателя результата использования субсидии.
Также, в нарушение абзаца 1 пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 стати 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, по состоянию на 01 января 2022 года представлен в Минприроды России и принят недостоверный Отчет о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения по графам 15, 16, 17, 18 раздела 1 «Информация о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения», графам 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 раздела 2.1 «Аналитическая информация о достижении значений результатов использования Субсидии и об объеме обязательств субъекта Российской Федерации, принятых в целях их достижения», по причине отражения объема бюджетных и денежных обязательств в размере 312 773700 рублей и размера субсидии - 262 729 900 рублей, тогда как следовало отразить объем бюджетных и денежных обязательств в размере 306 211 346 рублей, средства субсидии из федерального бюджета - 257 217 507 рублей 15 копеек, а также графы 19, 20 «Неиспользованный объем финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации» раздела 1 «Информация о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения» отражены с нулевым значением, тогда как следовало отразить в сумме 6 562253 рубля 99 копеек, в том числе в размере софинансирования из федерального бюджета 5 512292 рубля 85 копеек.
В нарушение абзаца 1 пункта 3 статьи 132, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «з» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных становление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года 999, пункта 4.3.5. Соглашения от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019 допущено несвоевременное представление в Министерство природных ресурсов и экологии РФ отчета о достижении назначений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения по состоянию на 01 января 2022 года на 1 рабочий день позднее установленного срока, по состоянию на 01 января 2023 года на 28 рабочих дней позднее установленного срока.
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, пункта 4.3.6. дополнительного соглашения от 23 декабря 2020 года № 051-09-2020-019/2 к Соглашению от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019, допущено непредставление в Министерство природных ресурсов и экологии РФ ежемесячных, ежеквартальных отчетов о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения в 2021 году, за период с 01 января по 30 августа 2022 года.
В нарушение абзаца 1 пункта 3 статьи 132, подпунктов 3, 7 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта «б (1)» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 999, пункта 4.3.3 Соглашения от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019 в 2021 году допущено не достижение значений результатов использования субсидии на мероприятие по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде: плановое значение с даты, заключения соглашения - 2 штуки; фактически достигнутые значения с даты, заключения соглашения - 0 штук; отклонение от планового значения в абсолютной величине - 2 штуки, в процентах - 100 %. Сумма возврата средств в федеральный бюджет составляет 25 044833 рублей 09 копеек.
По результатам контрольного мероприятия Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области выдано представление от 17 июля 2023 года, в котором отражены нарушения бюджетного законодательства, а также указано на выполнение следующих мероприятий.
По нарушениям, указанным в пунктах 1-5 представления, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушений в срок до 29 сентября 2023 года.
Кроме того, по нарушению, указанному в пункте 6 представления, в установленном законном порядке осуществить возврат средств в федеральный бюджет в размере 25 044 833 рубля 09 копеек путем их перечисления в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, принять меры по устранению причин и условий совершения нарушения в срок до 29 сентября 2023 года.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, необходимо представить в Управление Федерального казначейства по Тверской области не позднее 02 октября 2023 года.
Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в адрес Управление Федерального казначейства по Тверской области направлено письмо от 27 сентября 2023 года № 10013-02 о продлении срока исполнения по пунктам 1, 2, 6 представления.
Управление Федерального казначейства по Тверской области письмом от 29 сентября 2023 года № 36-23-10/3157 отказано в продлении срока исполнения представления по пунктам 1, 2, 6 в связи с направлением обращения о продлении срока исполнения представления за рамками установленного срока.
Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в адрес Управления Федерального казначейства по Тверской области направлено письмо от 28 сентября 2023 года № 10021-02 исполнению пунктов 3,4,5 представления:
- по пункту 3 представления в целях принятия мер по устранению причин и условий совершения нарушений Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области 29 августа 2023 года в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» сформирован уточняющий отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижения, по состоянию на 01 января 2022 года. Сотрудникам Министерства указано на необходимость соблюдения законодательства и подзаконных нормативных актов;
- по пункту 4 представления с целью дальнейшего недопущения несвоевременного предоставления отчетов, а также отображения недостоверной информации при формировании в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчетов о реализации на территории региона федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Экология», сотрудники Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Тверской области уведомлены о неукоснительном соблюдении требований законодательства и подзаконных нормативных актов;
- по пункту 5 представления нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, пункта 4.3.6, дополнительного соглашения от 23 декабря 2020 года к соглашению от 24 августа 2020 года № 051-09-2020-019 в связи с непредставлением в Министерства природных ресурсов и экологии РФ ежемесячных, ежеквартальных отчетов о достижении значение результатов использования субсидии и обязательств, принятых в целях их достижения в 2021 году, за период с 01 января 2022 года по 30 августа 2022 года произошло не по вине Министерства. В подсистеме «Электронный бюджет» при выборе элемента периодичности предоставления отчета был выбор только «годовая». Указанная ошибка вызвана тем, что при формировании в подсистеме «Электронный бюджет» со стороны Министерства природных ресурсов и экологии РФ была выбрана периодичность предоставления указанного отчета «годовая».
Министерство также сообщило, что законность пунктов 1, 2, 6 представления жалуется в Арбитражном суде Тверской области (дело № А66-13530/2023). Обеспечительные меры отсутствуют.
Таким образом, представление Управления Федерального казначейства по Тверской области Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области в установленный срок не исполнено.
По факту выявленных нарушений 31 августа 2022 года начальником контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Тверской области Харитоновой Г.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С.
Суд первой инстанции, давая оценку представленным материалам, пришел к выводу о наличии в действиях и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.
Не согласиться с указанным выводом судьи районного суда оснований не имеется.
Факт совершения и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ, подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: представлением № 36-23-10/2303 от 17 июля 2023 года (т. 1 л.д. 8-11); приказом Управления Федерального казначейства по Тверской области от 29 марта 2023 года № 27 (т. 2 л.д. 17-18); актом выездной внеплановой проверки Министерства природных ресурсов и экологии от 09 июня 2023 года (т. 2 л.д. 26-88); письменными возражениями Министерства природных ресурсов и экологии на акт проверки от 22 июня 2023 года (т. 2 л.д. 107-113); предписанием Управления Федерального казначейства по Тверской области № 36-23-10/3293 от 11 октября 2023 года (т. 2 л.д. 159-160); распоряжением от 15 августа 2022 года о назначении Кольцова С.С. на государственную должность Тверской области - на должность заместителя Министра природных ресурсов и экологии Тверской области (т. 5 л.д. 2); распоряжением от 01 июля 2023 года о возложении исполнения обязанностей Министра природных ресурсов и экологии Тверской области на Кольцова С.С. (т. 5 л.д. 3); должностной регламентом Министра природных ресурсов и экологии Тверской области (т. 5 л.д. 5-20); протоколом об административном правонарушении от 11 марта 2024 года № (т. 1 л.д. 57-65), а также иными материалами дела, которым судьей районного суда дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Доводы жалобы о незаконности и неисполнимости представления от 17 июля 2024 года № 36-23-10/2303 несостоятельны.
Исходя из диспозиции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ, является законность представления, выданного органом государственного надзора, то есть оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость представления является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности представления, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 19.5 КоАП РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании представления УФК по Тверской области от 17 июля 2024 года по делу незаконным в части пунктов 1, 2, 6.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 мая 2024 года по делу № А66-13530/2023 представление УФК по Тверской области признано незаконным в части требований 1, 2, 6.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2024 года решение Арбитражного суда Тверской области от 31 мая 2024 года по делу № А66-13530/2023 отменено, в удовлетворении требований о признании незаконными представления отказано.
Таким образом, предписание следует считать законным.
Вина и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. заключается в том, что он не выполнил в установленный срок законное требование УФК по Тверской области.
Вопреки доводам жалобы, при решении вопроса о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцовым С.С. всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, должностным лицом не представлено.
Доводы жалобы относительно применения положений части 8 статьи 201 АПК РФ подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании процессуальных норм.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе и имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты по мотивам, изложенным в постановлении судьи районного суда, установленные обстоятельства и выводы о виновности и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают и не ставят под сомнение законность обжалуемого акта.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судьей районного суда обстоятельств и имеющихся доказательств не является правовым основанием к отмене состоявшегося по делу судебного акта.
Порядок и срок давности привлечения и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области в пределах минимального размера санкции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, является разумным и справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного судьей районного суда постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
постановление судьи Заволжского районного суда г. Твери от 17 июня 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении и.о. Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С., оставить без изменения, жалобу Министра природных ресурсов и экологии Тверской области Кольцова С.С. – без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков