УИД: 78RS0011-01-2021-005387-12
Дело № 2-783/22 19 января 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи – Васильевой М.Ю.
при секретаре Пановой О.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Санкт – Петербурга к Рязанов В.А. об обязании обеспечить доступ в жилые помещения для проведения проверки,
Установил:
Государственная жилищная инспекция Санкт – Петербурга обратилась в Куйбышевский районный суд <адрес> – Петербурга с иском к Рязанов В.А. об обязании обеспечить доступ в жилые помещения – <адрес>
в Санкт – Петербурге для проведения проверки обращение ФИО4 в <адрес> Санкт-Петербурга на предмет самовольной перепланировки в указанных квартирах, собственником которых является Рязанов В.А., который на предложения сотрудников ГЖИ Санкт –Петербурга об обеспечении доступа в жилое помещение доступ не предоставил.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, просил иск удовлетворить.
Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом посредством направления судебной повестки по адресу регистрации, которая получена ответчиком лично ДД.ММ.ГГГГ, однако ходатайств об отложении судебного заседания не подавал, о причинах неявки суду не сообщал, а потому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25, в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
В соответствии с пп. "д" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 307 потребитель обязан допускать в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя услуг (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.
В силу п. 11 указанных Правил содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу пп. "б" п. 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 исполнитель имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В свою очередь потребитель в силу пп. "е" п. 34 указанных Правил предоставления коммунальных услуг, обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время;
Из положений статей 25 и 26 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно положениям частей 1, 2, 4 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональный оператор), нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с п. 2.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Санкт –Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт – Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № ГЖИ Санкт –Петербурга осуществляет региональный государственный жилищный надзор, контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда Санкт – Петербурга установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу п. 2 Порядка осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Санкт – Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт –Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № задачами регионального государственного жилищного надзора, в том числе, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами требований, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Пунктом 6 указанного выше Порядка установлено, что государственные жилищные инспекторы при осуществлении регионального государственного жилищного надзора в том числе вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения уполномоченного органа о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников – жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю.
Судом установлено, что ответчик по делу является собственником квартир 22, 24-29 в <адрес> литер А по <адрес> – Петербурге в соответствии с данными выписки из ЕГРН (л.д. 44-66).
На основании распоряжений заместителя начальника ГЖИ – заместителя главного государственного жилищного инспектора Санкт –Петербурга проведены внеплановые выездные проверки (дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) в отношении Рязанов В.А., по результатам которых составлены акты о том, что несмотря на уведомления необходимости обеспечить доступ в жилое помещение в указанное в уведомлении время такой доступ обеспечен не был (л.д.11-13). При этом, направленное в адрес ответчика уведомление в форме телеграммы (неоднократно) собственником жилого помещения получено не было, однако, в данном случае, все риски, связанные с указанными действиями собственников, несет сам собственник в силу требований ч. 1 ст. 165.1 ГК РФ.
Суд принимает во внимание, что для реализации законных полномочий истца необходим доступ в помещение ответчиков. Проверочные мероприятия направлены на выяснение наличия либо отсутствия факта перепланировки в квартире ответчика, поскольку только посредством осмотра квартиры истец может оценить состояние жилого помещения и исполнять возложенные на него функции.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах.
По мнению суда, препятствуя доступу в квартиру сотрудникам Государственной жилищной инспекции Санкт – Петербурга для осуществления функций по контролю за несанкционированным переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений, ответчик злоупотребил своими правами собственника жилого помещения, что недопустимо.
Обоснованных причин отказа в обеспечении доступа Государственной жилищной инспекции Санкт – Петербурга в квартиру ответчиком не приведено, иных возражений на иск также не предоставлено. Доводы ответчика о том, что квартиры фактически занимает ООО «ТЮЗ» не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, согласно данным ЕГРЮЛ организация зарегистрирована в ином нежилом помещении, а в ЕГРН сведений об обременении правами третьих лиц также не содержится.
Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, оценив заявленные требования суд приходит к выводу об удовлетворении требований иска в полном объеме, поскольку они основаны на законе.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, от уплаты которой истец освобожден, в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Санкт - Петербурга удовлетворить.
Обязать Рязанов В.А. обеспечить доступ в жилые помещения квартиры: <адрес> для проведения проверки на предмет наличия самовольной перепланировки.
Взыскать с Рязанов В.А. в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт – Петербургский городской суд в течение одного месяца.
Судья
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.