Решение по делу № 2а-2088/2021 от 14.09.2021

И

Дело № 2а-2088/2021

УИД № 76RS0015-01-2021-002750-98

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 октября 2021 г.

город Ярославль

Ленинский районный суд города Ярославля в составе председательствующего судьи Куклевой Ю.В.,

при секретаре Семикиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Моревой Виктории Игоревне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от уплаты или уменьшении размера исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области, судебному приставу-исполнителю Моревой В.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области об освобождении от уплаты или уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, возбужденного по исполнительному листу, выданному по гражданскому делу №2-483/2020 о возложении на Департамент обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу привести автомобильную дорогу на пересечении проспекта Ленина, улицы Угличская, улицы Городской Вал (площадь Мира) вблизи Ярославского колледжа индустрии питания в соответствие с требованиями ГОСТ. В обоснование требований указано, что Департаментом принимаются необходимые меры для исполнения решения суда. Работы в части нанесения горизонтальной дорожной разметки на пересечении улицы Чкалова, улицы Жукова, устройству ограждения на пересечении улицы Жукова и улица Чкалова в районе дома №21 и дома №23 по улице Жукова будут выполнены в текущем году в рамках выполнения работ по устройству светофорного объекта "пересечение улицы Чкалова и улицы Жукова" в рамках муниципального контракта от 15 июня 2021 г. №30-Е-21. Мероприятия по установке пешеходных ограждений в районе нерегулируемого пешеходного перехода на пересечении улицы Чкалова и улицы Жукова в районе дома №50 по улице Чкалова и в районе дома №20 и дома №20 "а" по улице Жукова будут учтены при формировании плана на последующие периоды с учетом выделенных бюджетных средств.

Представитель административного истца Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.

Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области и Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно, надлежащим образом. Управлением представлен отзыв, согласно которому в удовлетворении административного иска просит отказать, рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Морева В.И. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не уведомила.

Заинтересованное лицо старший помощник прокурора Ленинского района города Ярославля (взыскатель) Ратехина Н.Г. в судебном заседании полагала возможным уменьшить исполнительский сбор до 37 500 рублей. Указала, что оснований для освобождения от уплаты исполнительского сбора не имеется.

Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство №13786/21/76025-ИП, возбужденное 26 апреля 2021 г. в отношении должника Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу на пересечении проспекта Ленина, улица Угличская и улицы Городской Вал (площадь Мира) вблизи Государственного образовательного учреждения Ярославской области «Ярославский колледж индустрии питания» в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 50597-2017.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником 11 мая 2021 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 10 августа 2021 г. с должника Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок. Данное постановление получено должником 16 августа 2021 г.

В силу части 1 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного выше срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона №229-ФЗ в случае неисполнения должником исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Частью 7 статьи 112 Федерального закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 30 июля 2001 г. №13-П, установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 1 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации недопустимо. При этом, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Бремя доказывания наличия обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа, возлагается на должника.

В соответствии с пунктом 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. №50, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По делу установлено, что должник в установленный судебным приставом-исполнителем срок требования исполнительного документа не исполнил, в связи с чем судебный пристав правомерно вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.

Правовых оснований для освобождения должника от исполнительского сбора в соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не имеется, поскольку должником судебному приставу-исполнителю не было представлено доказательств уважительных причин неисполнения решения суда. Данные доказательства не представлены и в суд при рассмотрении настоящего дела.

Сам по себе дефицит бюджета не является уважительной причиной для неисполнения решения суда.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая поведение должника, не уклоняющегося от исполнения решения суда, предпринимаемые им меры, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора.

Исходя из положений статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» размер исполнительского сбора может быть уменьшен не более чем на 1/4, то есть до 37 500 рублей.

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Руководствуясь статьями 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля удовлетворить частично.

Уменьшить должнику Департаменту городского хозяйства мэрии города Ярославля исполнительский сбор по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного Отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Ярославской области Моревой Виктории Игоревны от 10 августа 2021 г., вынесенному в рамках исполнительного производства №13786/21/76025-ИП от 26 апреля 2021 г., до 37 500 рублей.

В остальной части требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.

Судья                                                                                            Ю.В. Куклева

2а-2088/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент городского хозяйства
Ответчики
Межрайонный ОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по ЯО
СПИ Морева В.И. Межрегионального ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по ЯО
УФССП России по Ярославской области
Другие
Прокуратура Ленинского района г.Ярославля
Суд
Ленинский районный суд г. Ярославль
Судья
Куклева Юлия Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.jrs.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация административного искового заявления
14.09.2021Передача материалов судье
17.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее