Дело № 2а-5369/19
УИД 25RS0002-01-2019-006690-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2019 года г. Владивосток, ул. Адмирала Фокина, д.23а
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре Зыряновой Р.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Приморского края к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю МОСП УФССП России по Приморскому краю Будковой Полине Сергеевне об освобождении от взыскания исполнительского сбора, уменьшении исполнительского сбора,
установил:
администрация Приморского края обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать причины неисполнения неисполнительного листа уважительными и согласно ст. 113 Федерального закона «Об исполнительном производстве» освободить от взыскания исполнительского сбора по исполнительным производствам: №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, № ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП или уменьшить размер взыскиваемого исполнительского сбора. В обоснование заявленных требовании указано, что постановления о наложении исполнительского сбора вынесены в рамках указанных исполнительных производств на основании исполнительных листов, выданных Фрунзенским районным судом г.Владивостока по вступившим в законную силу решениям суда, согласно которым администрация Приморского края обязана обеспечить жилыми помещениями взыскателей. Указано, что срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда зависит от размера субвенций из федерального и краевого бюджета, предоставляемых на формирование специализированного жилищного фонда. Исполнение решения суда требует временных затрат, что делает невозможным исполнение его в установленный приставом 5-ти дневной срок, а именно: департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края разрабатывается план-график закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», исходя из предусмотренных ему законом о краевом бюджете на соответствующий год денежных средств, размещается извещение о проведении аукциона на сайте, проводится аукцион, заключается государственный контракт, регистрируется право собственности Приморского края в установленном законом порядке, квартира включается в специализированный жилищный фонд Приморского края (30 дней), направляется уведомление о приобретенной квартире в департамент образования и науки Приморского края для распределения ее ребенку-сироте, который в течение 20-ти дней подготавливает представление, подготавливается проект распоряжения администрации Приморского края о заключении договора найма специализированного жилого помещения и направляется на согласование в орган исполнительной власти Приморского края (50 дней), осуществляется процедура заключения договора найма. Вышесказанное свидетельствует о принятии администрацией Приморского края исчерпывающих мер, связанных с приобретением и предоставлением жилого помещения ребенку-сироте, исходя из финансовой возможности и с учетом необходимости осуществления временных затрат, независящих от воли должника. Полагает, что администрацией Приморского края приняты все меры, направленные на исполнение решения суда в полном объеме. Указывает, что применяя меры административного наказания в виде взыскания исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, где наличие вины, как элемента субъективной стороны состава правонарушения, является обязательным условием для привлечения лица к ответственности. Поскольку неисполнение судебных решений администрацией Приморского края было вызвано перечисленными объективными уважительными обстоятельствами, считает, что в действиях администрации Приморского края отсутствует вина.
В судебное заседание стороны не явились, извещены.
Поскольку оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 152 КАС РФ, не имеется, при этом сторонам в судебных извещениях разъяснена возможность проведения судебного разбирательства данного дела по существу непосредственно после окончания предварительного судебного заседания, в том числе в случае неявки в предварительное судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, и отсутствия их возражений относительно этого (часть 2 статьи 14, статья 96, часть 2 статьи 138, часть 1 статьи 140 КАС РФ), возражений от сторон не поступило, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с. ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве". При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п.3, п.4 Постановления Конституционного суда РФ от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности. Указанная мера направлена, в том числе, на эффективность исполнительного производства и исполнения решения суда.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном статьей 112 Закона N 229-ФЗ.
Как установлено в судебном заседании, на исполнении у судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю находятся исполнительные производства: №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, № ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП в отношении должника – администрации Приморского края на предмет исполнения - обеспечить взыскателей благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, в размере не менее 16 кв.м. и не более 36 кв.м. общей площади жилого помещения, но не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.
В связи с неисполнением судебных решений в установленный срок и не предоставлением судебному приставу-исполнителю доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения судебных актов вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельствах, судебным приставом-исполнителем дата вынесены постановления о взыскании с администрации Приморского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по каждому из указанных исполнительных производств.
Оценив обстоятельства дела, суд полагает, что в действиях администрации Приморского края отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения судебных решений, поскольку нарушение установленных сроков исполнения исполнительных документов вызвано уважительными причинами.
Суд учитывает, что приобретение жилых помещений осуществляется администрацией Приморского края в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что предполагает следование государственного заказчика процедурам, установленным данным Федеральным законом.
Таким образом, сама по себе длительность исполнения требований исполнительных документов обусловлена необходимостью соблюдения установленных законодательством о контрактной системе конкурсных процедур, а в дальнейшем процедур включения квартир в специализированный жилищный фонд Приморского края и непосредственно заключения договора найма специализированного жилого помещения, что предполагает необходимость принятия уполномоченными органами администрации Приморского края соответствующих решений и их реализацию.
Принимая во внимание характер предмета исполнения, отсутствие факта уклонения и меры, предпринимаемые должником для исполнения судебных решений, объективные обстоятельства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительных документов в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок, учитывая, что должником является орган исполнительной власти, исполняющий полномочия за счет средств краевого бюджета, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора.
Оснований для освобождения администрации Приморского края от уплаты исполнительского сбора суд не усматривает с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица (помимо субъектов предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Поскольку администрацией Приморского края не представлено доказательств принятия на момент рассмотрения дела всех мер для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительных документах требований, оснований для освобождения администрации Приморского края от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Руководствуясь ст.175-180, ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Приморского края постановлениями судебного пристава-исполнителя МОСП УФССП России по Приморскому краю Будковой Полины Сергеевны от дата по исполнительным производствам: №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, № ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП, №-ИП до 37 500 рублей по каждому исполнительному производству.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца.
Судья Т.А. Михайлова