Административное дело № 2а-2644/2022
УИД № 62RS0004-01-2022-003012-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Рязань 18 августа 2022 года
Советский районный суд г. Рязани в составе председательствующего судьи Марковой А.С., при помощнике судьи Белове Р.Н.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Рязани – Колдаевой Н.В., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Советского района г. Рязани в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Управлению благоустройства города администрации г. Рязани о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Рязани обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил суд на основании положений ст. 2 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 6, 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», Решения Рязанской городской Думы «Об утверждении Положения об управлении благоустройства города Рязани» признать незаконным бездействие Управления благоустройства города администрации г. Рязани в связи с непринятием мер по надлежащему содержанию дорожного покрытия по адресу: г. Рязань, пл. Попова, а именно отсутствии дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки, а также дорожной разметки 1.14.1, обозначающей «пешеходный переход»; обязать Управление благоустройства города администрации г. Рязани устранить несоответствие нормативам ГОСТ Р 50597-2017, а именно нанести дорожную разметку, разделяющую транспортные потоки, а также дорожную разметку 1.14.1, обозначающую «пешеходный переход».
Суд, выслушав объяснения прокурора, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и просившего в письменном отзыве о его рассмотрении без участия представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статья 46 Конституция Российской Федерации гласит, что действий (или) бездействие органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд.
По смыслу ст. ст. 1, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспаривание решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе органов местного самоуправления, осуществляется в порядке административного производства на основании административного иска гражданина, организации, а также иных лиц.
К лицам, наделенным правом на обращение в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и (или) неопределенного круга лиц, в том числе отнесен прокурор (ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Так, ч. ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ч. 4 ст. 6 указанного закона, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О Правилах дорожного движения», должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
При этом, под содержанием автомобильных дорог понимается целый комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Таким образом, законодателем на лиц, осуществляющих содержание и ремонт автомобильных дорог, в том числе на уполномоченное лицо органа местного самоуправлении в пределах его компетенции, возложена обязанность осуществлять деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В свою очередь, введенный в действие с 1 сентября 2018 года Национальный стандарт ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в необходимое соответствие.
Так, в соответствии с п. 6.3.1 данного стандарта дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2. (пункт 6.3.2).
Из материалов дела усматривается и административным ответчиком не оспаривается, что в рамках проверки, проведенной по указанию прокуратуры Советского района г. Рязани 28 июня 2022 года, комиссией в составе государственных инспекторов дорожного надзора ЦД и ТН, ПБДД ГИБДД УМВД России по Рязанской области по адресу: г. Рязань, пл. Попова выявлен недостаток дорожного покрытия, выразившийся в отсутствии дорожной разметки, разделяющей транспортные потоки, а также дорожной разметки 1.14.1 «Зебра», в нарушении п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597 2017.
Таким образом, со стороны лиц, ответственных за содержание дорог, имеет место неправомерное бездействие по ликвидации повреждений дорожного покрытия указанного участка дороги, влияющее на безопасность дорожного движения, бесперебойное и безопасное движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью, что может привести к созданию аварийных ситуаций на автомобильной дороге, дорожно-транспортным происшествиям, и создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Согласно постановлению администрации г. Рязани от 29 ноября 2016 года № 5187 «Об утверждении уточненного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования - городской округ город Рязань», дорога по адресу: г. Рязань, пл. Попова, относится к автомобильным дорогам местного значения на территории муниципального образования – городской округ город Рязань.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 «Устава муниципального образования – городской округ г. Рязань Рязанской области», принятого Решением Рязанского городского Совета от 30 июня 2006 года № 470-III, к вопросам местного значения г. Рязани относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с «Положением об управлении благоустройства города администрации города Рязани», утвержденным Решением Рязанской городской Думы от 26 марта 2015 года № 72-II (в редакции от 25 июня 2020 года), в г. Рязани осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; организация содержания, ремонта, строительства объектов внешнего благоустройства города относится к полномочиям Управления благоустройства города администрации города Рязани, обладающим правами юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по устранению допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе путем произведения ремонта дорожного покрытия на указанном участке автомобильной дороги, соответствующего требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, должна быть возложена на административного ответчика – Управление благоустройства города администрации города Рязани, как на лицо, которое в силу действующих нормативно-правовых актов должно было обеспечить организацию дорожной деятельности по содержанию и ремонту указанной выше дороги, но допустило в этой части неправомерное бездействие.
Вопреки доводам административного ответчика, доказательств устранения выявленных нарушений полностью или частично в суд не представлено, а сами по себе факты недостаточности бюджетного финансирования и (или) включения мероприятий по устранению недостатков улично-дорожной сети в муниципальную программу «Дорожное хозяйство и развитие улично-дорожной сети в городе Рязани» на будущее время, юридического значения не имеют и на выводы суда не влияют.
Разрешая в соответствии с требованием ч. 9 ст. 227 КАС РФ, вопрос об установлении срока для совершения административным ответчиком действий по устранению допущенных нарушений определенным судом способом, с учетом конкретных обстоятельств дела, позиции прокурора по данному вопросу, срока, указанного административным ответчиком в письменном отзыве, необходимости соблюдения требований законодательства о контрактной системе, а также внесения данных расходов в бюджет, считает возможным установить срок до 31 августа 2023 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1, ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 1.14.1, ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017 ░░ ░░. ░░░░░░ ░.░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 23 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░)
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░