Дело № 2А-831/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 марта 2021 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Грошкова Александра Петровича о признании незаконным бездействия прокурора города Москвы по разрешению обращений
У с т а н о в и л :
Административный истец Грошков А.П. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным бездействие начальника УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, выразившееся в не рассмотрении обращении вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28.10.2020.
Требования административного иска мотивирует тем, что 03.11.2020 прокуратурой ЦАО г. Москвы принято решение № 20450017-р-6832-20/11595-20450017 о направлении обращения № ВО-11595-20-20450017 Начальнику УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве. До настоящего времени решение по разрешению обращения № ВО-11595-20-20450017 истцу не направлено, чем ответчик допустил бездействие, которое заключается в уклонении от исполнения возложенных на него обязанностей по рассмотрению обращения граждан в установленные сроки согласно ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Административный истец Грошков А.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик - начальник УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представил в суд письменные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707.
В соответствии с п. 9.3 Инструкции, гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 37 названной Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления.
В силу п. 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
Административный ответчик указывает, что 20 ноября 2020 года в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве из прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы поступило обращение Грошкова А.П. (вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28 октября 2020 года).
20 ноября 2020 года в соответствии с пунктом 37 Инструкции, поступившее обращение Грошкова А.П. было зарегистрировано в Отделе делопроизводства и режима УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве за № 3/207721404746 от 20 ноября 2020 года.
26 ноября 2020 года в соответствии с пунктом 76.3 Инструкции, обращение Грошкова А.П. за № 3/207721404746 от 20 ноября 2020 года направлено для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган (Отдел МВД России по району Хамовники г. Москвы), о чем Грошкову А.П. направлено уведомление за № 3/207721404746 от 26 ноября 2020 года по адресу, указанному им в обращении (<адрес>, 142211).
26 ноября 2020 года Отделом МВД России по району Хамовники г. Москвы обращение Грошкова А.П. за № 3/207721404746 от 20 ноября 2020 года зарегистрировано в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (КУСП) за № 29823 от 26 ноября 2020 года, организована проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
04 декабря 2020 года по результатам проверки по обращению Грошкова А.П. (КУСП № 29823 от 26 ноября 2020 года), участковым уполномоченным полиции Отдела МВД России по району Хамовники г. Москвы майором полиции М. вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
10 декабря 2020 года о результатах рассмотрения обращения Грошкову А.П. направлено уведомление № 01/19-20621 по адресу, указанному им в обращении (<адрес>, 142211).
Административный ответчик полагает, что при рассмотрении обращения Грошкова А.П. должностными лицами УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве нарушения не допущены, поскольку они в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Изучив позиции сторон, оценив представленные доказательств в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, руководствуясь Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.09.2013 № 707, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.33 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Статьей 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определены следующие права гражданина при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом:
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт 1);
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2);
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (пункт 3);
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4);
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (пункт 5).
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Статьей 9 Федерального закона N 59-ФЗ установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Согласно ч.1 ст.10 указанного Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов или уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 № 1163-О, от 23.06.2016 № 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
Приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 утверждена Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция).
Из преамбулы данной Инструкции, являющейся Приложением № 1 к приказу, следует, что Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу пункта 2 Инструкции, рассмотрение обращений граждан в системе МВД России осуществляется подразделениями центрального аппарата МВД России, территориальными органами МВД России, образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медико-санитарными и санаторно-курортными организациями, окружными управлениями материально-технического снабжения, учреждениями, оперативно-территориальными объединениями, соединениями и воинскими частями, военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования и учреждениями внутренних войск МВД России, а также иными организациями и подразделениями, созданными для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
Пунктом 8.4 Инструкции установлено, что сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения, обязан уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией.
В соответствии с п. 9.3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерств внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 гражданину, обращение которого рассматривается в органе внутренних дел, должна быть обеспечена возможность: получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, установленных пунктами 146 и 147 Инструкции, либо уведомление о переадресации обращения, в котором информация представлена в письменной форме на бумажном носителе (далее - письменное обращение) в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно пункту 37 названной Инструкции все обращения, поступившие в орган внутренних дел в порядке, установленном пунктом 27 Инструкции, подлежат обязательной регистрации в срок, не превышающий трех дней со дня их поступления.
В соответствии с пунктом 76 Инструкции по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений:
76.1. Принять к рассмотрению по существу.
76.2. Направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел).
76.3. Направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопросов и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение. Запрещается направлять в подчиненные подразделения повторные обращения, а также обращения, за рассмотрением которых осуществляется текущий контроль.
В соответствии с пунктом 85 Инструкции при наличии в обращении вопросов, относящихся к компетенции нескольких органов внутренних дел или самостоятельных подразделений, подлинник обращения направляется на рассмотрение головному исполнителю <1> в целях координации работы соисполнителей, сбора от них информации, обобщения, подготовки и направления ответа гражданину.
В силу п. 91 Инструкции обращения, поступившие в орган внутренних дел в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение тридцати дней со дня их регистрации.
В силу пункта 113 Инструкции результатом рассмотрения обращений, в том числе полученных в ходе приема граждан, являются:
113.1. Письменный или направленный в форме электронного документа либо устный, данный на личном приеме ответ гражданину по существу всех поставленных им вопросов.
113.2. Письменное или направленное в форме электронного документа либо устное, данное на личном приеме уведомление гражданина:
113.2.1. Об оставлении его обращения без ответа по существу с изложением причин.
113.2.2. О переадресации обращения в государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов.
Пунктом 144 Инструкции установлено, что гражданину на одно его обращение направляется один ответ, несмотря на количество вопросов, изложенных в нем.
Из материалов дела усматривается, что Грошковым А.П. и иными заявителями 06.10.2020 в прокуратуру г. Москвы подано заявление о разъяснении законности и допустимости использования применения обществом «МММ-Инвест» и его руководством печати № 152985, кроме того заявители просили обратить внимание на различие копий протокола № 1 учредителей общества «МММ-Инвест», а также, в случае наличия оснований, осуществить прокурорское реагирование. Указанное заявление зарегистрировано за № ВО-111378-20-20450016.
Прокуратура г. Москвы 13.10.2020 в соответствии с п. 3.2. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 года № 45, для проверки доводов Грошкова А.П. направила обращение за № ВО-111378 от 06.10.2020 в Прокуратуру ЦАО г. Москвы, о чем так же сообщила Грошкову А.П. для сведения, с разъяснением положений п. 3.2. Инструкции.
20.11.2020 в УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве из прокуратуры Центрального административного округа г. Москвы поступило обращение Грошкова А.П. (вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28.10.2020). Поступившее обращение Грошкова А.П. было зарегистрировано в Отделе делопроизводства и режима УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве за № 3/207721404746.
Как усматривается из информационной карточке обращения (заявления), коллективное обращение Грошкова А.П. поступило 19.11.2020 и зарегистрировано в УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве за № 3/207721404746 от 20.11.2020, со сроком исполнения до 19.12.2020. После прохождения обращения по уполномоченным лицам и проставления соответствующих резолюций, 26.11.2020 заявителю направлен ответ в форме уведомления № 3/207721404746 от 26.11.2020 по адресу, указанному в заявлении: <адрес>.
Согласно представленного уведомления от 26.11.2020, обращение Грошкова А.П. за № 3/207721404746 направлено для рассмотрения по существу в Отдел МВД России по району Хамовники г. Москвы.
18.12.2020 ОМВД России по району Хамовники г.Москвы в адрес Грошкова А.П. направлено сообщение за исх.№ 04/19-20621 о рассмотрении обращения, по результатам которого вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, с приложением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы и обстоятельства дела, представленные сторонами письменные доказательства, из которых усматривается, что административным ответчиком в соответствии со ст.62 КАС РФ представлены доказательства законности своих действий, которые соответствуют требованиям Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерств внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.
Таким образом, право Грошкова А.П., закрепленное ст. 33 Конституции Российской Федерации, реализовано в полном объеме, права и законные интересы заявителя административным ответчиком – начальником УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве нарушены не были, поскольку поступившее в прокуратуру города Москвы обращение Грошкова А.П. и иных заявителей от 06.10.2020, зарегистрированное в прокуратуре г.Москвы за Вх.№ ВО-111378 от № 3/207721404746, направленное для в прокуратуру Центрального административного округа г.Москвы для проверки доводов обращения. Поступившее 28.10.2020 в прокуратуру Центрального административного округа г.Москвы обращение зарегистрировано за вх.№ № ВО-11595-20-20450017 было направлено 03.11.2020 для организации проверки обращения начальнику УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве.
По результатам рассмотрения УВД по ЦАО ГУ МВД России по г.Москве обращение направлено в Отдел Министерства внутренних дел России по району Хамовники города Москвы для организации и всесторонней проверки, о чем сообщено заявителю.
Вышеуказанные действия соответствует требованиям статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 9.3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерств внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707.
Как следует из содержания пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не имеется.
Разрешая заявленные требования Грошкова А.П. о признании незаконным бездействия начальника УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве суд принимает во внимание приведенные административным истцом доводы о том, в чем заключается нарушение прав и законных интересов последнего, и в чем именно заключается оспариваемое бездействие ответчика, учитывает положения части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, так как со стороны административного ответчика отсутствует уклонение от исполнения возложенных на него обязанностей по рассмотрению обращений граждан.
Поскольку заявление административного истца вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28.10.2020, поступившее в УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, рассмотрено путем переадресации обращения в Отдел Министерства внутренних дел России по району Хамовники города Москвы для организации полной и всесторонней проверки, о чем направлено сообщение Грошкову А.П., то оснований для возложения обязанности на административного ответчика – начальника УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве повторно рассмотреть указанное заявление не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Грошкова Александра Петровича о признании незаконным бездействия начальника УВД по Центральному административному округу ГУ МВД России по г. Москве, выразившееся в не рассмотрении обращении (вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28.10.2020), направленного 03.11.2020 Прокуратурой Центрального административного округа г.Москвы для организации проверки обращения; обязать рассмотреть обращение вх. № ВО-11595-20-20450017 от 28.10.2020 – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С. Фетисова
Мотивированное решение составлено 19 марта 2021 года