Решение по делу № 2-251/2023 (2-3244/2022;) от 15.12.2022

Дело № 2-251/2023

(№ 2-3244/2022)

УИД 26RS0030-01-2022-000416-05

        РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 февраля 2023 года                                                                               ст. Ессентукская

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Дышековой Ю.Н., при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием:

представителя истца по доверенности – ФИО4,

представителя ответчика ФИО2 по доверенности - ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края с использованием средств аудио-фиксации, гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Газпром Трансгаз Ставрополь» к ФИО2, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о возложении обязанностей по устранению нарушений зоны с особыми условиями использования территории объектов единой системы газоснабжения Российской Федерации, взыскании судебных расходов,

установил:

ООО «Газпром Трансгаз Ставрополь» обратилось в Предгорный районный суд Ставропольского края с исковыми требованиями к ФИО2 о возложении обязанностей по устранению нарушений зоны с особыми условиями использования территории объектов единой системы газоснабжения Российской Федерации, взыскании судебных расходов.

В обоснование своих доводов истец указывает, что ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в соответствии со своей уставной деятельностью является газотранспортной организацией, осуществляющей эксплуатацию, обслуживание и содержание в надлежащем состоянии объектов магистрального трубопроводного транспорта ПАО «Газпром» на основании договоров аренды имущества. ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» осуществляет транспортировку газа по объектам магистральных газопроводов ПАО «Газпром» на территории различных субъектов Российской Федерации, в том числе на территории Ставропольского края. На территории Ставропольского края расположен газопровод-отвод к <адрес> 2 нитка 325 мм, инв. , зарегистрированный в Государственном реестре опасных производственных объектов и относящийся к I классу опасности согласно свидетельству о регистрации № А35-01214. Материалы фактического положения газопровода переданы в органы исполнительной власти <адрес>. ПАО «Газпром» является собственником газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка 325 мм, инв. , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ . Газопровод-отвод к <адрес> 2 нитка эксплуатируется ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на основании ежегодно заключаемых договоров аренды имущества. Согласно Уставу ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» и договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ -Д-18/20 на ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» возложена обязанность по эксплуатации арендованного имущества объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии с правилами технической эксплуатации, по соблюдению правил промышленной безопасности, осуществлению контроля за безопасностью эксплуатации имущества, которое относится к опасным производственным объектам. Установление минимальных расстояний от газопроводов до объектов различного назначения обусловлено тем, что данные объекты относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды. В соответствии с «Правилами охраны магистральных трубопроводов», утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ (утв. Зам. Министра топлива и энергетики ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, действующими нормативными и техническими актами установлены минимальные расстояния от газопроводов до объектов различного назначения, что обусловлено тем, что данные объекты относятся к объектам повышенного риска. Минимальные допустимые расстояния от газопроводов до объектов различного назначения призваны обеспечить надежную эксплуатацию газопроводов и безопасность прилегающих объектов и людей. ДД.ММ.ГГГГ актом обследования охранных зон и зон минимальных безопасных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения <данные изъяты>» было зафиксировано нарушение зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения - газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 - 10,9 км. Нарушения заключаются в расположении строений и сооружений, а также ведении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером в пределах охранной зоны и минимальных расстояний газопровода-отвода. В частности, на земельном участке с кадастровым номером :9, принадлежащем на праве аренды ФИО2, расположены: строение (навес) 12,5 x 13,13 м на расстоянии 61, 23 м от газопровода; строение 20,87 х 24,32 м на расстоянии 61,91 м от газопровода; территория земельного участка имеет ограждение; на территории земельного участка осуществляется хозяйственная деятельность, осуществляется стоянка техники, складируются материалы. Нарушающие объекты возведены в отсутствии разрешения ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», как организации, эксплуатирующей газопроводы-отводы. Требование ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» о демонтаже (сносе) нарушающих объектов были оставлены без удовлетворения. Таким образом, ФИО2 допустил нарушение требований законодательства, ограничивающего любую хозяйственную деятельность в пределах установленных охранных зон и зон минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Сохранение в зоне с особыми условиями использования территории нарушающих объектов может повлечь возникновение угрозы разрушения объекта газоснабжения, неконтролируемого выброса газа, пожара и взрыва, которые могут причинить вред здоровью и жизни находящихся в непосредственной близости людей и уничтожению имущества, принадлежащего ПАО «Газпром», Обществу, либо третьим лицам.

Просят суд возложить обязанность на ФИО2 снести (демонтировать) за свой счет расположенные на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> пределах зоны минимальных расстояний (150 метров по обе стороны) газопровода - отвода к <адрес>            2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 - 10,9 км: строение (навес) 12,5 х 13,13 м, строение 20,87 х 24,32 м, ограждение земельного участка; запретить ФИО2 осуществление любого вида хозяйственной деятельности, несовместимой с режимом охранной зоны (25 метров в обе стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров в обе стороны) газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 - 10,9 км в пределах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>; взыскать с ФИО2 в пользу ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» расходы по оплате госпошлины.

На основании определения Предгорного районного суда Ставропольского края от 15 февраля 2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края.

Участвующие по делу лица извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации о времени и месте рассмотрения дела на интернет-сайте Предгорного районного суда <адрес>, а также заказным письмом с уведомлением.

Представители истца по доверенности ФИО4, ФИО5 в судебном заседании поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также письменных пояснениях, просили их удовлетворить, одновременно пояснив, что охранные зоны и минимальные расстояния до объектов ЕСГ (магистральных газопроводов), существовавшие до введения в действие Федерального закона № 342-ФЗ считаются установленными. Соответствующие ограничения, установленные для указанных зон нормативными актами, установившими такие зоны являются действующими и обязательными для исполнения всеми лицами без исключения. Обществом, в установленные Федеральным законом № 342-ФЗ сроки, от имени ПАО «Газпром», по установленным до введения в действие Федерального закона № 342-ФЗ минимальным расстояниям были подготовлены и переданы через ПАО «Газпром» графические материалы с перечнем координат в Минэнерго РФ, который должен был утвердить и передать их Росреестру для внесения сведений в ЕГРН. Росреестр во внесении сведений о границах минимальных расстояний до объектов ЕСГ отказал, дальнейшие действия Минэнерго Обществу неизвестны. В соответствии с частью 20 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ в отношении объектов ЕСГ, указанных в части 19 статьи 26 названного закона, не позднее ДД.ММ.ГГГГ должны быть приняты решения об установлении ЗОУИТ на основании утверждённого Правительством Российской Федерации Положения о минимальных расстояниях до объектов ЕСГ и статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (введённой Федеральным законом № 342-ФЗ). Правительством Российской Федерации должно было быть разработано Положение о данного вида ЗОУИТ и уже в соответствии с требованиями Положения должны были бы применяться положения части 20 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ о принятии решений по установлению ЗОУИТ и замене внесённых ранее в соответствии с частью 19 статьи 26 сведений, разработанных на основе графического описания с перечнем координат. Указание в части 20 статьи 26 на «принятие решения об установлении ЗОУИТ» противоречит положениям части 10 статьи 26 согласно которым «Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации не требуется». Сведения о минимальных расстояниях до объектов ЕСГ в ЕГРН отсутствуют по независящим от воли Общества и ПАО «Газпром» объективным обстоятельствам. Общество проводило работу по постановке на учёт минимальных расстояний до объектов ЕСГ в соответствии с действовавшими до введения в действие Федерального закона № 342-ФЗ нормами Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако Росреестр в ряде случаев отказал в постановке их на учёт, а в ряде случаев внёс и удалил впоследствии сведения о минимальных расстояниях до объектов ЕСГ. действовавшими с начала развития газовой отрасли нормативно-правовыми актами, было предусмотрено ведение уполномоченными государственными органами государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель и передача эксплуатирующими организациями исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов материалов о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съёмка) для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований. Администрация местного самоуправления (органы, наделённые правом предоставления земельных участков и (или) выдачи разрешений на строительство объектов) должны располагать сведениями о месторасположении (прохождении) объектов ЕСГ и наличии у них ЗОУИТ. Общество регулярно доводило и доводит информацию через средства массовой информации (радиовещание, местные печатные издания) о местах расположения газопроводов, охранных зонах и минимальных расстояниях до объектов ЕСГ, об ограничениях, установленных в границах указанных зон; трассы газопроводов обозначены опознавательными знаками со щитами- указателями, установленными в пределах прямой видимости, на которых содержится информация: наименование газопровода и его технические характеристики; местоположение оси газопровода от основания знака; привязка знака (км, пк) к трассе; параметры охранной зоны; телефоны и адрес служб производственного подразделения ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», эксплуатирующего данный участок газопровода; своевременно направлялась информация о расположении объектов линейной части магистральных газопроводов и газопроводов-отводов на территории обслуживания с приложением в электронном виде и на бумажном носителе исполнительной съёмки объектов газотранспортной системы для нанесения их на территориальную карту планирования муниципальных образований Субъекта. Несмотря на обеспечение публичного доступа к сведениям в соответствии с положениями части 37 статьи 26 Федерального закона №    342-ФЗ и действовавшими (и действующими) приведёнными выше нормами, владельцами объектов, размещённых ближе минимальных расстояний до объектов ЕСГ, для строительства таких объектов не было получено согласование от организации - собственника системы газоснабжения (ПАО «Газпром») или уполномоченной им организации (Общество). При этом, обязательное получение согласования предусмотрено частью 21 статьи 26 Федерального закона № 342-ФЗ и для случаев, когда минимальные расстояния не установлены в соответствии со статьёй 106 Земельного кодекса Российской Федерации и утверждённым Правительством Российской Федерации Положением о минимальных расстояниях до объектов ЕСГ (не принятым по настоящее время). Минимальные расстояния были установлены задолго до принятия Федерального закона № 342-ФЗ с целью защиты жизни и здоровья людей и признаны этим же законом действующими, возникшими вместе с объектами ЕСГ, которые относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, т.е. в силу их реальной опасности, в соответствии с действовавшими на момент ввода и на протяжении всего периода эксплуатации объектов, нормативно-правовыми актами Поэтому отсутствие, в связи с новыми установленными Федеральным законом № 342-ФЗ требованиями сведений в ЕГРН о границах таких зон не исключает опасности для жизни и здоровья людей. По мнению Общества угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, последствий прекращения газоснабжения потребителей и социально значимых и промышленных объектов, по своим последствиям является несравнимо большим ущербом для прав и интересов граждан, общества и государства, нежели ограничение прав лица, владеющего земельным участком с возведённым на нём с нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации строения (сооружения), выражающееся в сносе либо переустройстве такого объекта. Все предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности, действующие на момент создания и ввода в эксплуатацию газопровода, регулирующие вопросы установления охранных зон и зон минимальных расстояний, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» были выполнены.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2 по доверенности - ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, одновременно пояснив, что ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» является газотранспортной организацией и на основании заключенного с ОАО «Газпром» договора аренды эксплуатирует участок магистрального газопровода высокого давления. На газотранспортную организацию возложены функции по транспортировке газа, она несет бремя содержания и ответственности за используемое имущество, обязана обеспечивать и осуществлять контроль за безопасностью его эксплуатации. Следовательно, истец как организация, владеющая газопроводом по основанию, предусмотренному договором, вправе предъявить в суд требование об устранении препятствий в пользовании имуществом (статьи 12, 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации). Графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек являются обязательным приложением к решению об установлении этой зоны (пункт 10 статьи 106 Земельного кодекса). Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории должны быть доведены до органа местного самоуправления, применительно к территории, к которой такая зона установлена (пункт 20 статьи 106 Земельного кодекса). Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а границы этой зоны должны быть обозначены на местности специальными знаками (пункт 21 статьи 106 Земельного кодекса). На собственников магистральных газопроводов возложена обязанность обеспечить подготовку графического описания местоположения границ минимальных расстояний, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства, перечня координат характерных точек этих границ, и направить их в уполномоченный орган исполнительной власти для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (часть 19 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). До внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов, в отношении которых не установлены зоны минимальных расстояний, правомерно возведенные в таких границах здания, сооружения сносу не подлежат (часть 38 статьи 26 Закона № 342-ФЗ). Из материалов дела не следует, что в отношении нити газопровода установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса и соответствующие сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии каких-либо ограничений и обременений в отношении земельного участка, арендуемого ФИО7, на указанный земельный участок получено разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию.

Представитель ответчика администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, уважительности своей неявки суду не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял.

    Принимая во внимание то, что в соответствии с действующим законодательством явка стороны в судебное заседание является правом, а не обязанностью, суд счел возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие указанных лиц, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

    Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы данного гражданского дела, исследовав представленные, в условиях состязательности процесса письменные доказательства, и оценив эти доказательства с учетом требований закона об их допустимости, относимости и достоверности, как в отдельности, так и в совокупности, а установленные судом обстоятельства - с учетом характера правоотношений сторон и их значимости для правильного разрешения спора, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

    Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, регламентируя судебный процесс, наряду с правами его участников предполагает наличие у них определенных обязанностей, в том числе обязанности добросовестно пользоваться своими правами (ст. 35 ГПК РФ). При этом реализация права на судебную защиту одних участников процесса не должна ставиться в зависимость от исполнения либо неисполнения своих прав и обязанностей другими участниками процесса.

    Частью 1 ст. 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим основанием возникновения гражданских прав и обязанностей являются в том числе, акты органов местного самоуправления, договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.

    Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

    На основании ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

    В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ПАО «Газпром» является собственником газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, запись о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

    Во исполнение договора аренды имущества от ДД.ММ.ГГГГ -Д-18/20 газопровод передан истцу во временное владение и пользование.

    Газопровод-отвод к <адрес> относится к I классу опасности, что подтверждается свидетельством о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № от ДД.ММ.ГГГГ.

    В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> принадлежит на праве аренды ФИО2, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    По результатам проведенного сотрудниками истца ДД.ММ.ГГГГ актом обследования охранных зон и зон минимальных безопасных расстояний газопроводов, сооружений и устройств объектов газоснабжения <данные изъяты> <данные изъяты> было зафиксировано нарушение зоны с особыми условиями использования территории (охранной зоны и зоны минимальных расстояний) до объекта Единой системы газоснабжения - газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 - 10,9 км. Нарушения заключаются в расположении строений и сооружений, а также ведении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером в пределах охранной зоны и минимальных расстояний газопровода-отвода.

    В частности, на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем на праве аренды ФИО2, расположены: строение (навес) 12,5 x 13,13 м на расстоянии 61, 23 м от газопровода; строение 20,87 х 24,32 м на расстоянии 61,91 м от газопровода; территория земельного участка имеет ограждение; на территории земельного участка осуществляется хозяйственная деятельность, осуществляется стоянка техники, складируются материалы.

    Посчитав, что объекты, расположенные в зоне минимальных расстояний газопровода высокого давления размещены с существенным нарушением требований действующего законодательства Российской Федерации, прав общества, связанных с владением и эксплуатацией упомянутым газопроводом-отводом, истец направил ответчику претензию в которой предложил ему в тридцатидневный срок с момента ее получения устранить нарушения в зоне минимальных расстояний газопровода-отвода <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2-10,9 км, а именно демонтировать (снести) указанные объекты, прекратить осуществление любой хозяйственной деятельности, несовместимой с режимом зон с особыми условиями использования территории, от ДД.ММ.ГГГГ.

    Непринятие ФИО7 мер, направленных на устранение выявленных нарушений, послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.

    Как следует из п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

    При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что недопустимо придание обратной силы толкованию правовых норм, ухудшающему положение подчиненной (слабой) стороны в публичном правоотношении, поскольку иное означало бы нарушение общих принципов правового регулирования и правоприменения, вытекающих из статей 19 (части 1 и 2), 46, 54 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

    Установление времени создания спорных объектов имеет значение не только для определения норм права, регулирующих спорные правоотношения, но и для выяснения вопроса о противоправности действий ответчика. Данные обстоятельства, имеют существенное значение для разрешения настоящего спора.

    Как следует из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН и копий свидетельств о государственной регистрации права, спорные объекты были созданы не позднее 2013 года.

    В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 названного Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

    Общество является организацией, владеющей газопроводом по основанию, предусмотренному договором аренды, в связи с чем, оно вправе предъявить в суд требование об устранении нарушений препятствий в пользовании имуществом.

    В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

    В п. 45 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, применяя ст. 304 ГК РФ, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.

    В соответствии с п. 46 постановления Пленума от 29.04.2010 года № 10/22 при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта. Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.

    В силу п. 47 постановления Пленума от 29.04.2010 года № 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

    В соответствии с п. 6 ст. 105 Земельного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относится охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пунктом 25 - зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.

    Действовавшая в момент создания спорных объектов редакция ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», определяла охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливалась в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

    Согласно действовавшей в момент создания спорных объектов редакции части шестой статьи 28 Главы VIII «Правовые основы взаимоотношений организаций - собственников систем газоснабжения и организаций иных отраслей экономики» Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливались охранные зоны с особыми условиями использования таких земельных участков. Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определялись на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Владельцам указанных земельных участков при их хозяйственном использовании запрещалось строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имели права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

    Таким образом, по смыслу приведенных норм, действовавших во время создания спорных объектов, установление охранных зон систем газоснабжения с особыми условиями использования территории допускалось на земельных участках, отнесенных к землям транспорта в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, а владельцам таких земельных участков при их хозяйственном использовании запрещалось строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

    В силу ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.

    В соответствии с п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 года № 1083, охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются: а) вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от оси магистрального газопровода с каждой стороны; б) вдоль линейной части многониточного магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей крайних ниток магистрального 8 газопровода; в) вдоль подводных переходов магистральных газопроводов через водные преграды - в виде части водного объекта от поверхности до дна, ограниченной условными параллельными плоскостями, отстоящими от оси магистрального газопровода на 100 метров с каждой стороны; г) вдоль газопроводов, соединяющих объекты подземных хранилищ газа, - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метров от осей газопроводов с каждой стороны; д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны; е) вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа - в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 метров с каждой стороны.

    В свою очередь, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов нормативными актами Правительства Российской Федерации до настоящего времени не утверждено. Понятие «зона минимальных расстояний» регламентировано СНиП 2.05.06-85*, согласно положениям которого, зона минимальных расстояний газопроводов - это расстояние от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Зоны минимальных расстояний составляют от 100 до 350 метров в зависимости от диаметра газопровода, степени ответственности объектов, указанных на знаках закрепления газопроводов, и служат для обеспечения безопасности этих объектов.

    Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 года № 878, установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

    В соответствии с пунктом 5 Правил № 878 в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

    Согласно п. 7 Правил № 878 установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей. Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости 9 объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (п. 9 Правил № 878).

    В соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Требования к размещению газопроводов установлены также в СНиП 2.05.06-85*, в п. 3.16 которого закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 зона минимальных расстояний для типа (категории) газопровода, используемого истцом, составляет не менее 100 метров.

    В соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

    Исходя из приведенных норм закона следует, что снос строений, сооружений, находящихся в охранных зонах газопровода производится за счет лиц, допустивших нарушения.

    Согласно ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признавались земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

    В силу действовавшей во время создания спорных объектов ч. 1 ст. 90 ЗК РФ землями транспорта признавались земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Вместе с тем, как следует из представленных выписок из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к категории земель населенных пунктов. Сведений о том, что указанный земельный участок ранее относился к категории земель транспорта суду не представлено.

    На основании разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ , выданного администрацией Предгорного муниципального округа Ставропольского края, на земельном участке с кадастровым номером :9, расположенном по адресу: <адрес> разрешено строительство объекта капитального строительства, а именно административно-производственного здания, срок действия разрешения 9 месяцев, до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта капитального строительства (административно-производственное здание), расположенного на земельным участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> администрацией Предгорного муниципального округа Ставропольского края выдано разрешение на ввод в эксплуатацию .

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в Единый государственный реестр недвижимости внесены ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № .

Организация, эксплуатирующая газопровод, на протяжении длительного периода времени мер к размещению в ЕГРН сведений о границах охранных зон магистрального газопровода – отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 – 10,9 км и наличии ограничений (обременений) на входящие в эти зоны земельные участки, не предпринимала.

Таким образом, совокупность доказательств имеющихся в деле, не свидетельствует об информировании ФИО2 о невозможности возведения объектов капитального строительства на расстоянии менее 150 м от оси газопровода.

Исследованные в совокупности доказательства свидетельствуют о том, что ФИО2, обратившись в орган местного самоуправления получил необходимую информацию об отсутствии ограничениях в застройке участка, а также получил разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капительного строительства.

Федеральным законом от 03.08.2018 года № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который начал действовать с 04.08.2018 г., п. 1 ст. 222 ГК РФ изложен в новой редакции, согласно которому самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Также, п. 1 ст. 222 ГК дополнен абзацем вторым, который предусмотрел, что «не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка».

С учетом положений абз. 2 п. 1 ст. 222 ГК РФ для признания объекта, возведенного с нарушением ограничений, установленных для соответствующей зоны, самовольной постройкой, суду необходимо установить, знал ли или должен был знать застройщик о распространении ограничений на принадлежащий ему земельный участок, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.

Случаи и способы обеспечения публичного доступа к информации о зоне с особыми условиями использования территории определены ч. 37 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ.

Так, согласно ч. 37 ст. 26 Федеральным законом от 03.08.2018 года № 342-ФЗ публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и границах такой зоны считается обеспеченным, если на дату начала создания объекта недвижимого имущества на земельном участке, расположенном в границах зоны с особыми условиями использования территории, соблюдалось хотя бы одно из следующих условий:

1) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории внесены в ЕГРН;

2) в документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на него, отображены сведения о нахождении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории;

3) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории указаны в градостроительном плане земельного участка;

4) решение об установлении зоны с особыми условиями использования территории и границ такой зоны опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

5) сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, и границы такой зоны обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

6) правообладатель земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, был уведомлен об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в порядке, установленном в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона);

7) сведения о здании, сооружении, в связи с размещением которых установлена зона с особыми условиями использования территории, включены в документы, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей части.

    Вместе с тем из материалов дела следует, что на дату начала создания спорных объектов ни сведения о границах минимальных расстояний, ни сведения о границах охранной зоны, ни сведения о самом газопроводе в ЕГРН внесены не были.

    В документах, выданных в отношении земельного участка при его государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на него, сведений о нахождении земельного участка полностью или частично в границах охранной зоны либо границах минимальных расстояний не имелось.

    Сведений о том, что границы охранной зоны либо границы минимальных расстояний имелись в градостроительном плане спорного земельного участка, стороной истца в материалы дела также не представлено.

    Также, истцом не представлено доказательств о том, что дату начала создания спорных объектов решение об установлении охранной зоны либо зоны минимальных расстояний и границ таких зон опубликовано в порядке, установленном для опубликования указанных решений, также не представлено доказательств того, что дату начала создания спорных объектов границы таких зон были обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

    Данных о том, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории на дату начала создания спорных объектов были отображены на карте градостроительного зонирования в составе утвержденных правил землепользования и застройки или в документации по планировке территории, а также о том, что границы такой зоны были обозначены на местности в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, истцом суду не представлено.

    Таким образом, законодатель принятием вышеуказанных норм установил, что в случае отсутствия сведений в общедоступных источниках о наличии на территории земельного участка охранных зон газопровода или минимальных расстояний, объект, который находится в охранной зоне газопровода и (или) ближе минимальных расстояний, не может быть признан самовольной постройкой, и у суда отсутствуют основания для сноса таких построек. Иное привело бы к прямому противоречию принятых нормативных актов.

    Ссылка истца на Свод правил магистральные трубопроводы (СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*), судом признается несостоятельной.

    В соответствии с ч. 3 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации, не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

    В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.05.2021 года № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 года № 985 "Разделы 5 (пункт 5.4), 7 (пункты 7.6, 7.7 (за исключением примечаний 4, 8, 9 к таблице 4), 7.9, 7.10, 7.15 - 7.18, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25 (за исключением абзаца второго)), 8 (пункты 8.1.3, 8.2.6 (за исключением абзацев первого - четвертого), 8.2.11), 9 (пункт 9.5.12), 10 (пункты 10.2.1 (за исключением примечания 2), 10.2.3 (абзац первый), 10.2.5, 10.2.6, 10.2.13, 10.2.14, 10.2.16, 10.2.21 (абзац первый), 10.2.23 - 10.2.28, 10.3.2, 10.3.3, 10.3.4 (за исключением абзаца четвертого), 10.3.6, 10.3.7), 11 (за исключением пунктов 11.1, 11.2, абзаца первого пункта 11.3, пункта 11.5, абзаца второго пункта 11.7), 12 (за исключением пунктов 12.1.4, 12.2.1, 12.2.4, абзаца первого пункта 12.2.8, пунктов 12.2.9, 12.2.14, 12.2.16, 12.4.7, 12.5.3, примечания пункта 12.6.1, последнего абзаца пункта 12.7.2, абзаца пятого пункта 12.7.3 и таблицы 16 пункта 12.7.5, абзаца первого пункта 12.7.6, абзаца первого пункта 12.7.8, пункта 12.7.9), 13 (за исключением пункта 13.1, абзаца второго пункта 13.4, пунктов 13.5, 13.9, 13.13), 14 (за исключением пунктов 14.1.1, 14.1.2, 14.2.3, 14.3.3, 14.3.6, 14.4.4, 14.5.3, 14.5.4, 14.5.6, 14.5.8), 16 (за исключением пунктов 16.2, 16.5, абзацев второго и третьего пункта 16.9), 17 (пункты 17.1.1, 17.1.2, 17.1.4 - 17.2.6) СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы» включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований; к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

    Кроме того, принимая во внимание период создания спорных объектов, а также учитывая положения Обзора судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014 года, о том, что при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей во время возведения самовольной постройки, с учетом установленного периода возведения спорных объектов, суд приходит к выводу, что положения Свода правил магистральные трубопроводы (СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*), утвержденные 25.12.2012 года не могут применяться при рассмотрении настоящего дела.

    Во время создания спорных объектов, действовали положения Строительных норм и правил СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» утвержденные Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 года № 30 положения которых, распространялись только на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов, к категории которых спорный газопровод в рассматриваемый период времени не относился.

    Из изложенного следует, что ответчик при должной степени заботливости и осмотрительности не мог знать о прохождении в непосредственной близости от используемого им земельного участка и принадлежащих ему объектов (строений, сооружений) спорного газопровода-отвода и соответственно о наличии охранных зон такого объекта, а также об ограничениях, установленных для таких зон нормами действующего законодательства.

    Согласно пунктам 17 - 18, 21 «Правил охраны газораспределительных сетей» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежало государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Из выше приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ, Правил № 1083 и иных требований закона следует, что охранная зона необходима для исключения возможных случаев повреждения газопроводов газораспределительных станций от воздействия населения. Зона минимальных расстояний необходима для обеспечения безопасности населения, то есть для защиты от воздействия особо опасного объекта на население в случае возникновения аварии.

    В соответствии с ч. 38 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 года № 342-ФЗ до даты внесения в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), если в отношении таких трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со ст. 106 ЗК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольных построек либо решение о сносе самовольных построек или об их приведении в соответствие с установленными требованиями) сносу и (или) приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний не подлежат.

    Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 69 ГПК РФ, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в отношении магистрального газопровода, которым владеет истец, не установлена зона минимальных расстояний в соответствии со ст. 106 ЗК РФ, охранная зона данного газопровода установлена и внесена в ЕГРН уже после создания спорных объектов, земельный участок ответчика во время создания спорных объектов к категории земель транспорта не относился, а законодательный запрет на строительство зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения устанавливался только для владельцев тех земельных участков, которые были отнесены к категории земель транспорта и на которых была установлена охранная зона, публичный доступ к сведениям о зонах с особыми условиями использования территории и о границах таких зон на дату начала создания спорных объектов обеспечен не был, порядок установления минимальных расстояний до существующих магистральных газопроводов действовавшим в рассматриваемый период времени законодательством определен также не был, суд приходит к выводу о том, что объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , сносу (демонтажу) не подлежат.

Изложенный правовой подход содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.06.2021 года (пункты 5 и 7).

    В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Согласно ч. 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Согласно положениям ст. 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

    В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на обоснование своих требований и возражений.

    Содержание указанной выше нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.

    Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).

    В силу ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

    Таких обстоятельств в ходе судебного разбирательства дела не установлено, и доказательств обратного истцом представлено не было.

    Права всех собственников подлежат судебной защите равным образом (ст. 212 ГК).

    В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускается злоупотребление правом, в том числе и правом собственника недвижимого имущества, осуществляемые с намерением причинить вред другому лицу (ущемить интересы других физических, либо юридических лиц), т.е. по существу на участников гражданских правоотношений законом возлагается обязанность не допускать действий, затрагивающих права и охраняемые законом интересы других лиц, препятствующие реализации прав собственника по пользованию и владению сопредельных земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости.

    Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными сторонами доказательства, в том числе и письменными, суд считает, что истец по своим заявленным требованиям не доказал те обстоятельства, на которые он ссылался в обоснование, заявленных требований.

    С учетом названных конституционных принципов, отсутствия противоправности в действиях ответчиков, приведенного нормативно-правового запрета на снос зданий, сооружений, отсутствия в ЕГРН сведений о границах минимальных расстояний до соответствующего газопровода, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иной подход, по мнению суда, приведет как к нарушению прямого законодательного запрета, так и к нарушению основополагающих принципов стабильности гражданского оборота и неприкосновенности частной собственности.

    В силу п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.

    Поскольку требования к ответчику о запрете осуществлять любую хозяйственную деятельность, несовместимую с режимом охранной зоны и зоны минимальных расстояний газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 – 10,9 км в пределах земельного участка с кадастровым номером и о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в рассматриваемом случае не являются самостоятельными требованиями и заявлены как производные к требованию о сносе зданий спорных строений и сооружений, а в сносе названных объектов отказано, требования о запрете осуществлять любую хозяйственную деятельность несовместимую с режимом зон с особыми условиями использования территорий, на земельном участке с кадастровым номером и взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" к к ФИО2, администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края о:

- возложении обязанности на ФИО2 снести (демонтировать) за свой счет расположенные на земельном участке с кадастровым номером :9 по адресу <адрес> пределах зоны минимальных расстояний (150 метров по обе стороны) газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 – 10,9 км: строение (навес) 12,5 х 13,13 м, строение 20,87 х 24,32 м; ограждение земельного участка;

- запрете ФИО2 осуществления любого вида хозяйственной деятельности, несовместимую с режимом охранной зоны (25 метров в обе стороны) и зоны минимальных расстояний (150 метров в обе стороны) газопровода-отвода к <адрес> 2 нитка O325 мм, инв. , участок 10,2 – 10,9 км в пределах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>;

- взыскании с ФИО2 в пользу ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» судебных расходов по оплате государственной пошлины, отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, через Предгорный районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2023 года.

Судья                                                                                                         Ю.Н. Дышекова

2-251/2023 (2-3244/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Газпром трансгаз Ставрополь"
Ответчики
администрация Предгорного муниципального округа Ставропольского края
Дугужев Анзор Музакирович
Другие
Кононов Александр Сергеевич
Суд
Предгорный районный суд Ставропольского края
Судья
Дышекова Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
predgorny.stv.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Судебное заседание
15.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Судебное заседание
27.02.2023Судебное заседание
03.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее