Решение по делу № 2а-1621/2018 от 13.06.2018

Дело № 2а-1621/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2018 года                                                                                    г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                                                             Сумачакова И.Н.,

при секретаре                                                                                          Яндиковой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по <адрес> об уменьшении исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора, наложенного постановлением от 19 апреля 2018 года , на одну четверть. Требования мотивированы тем, что 10.04.2018 г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП и розыску УФССП по Республике Алтай Т. возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа, выданного Горно-Алтайским городским судом по делу № 2-2328/2017 об обязании Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставить из специализированного жилищного фонда Республики Алтай по договору найма специализированное жилое помещение А.Л.С. Министерству было предложено в течение 5 дней произвести добровольное исполнение требований исполнительного документа. В связи с неисполнением требований в добровольном порядке, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 19.04.2018 г. о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей. При вынесении данного постановления судебный пристав-исполнитель не учел наличие уважительных причин, что исполнение решения суда носит длящийся характер, поскольку предусматривает совершение последовательности действий, входящих в компетенцию различных органов исполнительной власти Республики Алтай. Министерство самостоятельно не распоряжается специализированным жилищным фондом, и предоставить жилье А.Л.С. в течение 5 дней не представляется возможным. Кроме того, решением суда по делу № 2-2328/2017 срок предоставления специализированного жилого помещения А.Л.С. не установлен. Администрацией города Горно-Алтайска Республики Алтай в рамках формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, земельный участок для строительства жилых помещений на территории г. Горно-Алтайска в 2018 г. не предоставлен, отдельное строительство многоквартирного жилого дома для детей указанной категории в текущем году не предусмотрено.

Представитель административного истца Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай Абанина А.Б., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай, Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 вышеназванного Федерального закона).

В п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» закреплено, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что в производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Т. имеется исполнительное производство -ИП от 10.04.2018 г., возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай 05.04.2018 г. по гражданскому делу № 2-2328/2017, в отношении должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай. Предметом исполнения является обязание предоставить А.Л.С. из специализированного жилого фонда РА по договору найма специализированного жилого фонда благоустроенное, изолированное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям с учетом нормы предоставления, на территории МО г. Горно-Алтайска.

Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя (пункт 3).

В связи с тем, что исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Т. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в размере 50 000 рублей.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор взыскивается за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности. В качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности.

Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель, вынося постановление о взыскании с заявителя исполнительского сбора, исходил из того, что должник добровольно в установленный срок требования, содержащиеся в исполнительных документах, не исполнил. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы и являющихся основанием для освобождения заявителя от взыскания исполнительского сбора, не представлено.

При таком положении взыскание исполнительского сбора с должника, не исполнившего в полном объеме требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представившего доказательств наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих добровольному и своевременному исполнению, является правомерным.

При этом законом не ограничен срок, в течение которого может быть принято решение о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора только на четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ.

Последовательность формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а также способы формирования специализированного жилищного фонда регулируется Порядком формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включения и исключения жилого помещения из указанного специализированного жилищного фонда, утвержденными Постановлением Правительства Республики Алтай от 05.08.2013 г. № 212.

Согласно п. 2, п. 3, п. 4 указанного Порядка формирование специализированного жилищного фонда осуществляется Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год. Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай до 1 мая года, предшествующего планируемому, представляет в Министерство регионального развития Республики Алтай техническое задание на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Министерство регионального развития Республики Алтай на основании информации, указанной в п. 3 настоящего Порядка, представляет в Министерство финансов Республики Алтай информацию об объемах средств республиканского бюджета Республики Алтай, необходимых для формирования специализированного жилищного фонда на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно п. 6 Порядка мероприятия по приобретению и (или) строительству многоквартирных домов и (или) жилых домов осуществляются Министерством регионального развития Республики Алтай в пределах средств, утвержденных в республиканском бюджете Республики Алтай на соответствующий финансовый год на основании технического задания, в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.

В силу п. 9 Порядка приобретение жилых помещений в государственную собственность Республики Алтай на первичном и вторичном рынках осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно п. 12, п. 14, п. 15 Порядка включение (отказ во включении) жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производятся на основании решения Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай. Окончанием процедуры формирования специализированного жилищного фонда является включение Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай жилого помещения в реестр специализированного жилищного фонда. Информация о принятом решении направляется в Министерство регионального развития Республики Алтай и Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Таким образом, судом установлено, что Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай в установленном законом порядке и сроки осуществляет свои полномочия в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно сведениям Министерства регионального развития Республики Алтай от 15.03.2018 г. отдельное строительство многоквартирного жилого дома для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в текущем году не предусмотрен в связи с тем, что администрацией города Горно-Алтайска земельный участок для строительства жилых помещение в 2018 г. не предоставлен.

Следовательно, суд приходит к выводу, что у Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай отсутствовала реальная возможность исполнить требования исполнительного документа, а именно предоставить А.Л.С. на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения при условии, что на территории г. Горно-Алтайска Республики Алтай отсутствовали свободные жилые помещения специализированного жилого фонда.

При таких обстоятельствах административное исковое требование Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай об уменьшении размера исполнительского сбора с 50 000 рублей до 37 500 рублей (на одну четверть), исходя из степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 179, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Алтай об уменьшении исполнительского сбора удовлетворить.

    Уменьшить размер исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного с должника Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Республике Алтай Т. от 19 апреля 2018 года, до 37 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.

Судья                                                                 И.Н. Сумачаков

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2018 года

2а-1621/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай
Ответчики
Межрайонный отдел судебных приставов по ИОИП и розыску УФССП России по Республике Алтай
УФССП по Республике Алтай
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Дело на странице суда
gorno-altaisky.ralt.sudrf.ru
13.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
18.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018[Адм.] Судебное заседание
17.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2018[Адм.] Дело оформлено
13.05.2020Регистрация административного искового заявления
13.05.2020Передача материалов судье
13.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2020Судебное заседание
13.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2020Дело оформлено
13.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее