Решение по делу № 2-6928/2015 от 23.07.2015

                               Гражданское дело № 2-6928/2015

                                    Копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 ноября 2015 года                                    г.Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Полянской Е.Н.

При секретаре                              Бобриневой Н.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Тарасюк ЮА к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Тарасюк Ю.А. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Тарасюк Ю.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для жен погибших (умерших) военнослужащих, установленные пп.4 п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах». Истица проживает в жилом доме, расположенном по адресу <адрес>, принадлежащем на праве собственности З.В.И., Зотовой Л.И.

Постановлением администрации г. Канска от 16.05.2012 -жк истица принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.2 части 1 ст.51 ЖК РФ, постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ в указанное постановление внесены изменения, истица признана нуждающейся в жилом помещении по основанию п.1 части 1 ст.51 ЖК РФ. Истица обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, ДД.ММ.ГГГГ получила отказ со ссылкой на отсутствие у нее права на получение указанной меры социальной поддержки, поскольку ДД.ММ.ГГГГ выехала из квартиры, расположенной по адресу <адрес>, где проживала как член семьи собственника, в неблагоустроенный дом к посторонним людям (гражданскому супругу своей дочери), по <адрес>, при этом переезд повлек ухудшение жилищных условий и расценен как действие с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Между тем, истица более двух лет проживает в жилом доме, принадлежащем Зотовым по их волеизъявлению, дочь Тарасюк Ю.А.- Новочихина Г.Ф. проживает отдельно от матери, совместное хозяйство не ведут, дочь навещает истицу редко. На праве собственности и по договору социального найма истица жилья не имеет, относится к категории нуждающихся в жилом помещении и имеет право на получение мер социальной поддержки. Кроме того, ответчиком не проводилось обследование жилищно- бытовых условий Тарасюк Ю.А., в связи с чем решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки принято необоснованно. Просит признать незаконным решение Министерства социальной политики Красноярского края об отказе истцу в предоставлении мер социальной поддержки, обязать ответчика предоставить истцу единовременную денежную выплату на приобретение жилья.

В судебное заседание истица не явилась, представила письменные возражения на отзыв ответчика по ее требованиям, в которых указала, что выезд ее из квартиры дочери был вынужденным, так как дочь намеревалась квартиру продать, в настоящее время жилья не имеет.

Участвующий в деле прокурор- помощник прокурора Центрального района г. Красноярска Глухова К.В., представитель истца Новочихина Г.Ф., действующая по доверенности от 05.09.2015, поддержали исковые требования. Представитель истца пояснила, что Тарасюк Ю.А. проживала в принадлежащей представителю (дочери истца) двухкомнатной квартире по адресу <адрес> до января 2013 года. Ранее, в 2012 году, в этой же квартире проживал внук собственника с супругой. Поскольку совместное проживание было невозможно, собственник Новочихина Г.Ф. приняла решение продать указанную квартиру, чтобы приобрести себе однокомнатную квартиру и отдельное жилье внукам. Перед тем, как выставить квартиру на продажу, Тарасюк Ю.А. была снята с регистрационного учета. З.В.И.- гражданский муж дочери, предложил зарегистрировать истцу в принадлежащем ему жилом доме по <адрес>. Фактически же истец первоначально проживала в принадлежащей Зотовой Л.И. квартире по адресу: <адрес>, впоследствии собственнику понадобилась ее квартира, и Тарасюк Ю.А. переехала на <адрес>. Поскольку в этом же доме проживал З.В.И., который тяжело болел, периодически истец непродолжительное время находилась у сестры К.И.А. по адресу: <адрес>, либо, когда нет внуков, в квартире Новочихиной Г.Ф. по адресу <адрес>.

    Считает, что намеренно истец свои жилищные условия не ухудшала, так как Новочихина Г.Ф. как собственник была распорядиться своей квартирой, что она и сделала, продав квартиру. Выезд истицы из квартиры связан именно с предстоящей продажей квартиры, но продать ее удалось не сразу, поэтому между моментом снятия истицы с регистрационного учета до продажи квартиры прошло около 7 месяцев. Вновь приобретенная квартира является однокомнатной, истец в нее на постоянное жительство не вселялась, поскольку там постоянно находятся внуки, которые ее беспокоят.

    Представитель ответчика Садовская Е.Ю., действующая по доверенности от 24.12.2014, иск не признала, поддержала доводы письменного отзыва, приобщенного к материалам дела, в котором указала, что Тарасюк Ю.А. с 24.05.2005 по 16.01.2013 проживала в двухкомнатной квартире дочери, обеспеченность жилой площадью была более учетной нормы. 16.01.2013 истица снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по месту пребывания по <адрес> в <адрес> в доме, принадлежащем чужим для нее людям. Причина, по которой истица снялась с регистрационного учета, неизвестна, из заявления Новочихиной Г.Ф. усматривается, что причиной переезда была продажа квартиры, но фактически квартира была продана лишь 14.08.2013, то есть спустя 7 месяцев после переезда Тарасюк Ю.А. Действия истицы по переезду в другое жилое помещение свидетельствуют о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий с целью состоять на учете, в связи с чем обеспечение ее жильем может быть произведено не ранее, чем через 5 лет после совершения таких действий. Сведения о месте жительства истца противоречивы: из акта обследования жилищных условий, составленного УСЗН администрации г. Канска 15.04.2015 следует, что по адресу <адрес> Тарасюк Ю.А. дома не было, ее вещи отсутствуют. Ее представитель Новочихина Г.Ф. в заявлении в Министерство социальной политики <адрес> указывала место жительства <адрес>, затем указывала этот адрес в качестве места регистрации, а фактическое место жительства- <адрес>. Где фактически проживает в настоящее время истица и по какому адресу необходимо определять ее нуждаемость, неизвестно.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора- администрации <адрес>, не явился, причин неявки не сообщил.

Третье лицо Зотова Л.И. пояснила, что является собственником жилого дома по <адрес>, сособственником являлся так же З.В.И.- ее брат, но в июле 2015 года он умер. В 2013 году истица некоторое время проживала по указанному адресу, затем, в связи с временным выездом к родственникам, Зотова Л.И. предоставила истцу во временное пользование свою квартиру по адресу <адрес> В декабре 2014 года Зотова Л.И. вернулась для проживания в указанную квартиру, и истица переехала на постоянное жительство по месту регистрации на <адрес>. Но в этой квартире проживал тяжело больной З.В.И., психологически жить совместно с ним было трудно, и истица периодически проживала у своей сестры К.И.А. по адресу: <адрес>. В настоящее время по ул.. Аэродромной, 109, проживает сын Зотовой Л.И. с семьей, условий для проживания истицы нет, она периодически живет у сестры.

    Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования и подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

В силу пп. 4 п. 1 ст. 21 названного закона членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 года № 10-4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» установлено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

По правилам ст.4 названного Закона, меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.

Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов производится в порядке очередности исходя из даты принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, за исключением установленных пунктом 2 настоящей статьи случаев (ст.5 Закона).

В силу ст.7 названного Закона, предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем носит заявительный характер: ветеран представляет в министерство социальной политики Красноярского края заявление с указанием формы предоставления мер социальном поддержки, с приложением установленного перечня документов.

Комиссия, созданная министерством, проверяет право ветерана на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем и с учетом даты постановки ветерана на учет и его заявления готовит предложения министерству о предоставлении (отказе в предоставлении) ветерану соответствующей меры социальной поддержки.

Основаниями для подготовки комиссией предложений об отказе ветерану в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем являются:

а) отсутствие права на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем на момент принятия комиссией министерства решения;

б) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

в) реализация ранее права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Тарасюк Ю.А. является вдовой участника Великой Отечественной войны, имеет удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах». В период с 24.05.2005 по 16.01.2013 истица проживала в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу <адрес>, принадлежащей Новочихиной Г.Ф., общей площадью <данные изъяты>. Постановлением администрации г. Канска от 16.05.2012 жк Тарасюк Ю.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ. 16.01.2013 истица снята с регистрационного учета в указанном жилом помещении и 26.01.2013 зарегистрирована по месту пребывания в жилом доме по адресу <адрес> на срок с 26.01.2013 по 26.01.2016., принадлежащем на праве собственности З.В.И., Зотовой Л.И. Впоследствии, 30.07.2013, истица зарегистрирована по указанному адресу постоянно. С собственниками жилого помещения в родственных отношениях не состоит. 14.08.2013 жилое помещение- квартира по адресу <адрес> где ранее проживала истица, было продано Новочихиной Г.Ф. по договору купли- продажи.

Постановлением администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в пункт 1 Постановления администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ жк «О принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Тарасюк Ю.А.», изложив его в следующей редакции: «Принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма Тарасюк Ю.А. согласно п.1 части 1 ст.51 ЖК РФ».

30.03.2015 истица обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ей единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Жилищной комиссией Министерства согласно протоколу от 16.04.2015 было принято решение об отказе в предоставлении истцу указанной меры социальной поддержки в связи с отсутствием права на ее получение на момент принятия комиссией решения. Комиссией сделан вывод, что переезд истицы из квартиры дочери по <адрес> повлек ухудшение жилищных условий Тарасюк Ю.А. и расценен как действие с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд находит указанное решение неправомерным в силу следующего.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.2010 №10-4386 установлено, что обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.

В силу ст.51 ЖК РФ, к гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отнесены лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Приведенные положения Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствуют о том, что ограничения в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Между тем, таких обстоятельств по делу не установлено.

По делу видно, что истица была принята на учет нуждающихся еще в 2012 году, до своего переезда из квартиры дочери, продолжала состоять на учете, и намерений исключить истицу из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления не предпринималось, поэтому искусственно ухудшать жилищные условия истице не было необходимости. Как следует из пояснений стороны истца, снятие Тарасюк Ю.А. с регистрационного учета и выезд ее из жилого помещения, принадлежащего дочери, было вызвано намерением Новочихиной Г.Ф. продать принадлежащую ей квартиру. Последовавшая за этим продажа Новочихиной Г.Ф. указанной квартиры подтверждает, что такие намерения действительно были и собственник их осуществила. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что право пользования указанной квартирой Тарасюк Ю.А. утратила бы независимо от того, когда снялась с регистрационного учета –за 7 месяцев до продажи квартиры или позднее и не по своей воле. При этом действия по отчуждению Новочихиной Г.Ф. квартиры являются реализацией правомочий собственника и повлиять на ее действия истица была не вправе. Таким образом, истица в данном случае каких-либо самостоятельных действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала, и оснований считать ее переезд намеренным, совершенным с целью быть поставленной на жилищный учет отсутствуют.

После продажи двухкомнатной квартиры по адресу <адрес> Новочихина Г.Ф. приобрела однокомнатную квартиру по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты> Однако истицу как члена своей семьи в эту квартиру не вселяла, право пользования данной квартирой у Тарасюк Ю.А. не возникло. При таком положении, указание в протоколе жилищной комиссии Министерства на то, что в случае вселения и регистрации в эту квартиру Тарасюк Ю.А. обеспеченность ее жилой площадью будет более учетной нормы, не основаны на нормах права и фактических обстоятельствах, так как обязанность по вселению матери в свою квартиру у Новочихиной Г.Ф. отсутствует.

Следует принимать во внимание реальные условия проживания истицы, которые свидетельствуют о ее нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Справкой ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» подтверждается отсутствие у истицы на праве собственности жилого помещения, согласно выписки из ЕГРП истице ранее принадлежал на праве собственности жилой дом по <адрес>, право собственности прекращено 04.07.2005, то есть с момента отчуждении жилого дома прошло более 5 лет. Истица состоит на регистрационном учете в жилом доме по адресу <адрес>, принадлежащем Зотовой Л.И., не являющейся членом семьи истицы. Данных о том, что истица имеет право пользования каким- либо другим жилым помещением, в деле не имеется, а то обстоятельство, что истица временно проживала в квартире Зотовой Л.И. <адрес> у сестры К.И.А. по адресу: <адрес> без регистрации лишь подтверждает, что жилого помещения для постоянного проживания у нее не имеется.

Принимая во внимание, что истица является нуждающейся в жилом помещении, в ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, подтверждающих, что истица в 2013 году совершила намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий с целью состоять на жилищном учете, переезд ее из квартиры дочери был совершенных вынужденно, вследствие сложившихся обстоятельств, от нее не зависящих, суд считает, что истица имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В силу изложенного, исковые требования прокурора в интересах Тарасюк Ю.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Тарасюк ЮА удовлетворить.

Обязать Министерство социальной политики Красноярского края предоставить Тарасюк ЮА единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий            /подпись/                          Е.Н. Полянская

Копия верна. Судья                        Е.Н. Полянская

2-6928/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тарасюк Ю.А.
Канский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство социальной политики Красноярского края
Администрация г. Канск
Другие
Зотова Л.И.
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
23.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.07.2015Передача материалов судье
28.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2015Судебное заседание
26.11.2015Судебное заседание
24.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее