Решение по делу № 33-20283/2024 от 01.12.2024

Судья Сидоренкова И.Н.                          УИД № 61RS0001-01-2024-001987-60

                                                                               № 33-20283/2024 (2 инст.)

                                                                             № 2-2392/2024 (1 инст.)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2024 г.                                                            г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Мосинцевой О.В.

судей Владимирова Д.А., Курносова И.А.

при секретаре Ворсиновой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ООО УО «Фивы», третьи лица: Управление Роспотребнадзора по РО, АО «Ростовводоканал» об обязании разработать программу производственного контроля качества воды по апелляционному представлению Прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону на решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 октября 2024 г. Заслушав доклад судьи Владимирова Д.А.,

установила:

Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО УО «Фивы» об обязании разработать программу производственного контроля качества воды, указав, что Прокуратурой Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону проведена проверка производственного контроля качества и безопасности питьевой воды. Установлено, что ООО УО «Фивы» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам - бул. Комарова16/1, ул. Врубовая, 4, пр. Ленина, 105. В нарушение действующим норм и правил указанной организацией не разработана и не представлена на согласование в Управление Роспотребнадзора по РО программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды. Указанные сведения подтверждаются информацией Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о наличии согласованных программ производственного контроля качества и безопасности питьевой воды у ряда управляющих компаний, среди которых ООО УО «Фивы» отсутствует.

Несоблюдение управляющей компанией требований действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения может повлечь негативные последствия для жизни и здоровья граждан в случае потребления ими коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.

Истец просил обязать ООО УО «Фивы» разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по РО программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах, расположенных в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону по адресам - бул. Комарова16/1, ул. Врубовая, 4, пр. Ленина, 10 в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 октября 2024 г. исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону просит об отмене решения суда первой инстанции по мотивам его незаконности и необоснованности, о принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований прокурора. В обоснование своей позиции апеллянт приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной правовой оценки. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права, регулирующих правоотношения сторон. Заявитель апелляционной жалобы настаивает на своих доводах о том, что управляющая организация, осуществляющая подачу коммунального ресурса от централизованных сетей водоснабжения, обязана в силу законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и санитарных правил осуществлять производственный контроль качестве воды. По мнению апеллянта, соответствие качества предоставляемых коммунальных ресурсов является обязательным условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме, в связи с чем, управляющая организация обязана разработать и согласовать программу производственного контроля качества воды.

Судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела согласно ст. 167 ГПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя апеллянта и представителя ответчика, исследовав доводы апелляционного представления, в пределах, установленных п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, ООО УО «Фивы» осуществляет управление многоквартирными домами, расположенными по адресам - бул. Комарова, 16/1, ул. Врубовая, 4, пр. Ленина, 105, что подтверждается лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, приказом ГЖИ РО от 05.11.2020 г. № 2015/1-Л, приказом ГЖИ РО от 17.03.2023 г. № 315-Л, сведениями из системы ГИС ЖКХ.

Прокуратурой в обоснование требований указано, что ООО УО «Фивы» как организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в силу действующего законодательства обязана разработать и согласовать с уполномоченным на то органом программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 12 ГК РФ, ст. 161 ЖК РФ, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 января 2015 г. № 10, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290.

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд пришел к выводу о том, что законодательно обязанность по разработке и согласованию программы производственного контроля качества питьевой воды и горячей воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение. Управляющая же компания не является организацией, эксплуатирующей централизованные системы водоснабжения, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности, не предусмотренной законом и отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.

Отклоняя доводы истца о том, что управляющая компания осуществляет эксплуатацию систем водоснабжения, суд отметил, что ответчик, являясь управляющей организацией, эксплуатирует и отвечает за надлежащее содержание внутридомовых, а не централизованных сетей, в связи с чем, нормативное регулирование, предусмотренное для организаций, осуществляющих эксплуатацию централизованных сетей, в данном случае к ответчику неприменимо.

Данные выводы являются незаконными, необоснованными, исходя из следующих обстоятельств.

Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Частью 2 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ч. 5 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу ч. 6 ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя перечень показателей, по которым осуществляется контроль; указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов; указание частоты отбора проб воды.

В силу ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем).

Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.

Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.04.2015 г. № 307-АД14-5816 по делу № А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.

Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенных в действие с 01.03.2021 г.

В соответствии с п. 77 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 г. № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

Согласно п. 1 Приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Как следует из п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.4 Методических рекомендаций МР 2.1.4.0176-20 «Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020 г., производственный контроль обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающим население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, по согласованной и утвержденной в установленном порядке программе производственного контроля качества и безопасности воды. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей (далее - места водопользования).

Таким образом, требования СанПиН 2.1.3684-21 распространяются на деятельность ООО УО «Фивы», как хозяйственное общество, осуществляющее эксплуатацию систем водоснабжения.

Судом установлено, что ООО УО «Фивы» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, в связи с чем, является исполнителем, предоставляющим коммунальные услуги, и обязано оказывать качественные коммунальные услуги.

В силу п. 15, 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.

В силу п. 15, 16 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ организацией, осуществляющей холодное, горячее водоснабжение является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного, горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.

На основании части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно позиции АО «Ростовводоканал», последний несет ответственность на границе эксплуатационной ответственности сторон, установленной по линии раздела элементов систем водоснабжения согласно схеме.

В соответствии с частью 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

ООО УО «Фивы», являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, в процессе осуществления своей деятельности должно точно и неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Поскольку ООО УО «Фивы» во взаимоотношениях с жильцами многоквартирного дома является исполнителем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, а также лицом, эксплуатирующим внутридомовые системы холодного водоснабжения, как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в состав которого включены, в том числе внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, обязано разработать программу производственного контроля и на основании данной программы проводить лабораторные исследования качества холодной и горячей воды в распределительной сети обслуживающего жилого многоквартирного дома на границе балансовой (эксплуатационной) принадлежности в соответствии с требованиями ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Кроме того, исходя из п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети». В случае возникновения аварийной ситуации, технических нарушений на внутридомовых сетях водоснабжения, выполнение требований п. 78 СанПиН 2.1.3684-21 относится к исключительной компетенции организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, и не может быть отнесено к ресурсоснабжающей организации в силу требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком программа производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды не разработана и на согласование в Управление Роспотребнадзора не представлена.

Оценив обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, коллегия находит заслуживающими внимания доводы представления прокурора об отмене решения с принятием нового решения, которым требования Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону подлежат удовлетворению, поскольку ООО УО «Фивы» является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию централизованных и нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения или водоотведения, следовательно, ответчик обязан разработать и согласовать в установленном порядке с Управлением Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды с соответствующими исследованиями и ведением учета контроля качества воды.

На основании статьи 204 ГПК РФ на ответчика возлагается обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирном доме, находящемся в управлении ООО УО «Фивы».

Позиция ответной стороны, изложенная в возражениях на представление, о том, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, судебной коллегией отклоняется, как основанная на неверном их толковании ответчиком. Именно ООО УО «Фивы» обязано контролировать качество поставляемых гражданам коммунальных ресурсов и при их несоответствии утвержденным нормативам предъявлять соответствующие требования поставщикам ресурсов.

Суд апелляционной инстанции считает возражения ответчика ошибочными, основанными на неправильном толковании норм законодательства.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 октября 2024 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать ООО УО «Фивы» (ИНН 6161085567) разработать и согласовать в Управлении Роспотребнадзора по Ростовской области программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении по адресу: бул. Комарова16/1, ул. Врубовая, 4, пр. Ленина, 105 в г. Ростове-на-Дону - в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение изготовлено 19 декабря 2024г.

33-20283/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону
Ответчики
ООО УО ФИВЫ
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области
АО Ростовводоканал
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
18.12.2024Судебное заседание
24.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2024Передано в экспедицию
18.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее