КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-005418-86
Дело № 2а-3698/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Пермь 20 декабря 2021 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Елоховой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Красильниковой ФИО7 к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании решения незаконным,
у с т а н о в и л:
Красильникова С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным.
В обоснование заявленных требований Красильникова С.В. указывает о том, что 2 августа 2021 г. Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> принято решение №-И-4518 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Указанное решение является незаконным, так как противоречит требованиям земельного законодательства, постановления администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> муниципальной услуги «Перераспределение находящихся в частной собственности». Она является собственником земельного участка с кадастровым номером: № расположенного по адресу: <Адрес>, мкр. Химики, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - отдельностоящие односемейные дома с приусадебным участком (индивидуальные жилые дома). Она обратилась с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с землями, государственная собственность на которые не разграничена. Департамент земельных отношений администрации <Адрес> отказал в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с нарушениями, допущенными при формировании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренными п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в том числе по причине того, что формирование образуемого земельного участка приводит к изломанности границ. Вместе с тем, она и ее семья земельный участок используют с 1948 года. Схема подготовлена в соответствии с приказом Минэкономразвития России «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровым плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровым плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровым плане территории формате электронного документа». Департамент в оспариваемом решении указал на то, что при разработке схемы не учтены материалы и сведения землеустроительной документации и материалы инвентаризации земель, однако такого основания закон не содержит. Домовладение по адресу: <Адрес> в настоящее время принадлежит ее матери ФИО5, которым она совместно с ней пользуется и владеет.
На основании вышеизложенного, ФИО4 просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №-И-4518.
Определениями судьи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в протокольной форме в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес>, ФИО6, ФИО5
Лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены.
ФИО4 в суд не явилась, извещалась. Ранее в судебных заседаниях требования поддерживала, указывая на то, что частью земельного участка, с которым она просит перераспределить свой земельный участок, она с матерью пользуется давно. В настоящее время между ФИО6 и ФИО5 имеется спор относительно прав на домовладение по адресу: <Адрес>, поскольку ФИО5 является ее матерью, она также имеет права на землю, которая предназначена для использования домовладения по адресу: <Адрес>.
Представитель Департамента земельных отношений администрации <Адрес> в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях представитель Департамента возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указывая, что из земель площадью 347 кв.м, с которыми просит перераспределить земельный участок административный истец, возможно сформировать самостоятельный земельный участок, на котором находится домовладение, принадлежащее третьему лицу. Земельный участок с кадастровым номером: № под домовладением по адресу: <Адрес> был снят с кадастрового учета. Поскольку его границы не определены, Департамент руководствовался при принятии оспариваемого решения материалами инвентаризации и землеустроительного дела (л.д. 17)
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> в письменном отзыве возражает против удовлетворения заявленных требований, указывая, что домовладение, которое принадлежит на праве собственности ФИО4, расположено по адресу: <Адрес>, мкр. <Адрес> и находилось на земельном участке с кадастровым номером: № площадью 1 232 кв.м.
Заинтересованные лица ФИО6 и ФИО5 в суд не явились, извещались.
Ранее представители заинтересованного лица ФИО6 в судебном заседании пояснили, что домовладение по адресу: <Адрес>, мкр. Химики, 41 принадлежит ФИО6 на основании вступившего в законную силу решения суда, после получения которого она сначала поставила на кадастровый учет объект недвижимости-дом, а затем стала собирать документы на формировать под ним земельного участка. ФИО5 и ФИО4 в июле 2021 г. отрезали доступ к дому забором. В настоящее время границы образуемого административным истцом земельного участка в результате перераспределения и образуемого ФИО6 земельного участка для эксплуатации дома пересекаются, в связи с чем Департамент земельных отношений администрации <Адрес> обоснованно отказал ФИО4 в перераспределении земельного участка.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной Схемой при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Основания перераспределения земельных участков установлены пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании положений п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (п. 2 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 8 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Как следует из материалов административного дела, гражданского дела №, ФИО4 является собственником 5/6 доли земельного участка площадью 779 кв.м с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: отдельно стоящие односемейные дома с приусадебными участками (индивидуальные жилые дома) по адресу: <Адрес>, г.о. Пермский, <Адрес>, мкр. Химики, что подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. 13-14).
Данный земельный участок зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ и образован из земельного участка с кадастровым номером: № (л.д. 24)
ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением, в котором просила перераспределить земельный участок с кадастровым номером: № по адресу: <Адрес>, мкр. Химики с земельным участком площадью 347 кв.м, расположенным по адресу: <Адрес> мкр. <Адрес> (л.д.18, 20).
По результатам рассмотрения данного заявления Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение №-И-4518 (л.д. 7) об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на основании п.п. 9 п. 9 ст. 39.29, п.п.11 п. 9 ст. 39.29, п.п. 12 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, пунктов 2.11.9, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ административного регламента предоставления департаментом земельных отношений администрации <Адрес> муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утверждённых постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
-п. 2.11.9 Регламента - образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ;
п. ДД.ММ.ГГГГ Регламента - имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема), предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
ДД.ММ.ГГГГ Регламента - приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Причинами, послужившими основанием для отказа, явились следующие обстоятельства:
-образование земельного участка, согласно приложенной Схеме, приводит к изломанности границ, нерациональному использованию, чересполосице и вклиниванию по отношению к смежным земельным участкам (нарушение п.п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ);
- границы образуемого земельного участка не учитывают земельный участок, который является самостоятельным земельным участком и фактическим землепользованием под домовладением в мкр. Химики, <Адрес>, что подтверждается материалами и сведениями землеустроительной документации - материалами инвентаризации земель, утвержденными постановлением Главы <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (нарушение п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ)
Согласно выписки из ЕГРН домовладение по адресу: <Адрес>, мкр. <Адрес>ю 18,3 кв.м с кадастровым номером: 59:01:2810094:73, расположенное в квартале: 59:01:2810094, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на праве собственности за ФИО6 (л.д. 15-16, 33-35)
Право собственности ФИО6 на данное домовладение возникло на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам <Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ №, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по де №, которым принято решение о признании за ФИО6 права собственности на жилой дом с кадастровым номером: № (инвентарный №) площадью 18, 3 кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером: №: 4 по адресу: <Адрес>, мкр. Химики, 41 (л.д. 106-111, 147-161 том 2 гражданского дела №).
ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент земельных отношений администрации <Адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставлении ей земельного участка за плату на основании п.2 ст. 39. 3 Земельного кодекса РФ и приложила схему земельного участка, из которой следует, что земельный участок под домовладением по адресу: <Адрес>, мкр. <Адрес>ю 18,3 кв.м также образуется за счет земель, с которыми просила перераспределить административный истец земельный участков с кадастровым номером: № (л.д. 116-141).
Согласно пп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии следующего основания: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О отражена правовая позиция по вопросу применения положений подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в части ограничения возможности предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке, в котором указано на то, что возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.
В соответствии с п.п.11 п. 9 ст. 39.29, п.п. 12 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Судом установлено, что образуемый административным истцом в результате перераспределения земельный участок включает в себя земельный участок, на котором расположено домовладение по адресу: <Адрес>, мкр. <Адрес>ю 18,3 кв. м, принадлежащее на праве собственности заинтересованному лицу ФИО6, что подтверждается схемой образуемого земельного участка (л.д. 20-21), постановлением Главы <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении результатов инвентаризации земель в <Адрес> (л.д. 22), материалами инвентаризации (л.д.23); апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <Адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ №; межевым планом земельного участка с кадастровым номером: № (л.д. 167-177 тома 1 гражданского дела №).
Следовательно, у Департаментом земельных отношений администрации <Адрес> имелись законные основания для принятия оспариваемого решения, поскольку образование земельного участка в результате перераспределения, указанного административном истцом, произведено в нарушение требований п.п.9 п.9, п.п.11 п. 9, п.п. 12 п. 9 ст. 39.29, п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Доводы административного истца о том, что на и члены ее семьи пользуются землей площадью 347 кв.м с 1948 года правового значения для данного дела не имеют. ФИО4 не является собственником домовладения по адресу: <Адрес>, <Адрес> как и ФИО5
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес> о признании незаконным решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Манько А.В.